Основные принципы дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.
При этом необходимо решить следующие задачи:
- изучить правовое регулирование государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
- проанализировать текущее состояние проблемы обеспечения безопасности дорожного движения;
- рассмотреть основные направления совершенствования государственной политики, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.19 Кб (Скачать файл)

1) обеспечение безопасности  и доступности дорожного движения, комфортности и сервиса для  его участников;

2) обеспечение устойчивой  транспортной системой;

3) снижение рисков в  дорожном движении;

4) переход к безопасным  транспортным средствам;

5) стимулирование и поощрение  использования общественного транспорта;

6) обеспечение соблюдения правил дорожного движения;

7) совершенствование системы  оказания медицинской помощи  пострадавшим в результате дорожно-транспортных  происшествий;

8) охрана окружающей среды  в сфере дорожного движения;

9) иные направления в  сфере дорожного движения и  обеспечения его безопасности  в соответствии с Конституцией, настоящим Законом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 

 

3. Проблемы соблюдения принципов всеми участниками дорожного движения

  Нарушения правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются:

- в превышении безопасной скорости  при маневрах (повороте, обгоне, необходимости  уклониться от столкновения или  наезда, объехать препятствие или  неровность дороги);

- несоблюдении очередности проезда перекрестков;

- неподаче или неправильной подаче  предупредительного сигнала;

- неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия;

- нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки;

- несоблюдении безопасной дистанции;

- неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар;

- стоянке на проезжей части  без освещения;

- нарушении правил перевозки пассажиров;

- технической неисправности автомашины, нарушении правил буксировки, перевозки  грузов, проезда железнодорожных  переездов;

- обгоне и нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающему допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и др.

  Нарушения правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят:

- в неожиданном появлении пешехода  из-за препятствия (например, из-за  стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или  обочины);

- во внезапном выходе из-за транспортного  средства, движущегося в попутном  или встречном направлении;

- в непредсказуемом поведении  пешехода, при котором водитель  ошибочно уверен во взаимном  контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд  автомашины, вдруг побежал наперерез);

- в выходе на проезжую часть  в месте, где это запрещено;

- во внезапном выходе из неосвещенной  зоны дороги;

- нарушении правил перехода на обозначенных переходах, зонах перекрестков; и др.

  Характерно, что наиболее распространенным нарушением ПДД в нашей стране вот уже долгие годы является управление транспортными средствами водителями в состоянии алкогольного опьянения. Причем в последние годы ситуация резко ухудшилась. На дорогах появились не только пьяные водители, но и водители в состоянии наркотического и токсического опьянения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Проблемы дорожного движения

  В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которую вовлечены огромные массы людей и транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения является многоплановой и разнообразной. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла задолго до сегодняшнего дня. Необходимость правового регулирования вопросов безопасности дорожного движения остро встала в начале XX в. в тех странах, где на тот момент производство автомобилей достигло достаточно высокого уровня. Так, к началу XX в. (на 1 января 1900 г.) во всем мире насчитывалось 6200 автомобилей, причем это были только легковые автомобили. Уже к 1910 году число автомобилей достигло 487 тысяч, в том числе 10 тысяч грузовых, а в 1920 году - 7834 тысячи, из них 960 тысяч грузовых и 6000 автобусов. 17 августа 1896 года, в Великобритании был зарегистрирован первый случай наезда на пешехода автомобиля который двигался со скоростью 6 км/ч.

  Положительное значение автомобилизации, которая является важной составляющей технического прогресса, бесспорно и очевидно. Но не стоит недооценивать той опасности, которую она в себе заключает. Вместе с повсеместным внедрением автомобиля, угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью и дорожно-транспортным травматизмом, неуклонно возрастает.

  Оценивая значение безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что эта проблема имеет специфические особенности как правового, так и организационно-управленческого характера. Это объясняется тем, что её решение выходит за рамки ведомственной деятельности и носит широкий социальный характер.

  На железнодорожном, морском, речном, воздушном транспорте подвижной состав, пути сообщения или оборудование, обслуживающее движение транспортных средств, станции отправления и назначения, порты, причалы, пристани, аэропорты находятся в подчинении одной отраслевой ведомственной организации. В качестве лиц, непосредственно управляющих движением поездов, морских и речных судов и самолетов, отбирается сравнительно небольшая группа людей, отвечающих достаточно высоким психофизиологическим требованиям, которые проходят специальный курс тренировки. Их работа находится под постоянным контролем должностных лиц той или иной ведомственной организации. Лица же, пользующиеся железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом, выступают только в качестве пассажиров, которые не могут вмешиваться в процесс работы транспорта.

  Совершенно иное положение складывается в автомобильном транспорте. Дороги находятся в ведении и обслуживании многих организаций. Автомобилями владеют десятки тысяч предприятий, учреждений, юридических и физических лиц. Миллионы граждан связаны с проблемой обеспечения безопасности дорожного движения либо по роду своей профессии, либо как владельцы собственных автомобилей, и, наконец, практически все население выступает в качестве пешеходов и пассажиров. Таким образом, проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет предельно широкий общественный характер, что обуславливает её общегосударственное значение.

Оценивая современную обстановку и перспективы, можно полагать, что и в дальнейшем автомобильный транспорт будет развиваться высокими темпами, удельный вес автомобильных перевозок будет возрастать, а проблема обеспечения безопасности дорожного движения будет усложняться.

В этой связи наиболее остро встает организационно-правовой аспект решения этой проблемы. Это обусловлено необходимостью совершенствования правовых норм и механизма работы системы обеспечения безопасности дорожного движения с целью достижения максимальной эффективности этой системы.

Несмотря на то, что решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения связано со многими техническими факторами (качество автомобиля, уровень его пассивной и активной безопасности, качество дорожных условий), подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий так или иначе связано с нарушением правил дорожного движения непосредственно его участниками. Это порождает необходимость проведения целенаправленной многоаспектной работы среди участников движения. Но вместе с тем при оценке эффективности этой работы нельзя не учитывать фактор определенного саморегулирования общественных отношений в сфере дорожного движения, что связано с тем, что человек на собственном опыте при непосредственном восприятии фактов окружающей его действительности вырабатывает навыки своего поведения в дорожном движении.

Явление автомобилизации общества при всех её экономических и социальных выгодах, тем не менее, порождает определенные негативные явления. К ним относятся материальный ущерб при дорожно-транспортных происшествиях и дорожно-транспортный травматизм, который приводит к причинению вреда здоровья участникам дорожного движения, а зачастую и к гибели людей. Не менее существенным фактором является химическое, тепловое, шумовое и электромагнитное загрязнение окружающей среды.

Для общества важно сокращение абсолютных потерь от аварийности, снижение вероятности попасть в дорожно-транспортное происшествие для каждого человека.

Экономический аспект проблемы обеспечения безопасности дорожного движения выражается в чрезвычайно большом размере материальных потерь, связанных с аварийностью с одной стороны и сложностью и многоплановостью организационно-правовых, материально- технических и финансовых путей по их разрешению с другой.

Необходимо подчеркнуть взаимосвязь дорожно-транспортного травматизма и экономического ущерба, возникающего в результате дорожно- транспортных происшествий. Эта взаимосвязь выражается в следующем. Экономический ущерб, возникающий в результате ДТП, определяется размером ущерба, связанного с временной частичной или полной потерей трудоспособности лиц, пострадавшем при ДТП, а также их гибелью, повреждением транспортных средств, разрушением или порчей грузов, задержками в пропуске транспортных потоков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Пути разрешения проблем дорожного движения

Процесс дорожного движения возник, существует и развивается в связи с потребностью человека в перемещении пассажиров и грузов при помощи транспортных средств, причем делать это с как можно более высокой скоростью. Скорость - главная характеристика механического движения, предел которой обусловлен мощностью двигателя, расходом энергии. Однако, реальная скорость движения значительно ниже этого предела. Причиной этому служат дорожные условия - информация о дороге (её геометрических параметрах, состоянии проезжей части, обочин), среде движения (погоде и видимости), управляемом водителем автомобиле (его положении на дороге, относительно других автомобилей) и о себе самом (собственная оценка своего психофизиологического состояния). Таким образом, водитель, руководствуется стремлением двигаться с как можно более высокой скоростью, но этому стремлению противостоит опасность совершения дорожно-транспортного происшествия, необходимость ограничения скорости во избежание создания аварийной обстановки.

Действительно, реальная скорость зависит не только от мощности автомобиля, но и от его конструктивных качеств, что также относится и к дороге с ее оборудованием.

С необходимостью разрешения противоречия «скорость - опасность» приходится сталкиваться на всех уровнях обеспечения безопасности дорожного движения. Достижение такого качества дорожного движения, как его безопасность, возможно лишь путем преодоления, благоприятного разрешения противоречия «скорость - опасность». Преодоление этого противоречия возможно только при эффективности деятельности именуемой организацией дорожного движения.

Организация дорожного движения - это деятельность по обеспечению максимально возможной безопасной скорости, включающая подготовку и воспитание его участников, совершенствование транспортных средств, дорожных условий, содержание их в пригодном для эксплуатации состоянии, регулирование движения, надзор за соблюдением правил движения.

Однако нормативно в настоящее время закреплено иное понятие организации дорожного движения. Современное законодательство раскрывает этот процесс как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.

  Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечить безопасность дорожного движения - это значит добиться снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа убитых и раненых в условиях развития автомобилизации.

Практически результаты этой деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения могут быть оценены по показателям о состоянии аварийности. Состояние аварийности определяется количеством и тяжестью последствий дорожно-транспортных происшествий.

Рассматривая вопросы аварийности и обеспечения безопасности дорожного движения, мы неизбежно сталкиваемся с понятием дорожно-транспортного происшествия.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В дорожном движении возникают такие события, которые влекут за собой уголовную ответственность, т.е. преступления. Для обозначения такого рода событий целесообразно использовать термин «дорожно- транспортное преступление».

Дорожно-транспортное преступление - это уголовно наказуемое дорожно-транспортное происшествие.

Фактически дорожно-транспортное преступление это разновидность дорожно-транспортных происшествий. Из всей совокупности дорожно-транспортных происшествий можно выделить случаи, в которых наступление вредных последствий связывается с уголовной ответственностью, т.е. дорожно-транспортные преступления.

Рассматривая дорожное движение, следует обратить внимание на то, что это процесс, представляющий собой определенную социальную систему, которая состоит из ряда компонентов. Человек является основным компонентом процесса дорожного движения. В дорожном движении, как мы уже увидели, человек может выступать в качестве водителя, пассажира или пешехода. Причем, как считает В.В. Лукьянов, в случае если мы говорим о водителе, то его необходимо рассматривать неотделимо от его транспортного средства, поскольку «ни водитель, ни транспортное средство, отдельно взятые, не могут образовать процесса дорожного движения». Дорога, по которой движется транспортное средство, управляемое водителем также является обязательной составляющей элемента дорожного движения.

Таким образом, изложенное выше позволяет сделать следующие выводы:

1. Появление автомобиля в конце XIX века и его повсеместное  распространение в дальнейшем  повлекло за собой необходимость  правовой регламентации дорожного  движения в целях обеспечения  его безопасности.

Информация о работе Основные принципы дорожного движения