Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 18:52, курсовая работа
Впервые вопрос о строительстве нового автомобильного завода в Москве, в дополнение к АМО (ЗИЛ), обсуждался в Правительстве при составлении Директив к ХV-му съезду ВКП(б). 2 сентября 1927 года на заседании Совета Народных Комиссаров РСФСР было принято Постановление (протокол №52), которое предполагало обязать Московский Совет приступить с 1927-1928 годов, за счет местного бюджета, к строительству автозавода с производственной мощностью в 10-12 тысяч автомобилей в год.
Введение
1. Основание предприятия
2. Начало деятельности
3. Завод во время Великой Отечественной войны
4. Послевоенные годы
5. Первый гражданский автомобиль повышенной проходимости
6. Деятельность в 60-е годы
7. Москвич Г-5
8. Развитие производства в 60-е – 70-е годы
9. Модели «Князь Владимир», «Юрий Долгорукий» и «Калита»
10. «Угасание» производства
11. Текущая деятельность
Список используемых источников
К числу не реализованных крупных заводских проектов также относится разработка классических рамных полноприводных автомобилей типа джип на агрегатной базе «Москвича», работы над которыми начались ещё во второй половине 50-х годов и с перерывами продолжались до середины 70-х годов. Было построено несколько серий образцов с открытым тентованным (модель М-415) и закрытым цельнометаллическим (модель М-416) кузовом, а также открытой полноприводной платформой вагонной компоновки военного назначения. Автомобили из последней серии (получившие индекс М-2150) создавались уже на агрегатной базе М-412. Поскольку для выпуска этих автомобилей возникала необходимость создания новых производств (кузовного, рамного, агрегатного), а вопрос дополнительного расширения имеющихся промплощадок в г. Москве заводу решить не удалось, рассматривался вопрос об организации выпуска таких автомобилей на филиале завода в г. Кинешма. Опытные образцы этих джипов на испытаниях подтвердили свои высокие эксплуатационные характеристики, занимая промежуточное положение между тяжелыми джипами УАЗ-469Б Ульяновского автозавода и готовящимся к производству комфортабельным «вседорожником» ВАЗ-2121 «Нива» (выгодно сочетая высокую проходимость и приспособленность к эксплуатации в сверхтяжелых внедорожных условиях УАЗа с относительной экономичностью и комфортабельностью «Нивы»). Однако необходимое решение о финансировании подготовки их производства на правительственном уровне так и не было принято, и с середины 70-х годов все работы по этой тематике были прекращены. В середине 1994 года по инициативе руководства завода конструкторскими службами была проведена ревизия проекта М-2150 и выполнена компоновка модернизированной машины, с учетом смены агрегатной базы «Москвича» и новых требований по безопасности и эргономике. Но в виду выявленного значительного объема требующейся подготовки производства дальнейшие работы по проекту были прекращены уже на этом этапе.
Во второй половине 80-х годов, после запуска в производство модели М-2141 с пятидверным кузовом типа «хатчбек», завод провел разработку версии этого автомобиля с четырехдверным кузовом типа «седан», которой был присвоен индекс М-2142. Однако уже к концу 80-х годов модель М-2142 стала рассматриваться не как чисто кузовная модификация М-2141, а как новая базовая модель с модернизированным интерьером и шасси (двигателем нового семейства, модернизированной подвеской силового агрегата и новыми передней и задней подвесками, с вентилируемыми дисковыми тормозами на передней оси). В связи с затянувшимся освоением двигателей нового семейства, кузова и агрегатов шасси М-2142, а также начавшейся разработкой принципиально новой базовой модели легкового автомобиля М-2143 («Яуза»), работы по освоению в производстве модели М-2142 в начале 90-х годов были свернуты. В связи с тем, что результаты проведенных в начале 90-х годов опытно-конструкторских работ по модели М-2143 «Яуза», завершившихся изготовлением нескольких ходовых образцов, были признаны неудовлетворительными, а сама модель – бесперспективной, 1994-1995-х годах конструкторскими службами завода была предпринята попытка переосмыслить накопленный опыт и выработать новую концепцию развития «Москвича». Результатом этой попытки стала инициативная разработка новой версии базовой модели М-2143 в виде компактного универсала повышенной вместимости (аналогичная концепция была через несколько лет с успехом реализована фирмой Рено в своей новой модели «Сценик»). Однако данная работа не была поддержана новым техническим директором завода Р.С.Асатряном, вступившим в эту должность весной 1995 года, а с конца 1996 года занимавшим пост генерального директора вплоть до введения на заводе внешнего управления, и была остановлена на стадии эскизного проекта. Впоследствии в качестве перспективной базовой модели руководством завода рассматривались только автомобили с кузовом типа «седан» группы D (по европейской классификации легковых автомобилей), превышающие по размерам предыдущую базовую модель завода М-2141.
В первой половине 90-х годов, несмотря на начавшиеся реформы в экономике и гиперинфляцию, завод провел большой объем опытно-конструкторских разработок по новой базовой модели М-2143, различным модификациям модели М-2141 (включая её полноприводную версию М-21416), модификациям автомобиля пикап М-2335 (включая коммерческое рамное шасси повышенной грузоподъемности М-2336 и его полноприводную модификацию М-2340), а также прицепов к ним. Однако в виду нехватки у предприятия средств на подготовку производства, эти разработки также не были реализованы. В 1993 году по причине прекращения госфинансирования (по теме «Высокоскоростной экологически чистый транспорт») были прекращены ведущиеся с декабря 1985 года работы по разработке концептуального базового автомобиля далекой перспективы (проходившего в заводской документации под наименованиями «Автомобиль 2000 года» и «Истра», первоначально под индексом М-2145, а на поздних этапах работ - М-2144, впоследствии присвоенного полноприводной версии автомобиля седан М-2142). Тем не менее, в этот же период заводу удалось в дополнение к базовой модели М-2141 освоить производство автомобилей пикап модели М-2335, а в 1994 году добиться внедрения и начать комплектовать свои автомобили двигателями УЗАМ-3317 и УЗАМ-3313 с увеличенным рабочим объемом (1,7 и 1,8 л. соответственно). В первой половине 90-х годов заводом была выпущена партия автомобилей М-2141-135, предназначавшихся для экспорта в страны Западной Европы, оснащенных дизельным двигателем Форд модели XLD-418, рабочим объемом 1,8 и мощностью 60 л.с. Кроме того, была проведена подготовка производства по выпуску автомобилей М-2141 с силовым агрегатом (двигатель в сборе с коробкой передач) от автомобиля «Рено-12» аргентинского производства, предназначенных для экспорта в Аргентину же (однако, товарные автомобили в этой комплектации не производились). Кроме того, совместно с 5-м Киевским авторемонтным заводом на базе модели М-2141 была разработана модель М-2901 (универсал с высокой крышей) в версиях медицинского автомобиля для перевозки больных и пострадавших, а также автомобиля для аварийных служб и грузопассажирского такси. Производство этих автомобилей из поставляемых «Москвичом» автокомплектов было налажено на 5-м Киевском авторемонтном заводе.
24 августа 1993 года вышел Указ Президента Российской Федерации № 1316 «Об особенностях приватизации государственного предприятия «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» и государственных предприятий и организаций, ранее входивших в состав Производственного объединения «Москвич». 20 июня 1994 года предприятие было акционировано – Первым заместителем Председателя Госкомимущества России был утвержден План его приватизации. Предприятие стало наименоваться Открытое Акционерное Общество «Москвич».
После снятия с производства автомобилей заднеприводного семейства и перехода на выпуск модели 2141, завод в 1991 году довел её годовой выпуск до 104,4 тыс. штук. В последующие годы ритмичность работы завода и выпуск автомобилей стали неуклонно снижаться, вплоть до полной остановки конвейера в феврале 1996 года. За весь 1996 год завод произвел всего 2,93 тыс. автомобилей. Причинами тяжелого экономического и финансового положения, в котором оказался завод к этому времени, явились начавшаяся в стране гиперинфляция, высокий рост цен на энергоносители всех видов, дополнительное снижение платежеспособности из-за огромного валютного долга по незавершенному моторному производству, а также недостаточное внимание завода к повышению качества и проведению своевременной модернизации производимых автомобилей, что неоправданно занижало их рыночную стоимость. Ситуация усугублялась тем, что при проектной мощности в 160 тыс. автомобилей в год производственные площади завода на тот же 1996 год составляли 691,4 тыс. кв. м., что даже при выходе на проектную мощность обеспечивало бы съем продукции с единицы производственных площадей в 3-4 ниже среднемирового уровня.
Несмотря на остановку производства и прекращение выплаты текущей заработной платы, руководство завода и его конструкторско-технологические подразделения активно искали пути выхода из сложившейся кризисной ситуации и работали на его перспективу. В частности, именно в этот период были проведены все работы с французской фирмой Рено по адаптации её двухлитрового двигателя модели F3R на автомобили «Москвич», который впоследствии устанавливался на них серийно.
В январе 1997 года, после практически более чем годового простоя, заводу удалось возобновить производство автомобилей, восстановив штат работников и работоспособность сложного, насыщенного электроникой технологического оборудования. Была разработана программа развития предприятия, предусматривающая реализацию комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению ОАО «Москвич» при активной поддержке Московского Правительства. Эта программа предусматривала реструктуризацию производственного и имущественных комплексов предприятия, с выводом производства заготовок и комплектующих изделий на специализированные предприятия и освобождением предприятия от имущества социальной сферы. Кроме того, предусматривалась оптимизация товарной номенклатуры предприятия, организация выпуска длиннобазных автомобилей (в том числе реанимированной модели М-2142 с кузовом типа седан), а также комплектация выпускаемых автомобилей двигателями фирмы «Рено» и другими комплектующими изделиями ведущих мировых производителей.
В процессе оптимизации товарной номенклатуры предприятия было свернуто производство всей его непрофильной продукции, в том числе военного назначения и товаров широкого потребления. За годы своего существования в различное время завод разработал и освоил в производстве очень широкий ассортимент подобной продукции. Наиболее известными её образцами являются мобильные аэродромные бензоэлектрические агрегаты на базе автомобиля М-401 – самоходные электросиловые агрегаты АПА-7 мощностью 7 кВт (служившие для запуска авиационных двигателей), передвижные бензоэлектрические агрегаты модели АБ-8 и АБ-12 (на базе двигателей М-408 и М-412 соответственно), универсальные доильные станции «Елочка», диван-качалки, а также крупная металлическая детская игрушка – экскаваторы, грузовые автомобили ЗИЛ в различных модификациях, а также детские педальные автомобили.
9.Модели «Князь Владимир», «Юрий Долгорукий» и «Калита»
Первой моделью нового модельного ряда завода стала длиннобазная модификация автомобиля М-2141 (с удлиненной на 200 мм колесной базой), модель М-214101, которой было присвоено наименование «Юрий Долгорукий». Первая опытно-промышленная партия таких автомобилей была разработана и выпущена в предельно короткие сроки в течение марта - апреля 1997 года. До конца того же 1997 года завод выпустил первые партии автомобилей модели М-214241 «Князь Владимир» с кузовом типа «седан», оснащенных двигателем «Рено» F3R (часть машин дополнительно комплектовалась гидроусилителем рулевого управления и кондиционером). От образцов М-2142 разработки конца 80-х – начала 90-х годов эта модель, помимо удлиненной на те же 200 мм колесной базы, принципиально отличалась проведенным рестайлингом передка кузова, с новой передней светотехникой фирмы «Хелла», а также тем, что базировалась на уже существующей платформе, унифицированной с платформой модели «Юрий Долгорукий». Параллельно была проведена работа по модернизации базовой модели М-2141, в ходе которой автомобиль получил переднюю часть кузова с новой светотехникой и вклеиваемым лобовым стеклом от модели «Князь Владимир». Модернизированный автомобиль, оснащенный двигателем фирмы «Рено», получил заводской индекс М-21414 и наименование «Святогор» (его массовое производство было освоено в начале 1998 года). В первой половине 1998 года была выпущена опытно-промышленная партия электромобилей М-2335Е1, на базе автомобиля пикап М-2335. Во второй половине 1998 года модельный ряд пополнился автомобилем представительского класса М-214242 «Калита», созданным на базе седана «Князь Владимир» и отличавшимся от него удлиненным на 200 мм задним свесом кузова, оригинальным дизайном передней части кузова, с развитой хромированной решеткой радиатора и новой передней и задней светотехникой, а также новым интерьером. Вслед за моделью «Калита» в первой половине 1999-го года была разработана и освоена в мелкосерийном производстве по обходным технологиям модель «Дуэт», представлявшая из себя двухместное купе с укороченной до 2300 колесной базой на основе «Князя Владимира» (модификация «Дуэт-2» М-214204, комплектовавшаяся двигателями ВАЗ-2106) или «Калиты» (модификация «Дуэт-1» М-214243, отличавшаяся от модификации «Дуэт-2» экстерьером передней части кузова и интерьером, заимствованными от модели «Калита», и комплектовавшаяся исключительно двигателями «Рено»). В этом же году было освоено производство полноприводных модификаций автомобилей «Князь Владимир» и «Калита». В конце 2000 года был разработан и освоен в мелкосерийном производстве автомобиль пикап с четырехместной кабиной М-233521 на базе удлиненной на 200 мм платформы уже выпускавшегося автомобиля пикап М-2335 с двухместной кабиной, а в начале 2001 года были выпущены первые образцы полноприводной модификации четырехместного пикапа (М-234421), получившей весьма положительные отклики в автомобильной прессе. В течение 2000-2001 годов заводом до своей остановки в сотрудничестве с различными организациями были проведены работы по созданию спортивной модификации автомобиля «Дуэт» для кольцевых гонок, специального шасси для АСМП (автомобилей скорой медицинской помощи) М-2901М на базе пикапа М-2335, а также выпущена опытная партия из двух двухместных и четырех четырехместных полноприводных пикапов военного назначения, предназначенных для патрулирования закрытых военных объектов и оснащенных турелями для установки вооружения различных типов. При этом двухместный пикап базировался на длиннобазной же полноприводной платформе четырехместного. Помимо этого, завод выпустил крупные партии автомобилей в специальном исполнении для московского такси, а также патрульно-постовой службы. Кроме того, продолжался выпуск автомобилей М-2141, укомплектованных комплектом органов ручного управления, для инвалидов, которых привлекала невысокая цена, практичность и наилучшие среди отечественных автомобилей эргономические показатели базовой модели, приобретавшие в данном случае особое значение. Значительные партии таких автомобилей заказывались по линии Минсоцзащиты.
10.«Угасание» производства
Успешное выполнение программы по реанимации производственной деятельности, реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятия позволило ему во втором квартале 1998 года достигнуть безубыточного уровня производства. Однако, разразившийся в стране августовский кризис 1998 года (дефолт) принес предприятию убыток в 3 млрд. руб., фактически лишив его оборотных средств. Это привело к резкому сокращению, а потом и прекращению закупки импортных комплектующих (цены на которые в рублевом отношении выросли более чем в 4 раза), резкому снижению качества выпускаемых автомобилей, а также к сокращению их выпуска. Если в 1997-м году их было выпущено 20,6 тысяч, в 1998-м – 42,8 тысяч, то в 1999-м году эта цифра уменьшилась до 30,1 тысяч, в 2000-м – до 5,5 тысяч, а в 2001-м году была выпущена всего 0,81 тысяча автомобилей, после чего их производство более не возобновлялось. К этому моменту за весь период со дня своего основания завод успел произвести чуть более 5 миллионов автомобилей (5-миллионный автомобиль, которым стала модель «Князь Владимир», был торжественно спущен с главного конвейера 2 декабря 1998 года).
За всё это время по обходным технологиям было произведено менее 1,5 тысяч длиннобазных автомобилей «Князь Владимир» и всего несколько десятков автомобилей представительского класса модели «Калита», на которые руководство предприятия делало основную ставку в планах перехода на выпуск более дорогой и рентабельной продукции (в сравнении с бюджетными «народными» автомобилями модели М-2141). Разработка перспективной модели представительского класса (с кузовом типа седан длиной чуть менее 5,0 и шириной 2,0 метра), получившей условное наименование Х1, которая активно велась на протяжении 1999-2000-го годов, была заморожена на стадии технического проекта и изготовления пластилинового макета внешности в натуральную величину. Первый ходовой демонстрационный макет автомобиля этой модели на платформе автомобиля М-214241 с соответственно расширенной колеей и колесной базой предполагалось изготовить к ноябрю 2000 года (70-летию предприятия). Однако сверхжесткие сроки изготовления этого макета при отсутствии окончательно утвержденной внешности автомобиля оказались невыполнимы, а с наступлением зимнего периода дальнейшие работы и по пластилиновому макету были прекращены в связи с отсутствием тепла в инженерном корпусе предприятия (его Научно-техническом центре). Разработка нового V-образного шестицилиндрового двигателя для модели Х1 была заморожена на стадии изготовления опытных образцов сторонним исполнителем, в связи с отсутствием перспектив оплаты предприятием производимых работ.
С начала 2001 года, в связи с образовавшимся долгом в размере 500 млн. руб. перед ОАО «Мосэнерго», на предприятии начались отключения электроэнергии, тепло- и газоснабжения. В результате этого уже в зиму 2000/2001 года была выведена из строя система тепло- и водоснабжения Научно-технического центра предприятия, располагавшегося на «старой» промплощадке, а в декабре 2001 года – зданий основного производства в Текстильщиках. Помимо сетей тепло- и водоснабжения, катастрофические повреждения получило также оборудование предприятия, использующее в своем технологическом цикле воду и её растворы. Ситуация усугубилась усилившимися протечками кровли цехов, в свою очередь вызвавшими катастрофические повреждения энергосетей предприятия и дополнительные повреждения зданий и технологического оборудования. По этой причине с конца 2001 года предприятие полностью прекратило выпуск автомобилей и запасных частей к ним. В виду своего тяжелого финансового положения, изыскать средства для самостоятельного устранения последствий энергоаварии оно оказалось не в состоянии, и более его производственная деятельность не возобновлял
11.Текущая деятельность
В последние годы производство на заводе остановлено в связи с его убыточностью и отсутствием спроса на продукцию. В результате конвертации налогового долга предприятия государству контроль над ним в настоящее время осуществляет Правительство г. Москвы. Неоднократные финансовые вливания из городского бюджета не помогли выживанию завода. 28 февраля 2006 завод был признан банкротом. По состоянию на эту дату кредиторская задолженность предприятия составляет 23,3 млрд. рублей.
Renault Logan
Часть производственных площадей предприятия в настоящее время отдана в аренду ОАО «Автофрамос», выпускающему автомобили «Рено».
В декабре 2006-го года состоялась продажа на аукционе территории и имущества завода. Новый владелец, финансовая группа Метрополь, планирует на большей части территории предприятия построить офисные и жилые здания. На меньшей части продолжится отвёрточная сборка автомобилей «Рено» (производится Renault Logan 60000 в 2006).
Фактически, предприятие как автомобильный завод прекратило своё существование.
Список используемых источников:
1. www.ALLGAZ.ru
2. www.avto4x4.narod.ru
3. www.denisovets.narod.ru
29
Информация о работе Строительстве нового автомобильного завода в Москве