Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:02, лекция
Система смазки предназначена для беспрерывной подачи масла в процессе работы двигателя ко всем трущимся поверхностям деталей. Система смазки комбинированная. К подшипникам коленчатого и распределительного валов к промежуточной шестерни распределительного механизма, шестерни привода топливного насоса, к коромыслам клапанов масло подается под давлением. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.
В центральном отверстии
оси 18 ротора расположена маслоотводящая
трубка 22, нижний конец которой вставлен
в дроссель 23, запрессованный в корпус
фильтра. Ротор центрифуги закрыт колпаком
19, закрепленным на оси 18 гайкой 16. Колпак
уплотнен в соединении с корпусом
паронитовой прокладкой 20, а гайка
колпака медной прокладкой 15. В верхней
части колпака имеется
К фланцу переключателя шпильками 24 крепится трубопровод, отводящий масло к радиатору. К нижнему фланцу корпуса фильтра присоединен трубопровод, подводящий масло от радиатора. Подключают или отключают масляный радиатор путем поворота переключателя на 180° в гнезде корпуса фильтра до совмещения букв Л или 3 со стрелкой на корпусе фильтра. При работе двигателя масло, нагнетаемое насосом, подается через каналы корпуса фильтра в зазор между осью 18 и трубкой 22 и затем через радиальные отверстия в оси и остове поступает в полость ротора. В нем поток масла разветвляется. Часть масла идет на гидравлический привод ротора и стекает в картер. Основная часть масла по верхнему ряду радиальных отверстий в остове ротора и его оси поступает в трубку 22 и по ней в главную магистраль двигателя.
При вытекании масла из полости ротора через форсунки возникают реактивные силы, вращающие его с большой скоростью. При работе двигателя на номинальных оборотах ротор развивает более 5000 об/мин. Находящееся в нем масло приводится во вращательное движение и под действием центробежных сил механические частицы, содержащиеся в масле, отбрасываются к стенкам ротора. Сливной клапан (рис. 17) установлен на блок-картере с левой стороны. Ои состоит из корпуса 1, клапана 2, пружины 3, регулировочного винта 4 и гайки 5. При регулировке давления в масляной магистрали двигателя снимают гайку и вращают регулировочный винт. При его вывертывании давление в магистрали уменьшается, а при ввертывании увеличивается.
Масляный насос
Масляный насос НШ-46 шестеренчатого типа служит для создания рабочего давления в гидросистеме. Он установлен с правой стороны двигателя на корпусе привода насоса, который прикреплен к картеру распределительных шестерен.
Корпус 16 (рис. 84) насоса представляет
собой полую отливку из алюминиевого
сплава с двумя внутренними расточками
под шестерни. Один торец корпуса
глухой, а другой закрыт крышкой 14. На
наружной поверхности корпуса сверху
и снизу имеются две
В расточках корпуса на бронзовых втулках 17 установлены ведомая 19 и ведущая 18 шестерни. Для уменьшения величины зазора между торцами шестерен и втулок их разбивают по размерам на 9 групп и устанавливают в насос детали только одной группы. Смешивание групп не допускается, так как это приведет к большой утечке рабочей жидкости и снижению производительности насоса.
Для предотвращения провертывания
на втулках 17 имеются продольные лыски,
которыми они плотно, без зазора,
прилегают одна к другой. Торцы
втулок, расположенные со стороны
крышки, находятся под воздействием
высокого давления в кольцевой полости
13, которая соединена с
Торцы втулок и шестерен со
стороны глухой стенки корпуса во
избежание противодействия
Течь масла из рабочих полостей насоса через неплотности прилегания крышки и втулок предотвращается резиновой пластиной 15, зажатой крышкой в торцевой канавке корпуса по всему профилю его расточки. Для изоляции полости высокого давления 13 от всасываю-
Уход за масляным насосом
Нормальная работа насоса
зависит главным образом от чистоты
масла в гидросистеме и надежности
уплотнений. Загрязненное масло содержит
в себе абразивные частицы, которые,
попадая на трущиеся поверхности
шестерен и втулок, вызывают быстрый
износ деталей, появление зазоров
в сопряжениях, снижение производительности
насоса и выход его из строя. Наличие
абразива в масле может привести
также к преждевременному износу
каркасного сальника 12 и в связи
с этим к перетеканию масла
из насоса в картер двигателя. Поэтому
необходимо заливать в бак гидросистемы
только отфильтрованное масло и
своевременно промывать фильтры
масляного бака. Ненадежность уплотнений
в местах присоединения деталей
к корпусу насоса приводит к появлению
течи масла. Кроме того, из-за нарушения
уплотнений заборного патрубка 21 и
штуцера 20, а также выхода из строя
сальника 12 происходит подсос воздуха
в гидравлическую систему, сопровождающийся
интенсивным пенообразованием в
масляном баке и выбросом из него пены
и масла через сапун. Обнаружив
неисправность уплотнения, прежде всего
проверяют затяжку
Масляный насос шестеренчатый, установлен в нижнем картере двигателя, крепится к блоккартеру. Правильность установки насоса обеспечивается двумя установочными штифтами. Насос приводится во вращение от коленчатого вала через пару шестерен с передаточным отношением 1,2. Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,050,6 мм.
Корпус 6 (рис. 15) и крышка 2 масляного насоса отлиты из чугуна. Внутри корпуса расположены ведущая 4 и ведомая 15 шестерни. Ведущая шестерня напрессована на валик 5, на переднем конце которого установлена на шпонке шестерня 3 привода масляного насоса, закрепленная гайкой. Валик ведущей шестерни вращается во втулках, запрессованных соосно в корпусе и крышке насоса. Соосность отверстий втулок обеспечивается установкой крышки на корпус по двум установочным штифтам. Ведомая шестерня вращается на пальце 16, запрессованном в корпус насоса. В отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка. Шестерня привода масляного насоса вращается в штампованном лотке /, предотвращающем чрезмерное разбрызгивание масла в поддоне блок-картера. В корпус насоса со стороны нагнетания ввернут корпус 12 предохранительного клапана 13, крепящий одновременно угольник нагнетательного трубопровода 8. Предохранительный клапан поршневой. Сжатие его пружины регулируют резьбовой втулкой //, фиксируемой стопорным кольцом.
Насос засасывает масло через маслоприем-ник 9, имеющий сетчатый фильтр 10. Заборная трубка крепится к корпусу насоса при помощи нажимной втулки 14 и к крышке третьего коренного подшипника.
Производительность масляного насоса 60 л/мин при номинальных оборотах двигателя, противодавлении 66,5 кГ/см2 и вязкости масла 2124 ест, нагретого до температуры 7080° С
Масляный бак
Масляный бак в гидравлической системе трактора является резервуаром, в который заливают масло и где происходит его очистка и охлаждение. Емкость бака предусмотрена такой, чтобы при работе трактора в наиболее неблагоприятных условиях температура масла не поднималась выше 65°С.
Установлен масляный бак под полом кабины между левым лонжероном рамы и корпусом коробки передач и заднего моста. Снизу он прикреплен болтами к двум скобам 16 (рис. 89), приваренным к внутренней стенке лонжерона, а сверху планкой 12, один конец которой лежит на бобышке корпуса увеличителя крутящего момента, другой на площадке горловины бака.
Бак состоит из корпуса 15, заливного фильтра 23, сливного фильтра и сапуна 7. Корпус бака отштампован из двух половин, сваренных по контуру. Сверху к нему приварены горловина 13 заливного фильтра и горловина 5 сливного фильтра, снизу банка для магнитной пробки 17 сливного отверстия и заборный патрубок /. К этому патрубку при помощи дюритового шланга крепят маслопровод, соединяющий бак с насосом.
Заливной фильтр состоит
из штампованного листового
При нормальном количестве масла уровень должен находиться между верхней и нижней метками. При этом объем масла, залитого в бак, будет составлять около 19 л. Общий объем масла, заливаемого в гидравлическую систему (учитывая емкость заднего цилиндра и маслопроводов) равен 25.
В корпусе 3 сливного фильтра
на трубке 8 с продольными окнами
установлены сетчатые фильтрующие
элементы 20 (всего 21 элемент). Нижний конец
трубки свободно входит во втулку, вваренную
в дно корпуса. Между крайним
элементом и торцом втулки установлено
войлочное уплотнительное кольцо 21.
В верхний конец трубки 8 вварена
втулка с наружной резьбой, на которой
смонтирован клапан, состоящий из
корпуса, шарика, пружины и штампованного
стакана //, служащего опорой пружины.
Между верхним фильтрующим
Фильтр работает
следующим образом. Масло от распределителя
поступает в патрубок 4, соединенный
со сливным маслопроводом. Через
отверстия в отражателе 9 и фильтрующие
элементы оно направляется в трубку
8, а затем через трубку 22, вваренную
во втулку корпуса фильтра, сливается
в полость бака. Содержащаяся в
масле грязь и другие инородные
частицы задерживаются на сетке
фильтрующих элементов и
Уход за масляным баком
Заправлять масляный бак необходимо только отстоенным или профильтрованным чистым дизельным маслом, марки которого указаны в разделе смазки двигателя. Нельзя допускать применение масла других марок или смешивание различных сортов масла, так как это может привести к выпаданию присадок масла и быстрому засорению фильтрующих элементов смолистыми частицами, которые не поддаются промывке и выводят фильтр из строя. Количество масла в баке должно строго контролироваться. Следует иметь в виду, что при заливке масла выше верхней метки оно может выбрасываться через сапун. При заливке масла ниже нижней метки ухудшаются его охлаждение и очистка, а это приводит к увеличению температуры масла и выходу из строя насоса и распределителя. Кроме того, при низком уровне масло вспенивается, в результате чего воздух попадает в агрегаты гидравлической системы и нарушает их работу и работу всей системы.
Поэтому надо контролировать уровень масла в баке и, если необходимо, доливать масло до нормального уровня. После 960 ч работы гидравлической навесной системы масло из бака сливают, промывают полость бака и фильтры, заливают в бак свежее масло. Во время промывки очищают магнитную пробку от грязи и металлических частиц.
Фильтрующие элементы промывают через 240 ч работы гидравлической навесной системы. Неисправные элементы заменяют новыми. Доступ к горловине бака через люк в полу кабины. Чтобы вынуть фильтр, необходимо отвернуть болты крышки и сдвинуть ее в сторону, не отъединяя от маслопровода. При установке фильтра в бак следует набирать полный соответствующий набор фильтрующих элементов для обеспечения плотного поджатия элементов друг к другу и исключения пропуска масла между ними.
Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:
охлаждение деталей двигателя;
удаление продуктов нагара и износа;
защиту деталей двигателя от коррозии.
Система смазки двигателя имеет следующее устройство:
поддон картера двигателя с маслозаборником;
масляный насос;
масляный фильтр;
масляный радиатор;
датчик давления масла;
редукционный клапан;
масляная магистраль и каналы.
Схема системы смазки
Схема системы смазки
Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.
Масляный насос предназначен
для закачивания масла в
Информация о работе Система смазки двигателя А-41 Трактора ДТ-75