Организация доставки товаров в магазин ОАО «Гастроном Дивный»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить систему доставки товара на примере предприятия розничной торговли и определит пути ее совершенствования.
Задачи исследования:
- определить понятие и формы доставки товара;
- рассмотреть этапы процесса организации доставки товара;
- проанализировать методы управления доставкой товара на предприятии торговли;
- дать общую характеристику ОАО «Гастроном Дивный»;

Вложенные файлы: 1 файл

Organizatsia_dostavki_tovarov_v_roznichnuyu_set.docx

— 130.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

1.2 Этапы  процесса организации доставки товара

 

 

Доставка товара — это процесс реального доведения товаров до потребителя. Он включает в себя следующие этапы [2, c.194]:

- транспортировку товаров;

- погрузку и разгрузку  товаров;

- хранение товаров;

- комплектование торгового  ассортимента;

- подготовку к продаже.

Основными принципами доставки товара являются [8, c.211]:

- выбор кратчайших путей  движения товарных потоков;

- выбор наиболее оптимальных  форм и звенности доставки товара;

- использование прогрессивных  технологий доставки товара;

- расширение объема механизированных  погрузочно-разгрузочных и складских  работ;

- наиболее эффективное  использование транспортных средств.

На процессы доставки товара влияет ряд объективных и субъективных факторов:

- производственные (объем, размещение, специализация, сезонность производства);

- транспортные (состояние  дорог, виды транспортных средств, их техническое состояние и  т.д.);

- торговые (мощность, специализация, размещение торговых объектов, оснащенность  оборудованием, сложность ассортимента  и т.д.);

- социальные (социальный  состав и расселение населения, уровень доходов и др.).

Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает заведующий или директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения [1, c.218].

Рациональная организация и технология доставки требует выбора наиболее эффективных методов доставки товаров в розничную торговую сеть. На практике получили распространение два основных метода доставки: децентрализованный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредоточивается неторговым организациям и предприятиям или заказывается в специализированных транспортных предприятиях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наемного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.п.).

Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия - централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча [5, c.150].

При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего составляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.

 

 

Рисунок 1.2 – Подготовительные мероприятия для осуществления доставки

Источник: [5, c.254]

Разработка плана мероприятий по внедрению централизованной доставки начинается с определения объема грузооборота обслуживаемых магазинов. Он рассчитывается на основании анализа данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом веса тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза [22, с. 175].

На практике при составлении плана централизованной доставки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормативов товарных запасов в магазинах, затрат по содержанию запасов в единицу времени и др.

При равномерной реализации товаров простого ассортимента периодичность можно определить по формуле [6, c.113]:

П = 2(З – З мин),                                                                                   (4)

а по товарам сложного ассортимента:

П=2К (З - Змин),                                                                                    (5)

где П - периодичность завоза, дни;

З - средний запас товаров, дни;

З мин - минимальный запас товаров, дни;

К - коэффициент комплектности, определяемый как отношение среднего числа разновидностей товаров в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам. В них указывают номера маршрутов, дни завоза, наименования торговых предприятий и их адреса, вид транспорта и часы доставки.

Маршрут завоза - это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия. Они бывают линейные и кольцевые.

Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом.

Время, необходимое для выполнения каждого маршрута, может определяться по формуле [6, c.141]:

В=(Р/С)+ Вп.р. + Вз (Чз - 1),                                                                 (6)

где Р - расстояние маршрута, км;

С - средняя техническая скорость, км/ч;

Вп.р - время на погрузочно-разгрузочные операции, ч.;

Вз. - время на каждый заезд, ч;

Чз. - число заездов.

Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети розничных торговых предприятий.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.

Необходимое количество транспортных средств определяется следующим образом. Вначале определяется суточная производительность автомобиля по формуле:

Р = (Д к К) /(Р/С+Т),                                                                                (7)

где Д - полезное время работы автомашины, мин;

к - коэффициент использования грузоподъемности автомобиля;

К - грузоподъемность автомобиля, т;

Р - расстояние рейса, км;

С - техническая скорость движения автомобиля с грузом и без него, км/час;

Т - время простоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, мин.

Затем исчисляется необходимое количество автомашин:

М = О:Р,                                                                                                 (8)

где О - количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период [19, с. 361].

В системе мероприятий, направленных на обеспечение рациональной организации централизованного доставки товара розничной торговой сети, важная роль принадлежит разработке технологических схем доставки товара, основанных на применении взаимоувязанных транспортных систем. Так, все более широкое применение находят технологические схемы процесса доставка товара с использованием тары-оборудования. Они предусматривают выполнение следующих основных операций:

а) комплектование ассортимента товаров для каждого магазина и укладка их в контейнер;

б) зачехление и пломбирование контейнера;

в) доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптовой базы;

г) группировка контейнеров по принятым маршрутам;

д) оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;

е) погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства;

ж) доставка контейнеров с товарами на розничное торговое предприятие;

з) выгрузка контейнеров и перемещение их в зону приемки, хранения или в торговый зал магазина;

и) оформление сдачи-приемки контейнеров с товарами;

к) прием, погрузка и доставка на базу порожних контейнеров.

 

 

 

 

1.3 Методы  управления доставки товара на предприятиях торговли

 

 

Совершенствование процесса доставки товара вызывает необходимость создания единой системы управления этим процессом. Основу такой системы составляют диспетчерские службы, организованные в различных звеньях управления торговлей, в том числе и в розничной, основными задачами которых является контроль и регулирование завоза товаров в розничную торговую сеть.

Для упрощения управления процессом доставки товара могут быть использованы технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки товаров в розничную торговую сеть. В них указывается не только день и время доставки товаров в магазин, но и номер автомашины, обслуживающей маршрут, фамилия водителя, размер партий товара и другие данные.

Успешное функционирование системы доставки товара в розничную торговую сеть требует оперативного сбора, обобщения и передачи коммерческим службам информации о состоянии торговли отдельными товарами на каждом розничном торговом предприятии. Оперативное управление доставкой товара в розничную торговую сеть возлагается на диспетчерскую службу. Диспетчерская служба обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми базами, осуществляющими доставку. Она занимается сбором и обобщением информации, поступившей от магазинов, и оперативно передает ее коммерческой службе оптовой балы для принятия необходимого решения о завозе товаров [18, с. 291].

С целью более полного удовлетворения покупательского спроса разрабатываются типовые схемы доставки товара и системы по регулированию товарных запасов на торговых предприятиях.

Оптимальные товарные запасы рассматриваются в качестве важнейшего критерия при оценке эффективности торговли в целом и труда работников торговли в частности.

Правильно организованные оптовые закупки дают возможность сформировать необходимый торговый ассортимент товаров для снабжения населения или розничной торговой сети, осуществлять воздействие на производителей товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса, обеспечивают эффективную работу торгового предприятия [2, c.159].

Торговля относится к тому типу экономических систем, для функционирования которых характерны потоковые процессы, требующие комплексного управления. Поэтому к ней могут быть применены базовые принципы логистического подхода, служащие для установления связи общих и частных задач логистики с маркетингом и стратегическим планом фирмы.

Принцип 1. Организация планирования, производства, сбыта, закупок, хранения и транспортировки.

Принцип 2. Формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях.

Принцип 3. Выделение перемещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдельных управляемых подсистем.

Принцип 4. Координация и контроль действий участников движения ресурсов и продуктов.

Принцип 5. Контроль выполнения задач.

Принцип 6. Установление фирмами прочных связей как между структурными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности, так и с внешними партнёрами по товарной цепочке.

Принцип 7. Оценка параметров траекторий на всех стадиях управления движением потоков и определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с организационно-экономическими требованиями.

Принцип 8. Осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой структурными органами, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

Принцип 9. Диспетчеризация потока, мониторинг перемещения и изменения каждого объекта потока, и оперативная корректировка его движения.

Принцип 10. Обеспечение безотказности и безопасности движения потоков; резервирование коммуникаций и средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока.

Принцип 11. Обеспечение возможности гибкого реагирования на колебание спроса; создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы [17, c.221].

 

Таким образом, вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития торгового предприятия и уже затем стратегия снабжения предприятия.

При организации доставки товара на предприятие розничной торговли должны учитываться следующие основные требования:

- завоз товаров следует  осуществлять в соответствии  со спросом населения и установленным  для магазина ассортиментным  перечнем;

- количество завозимых  товаров должно определяться  типом предприятия, объемом товарооборота  и размерами торговых площадей. - величину единовременно доставляемой партии нужно исчислять с учетом имеющихся товарных запасов, объема среднедневной реализации и установленной периодичности завоза [15, с.119]. Таким образом, маркетинговые подходы к закупочной деятельности нарабатывают методы, позволяющие реализовать концепцию, существенно дополняющую и расширяющую концепцию закупок.

Информация о работе Организация доставки товаров в магазин ОАО «Гастроном Дивный»