Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 18:49, курсовая работа
Задачи:
- рассмотреть сущность и классификацию железнодорожного транспорта в туризме;
- проанализировать законодательные и нормативные акты, регулирующие организацию перевозки и обслуживания туристов на железнодорожном транспорте;
- изучить особенности организации железнодорожных туров на рейсовых поездах и организованных многодневных туров на специально организованных турпоездах
За период 1980—2009 гг. в 2 раза сократились
перевозки пассажиров. В общем
объеме пассажирских перевозок удельный
вес пригородных перевозок
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий, составляет более 85 000 км.
В настоящее время в России выделяют следующие направления на ж/д маршрутах (рисунок 3).
Рисунок 3 - Ключевые направления деятельности на железных дорогах России
По данной диаграмме видно, что
наибольшей популярностью в России
пользуются групповые туры – 40%, индивидуальные
туры – 27% и ж/д вояж. В последнее время
удельный вес перевозок железнодорожным
транспортом пассажиров сокращается,
а автомобильным транспортом растет,
что свидетельствует о повышении конкурентоспособности
автомобильного транспорта в определенных
сегментах рынка транспортных услуг.
В настоящее время в России наиболее массовыми являются туры, указанные в таблице 7.
Таблица 7 – Наиболее популярные ж/д туры в России
Наименование тура |
Количество дней |
маршрут |
Стоимость, руб. |
«Золотое кольцо России» |
3 |
Псков - Изборск - Печоры - Пушкинские горы |
10000 |
«Байкал – Жемчужина Сибири» |
7 |
Иркутск – Листвянка – Малое Море – Ольхон |
20800 |
Новгород Великий |
2 |
Великий Новгород |
5300 |
"Лето В Янтарном Крае-1" |
5 |
Калининград-Куршская Коса-Янтарный |
10100 |
Таким образом, как мы видим из таблицы, ж/д туры доступны по цене для туристов со средним достатком, но в целом, цены на ж/д туры остаются высокими, хотя качество обслуживания на маршруте не соответствует мировым стандартам и ж/д транспорт устарел. Представленные ж/д маршруты не единственные, кроме них есть множество других, но ассортимент предлагаемых туров он почти не меняется из года в год и туристу, которому понравился данный маршрут, в следующий раз уже будет не интересно.
Туристы предпочитают следующие виды вид железнодорожного туризма (рисунок 4).
Рисунок 4 – Предпочтения по видам отдыха в ж/д турах
Таким образом, большая часть туристов (48%) в ж/д турах предпочитают просто отдых, 13%- культурный, 9% - приключенческий виды.
Одним из основных критериев оценки качества перевозок и обслуживания клиентов является график движения. Однако сегодня продолжаются его нарушения и выявляются недостатки в составлении расписания, что вызывает многочисленные обращения пассажиров к руководству ж/д отрасли. Основная масса поездов летом задерживается из-за наличия большого количества предупреждений об ограничении скорости и производства «окон».
Организация сервиса для туристов и культура обслуживающего персонала – одни из самых слаборазвитых элементов транспортной системы России.
Таким образом, густая сеть железных дорог позволяет организовать на территории России разнообразные по географическому направлению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. В России пользуются групповые туры – 40%, индивидуальные туры – 27%. В настоящее время на рынке ж/д услуг выявилась тенденция снижения количества пассажирооборота.
2.3 Проблемы и
перспективы развития
В результате анализа современного состояния ж/д путешествий в России мы выявили тенденцию снижения пассажиропотока. Данная тенденция появилась в результате того, что:
- парк железнодорожного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники;
- большое количество времени,
которое тратит турист на
- низкого качества обслуживания туристов в пути следования.
Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь
критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения
и угроза состоянию безопасности пассажиров.
Системный анализ современного состояния железнодорожного транспорта в России показывает, что, несмотря на его стабильную работу, для отрасли в целом характерен ряд серьезных проблем:
- ассортимент и качество услуг, предоставляемых пользователям на ж/д маршруте, не в полной мере отвечают требованиям складывающейся экономической ситуации. Это связано, в частности, с низким уровнем мотивации работников, отсутствием высококвалифицированных работников в туристских поездах:
- отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда;
- низкий уровень оплаты труда работников;
- не возможность расти по карьерной лестнице;
- отсутствие квалифицированных кадров сферы туризма.
Система государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта недостаточно эффективна:
- система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;
- изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;
- нет скидок для туристов, за исключением пассажиров, имеющих льготы.
Так же на пути развития железнодорожных туристических перевозок следует отметить следующие основные препятствия:
- высокая степень износа основных фондов ж/д;
-отсутствие специализированного подвижного состава и специализированных стоянок для туристических поездов;
- не соблюдение графика движения, технологические проблемы;
- отсутствие железнодорожных платформ туристского назначения;
- низкая комфортабельность имеющегося подвижного состава для осуществления многодневной поездки с проживанием и питанием непосредственно в туристическом поезде;
- низкое качество предоставляемых услуг туристам во время следования;
- слабая организация досуга;
- необходимо расширить ассортимент предлагаемых однодневных экскурсионных туров, сузить ассортимент таких услуг, которые пользуются редким спросом и находятся в простое (например, свадебные туры).
Перспективы развития всех
филиалов напрямую зависят от центрального
органа управления – ОАО «РЖД». Филиалом
не могут приниматься
Для организации качественных пассажирских и туристских перевозок, ОАО «РЖД» нуждается в молодых специалистах–выпускниках именно кафедр СКСиТ. ОАО «РЖД» нужны специалисты, обладающие прочными профессиональными навыками, умеющие организовать туристский бизнес на ж/д транспорте, готовые ускорить освоение новой техники и технологий, возглавить и обеспечить работу формируемых дочерних и зависимых обществ.
На данный момент, спектр услуг, предоставляемых железнодорожным транспортом очень мал:
- санитарное состояние поездов не отвечает установленным требованиям;
- несоответствие стоимости и качества предоставляемых услуг;
- практически нет комфортабельных и скоростных поездов;
- расписание движения поездов на всем пути следования в некоторых моментах не соблюдается.
В 2008 году правительством страны утверждена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, определяющая приоритетные направления, этапы и принципы расширения и модернизации сети железных дорог. В соответствии со Стратегией до 2030 года планируется построить свыше 20,7 тыс. км новых линий. Плотность железнодорожной сети будет увеличена на 24% (прежде всего в регионах Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов). Четыре субъекта Российской Федерации (Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ) впервые получат доступ к железнодорожному транспорту. В рамках модернизации и расширения сети должны быть сформированы полигоны скоростного пассажирского и тяжеловесного грузового движения протяженностью 10,9 тыс. км и 13,8 тыс. км соответственно. Общий размер инвестиций на реализацию Стратегии составит 13,8 трлн. Рублей.
Повышение качества – важнейший
инструмент достижения стратегических
целей ОАО «РЖД», в Компании последовательно
создается корпоративная
Железнодорожный туризм будет способствовать:
- занятости населения
в территориях сосредоточения
туристских ресурсов, пересекающихся
железнодорожными линиями,
- организации семейных
малых предприятий, малых
- экономическому и культурному росту районов, прилегающих к железной дороге.
- повышению загруженности
транспорта. Это создаст дополнительную
возможность для оборудования
более комфортных типов
Таким образом, проблемами на ж/д сообщениях являются:
- парк железнодорожного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники;
- большое количество времени,
которое тратит турист на
- низкого качества обслуживания туристов в пути следования;
- отсутствует четкая связь между вознаграждением сотрудников и результатами их труда;
- низкий уровень оплаты труда работников;
- не возможность расти по карьерной лестнице;
- отсутствие квалифицированных кадров сферы туризма;
- система регулирования тарифов недостаточно гибка и стабильна;
- изменения в уровне тарифов отличаются низкой прогнозируемостью;
- нет скидок для туристов, за исключением пассажиров, имеющих льготы;
- высокая степень износа основных фондов ж/д;
-отсутствие специализированного подвижного состава и специализированных стоянок для туристических поездов;
- не соблюдение графика движения, технологические проблемы;
- некомфортабельные вагоны;
- отсутствие железнодорожных платформ туристского назначения;
- отсутствие специальных
сайтов со всеми
Туризм находится на ранней
стадии развития, его инфраструктура
находится в критическом
3 Рекомендации
по совершенствованию
3.1 Комплекс мероприятий
по совершенствованию
Учитывая изложенные в главе 2 проблемы, в Российской Федерации для совершенствования технологий разработки ж/д туров необходимо:
-стимулировать развитие материальной базы ж/д туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских поездов, скоростных комфортабельных поездов;
- совместное строительство
государства и частных
-создать новый туристический
продукт, на основе учета
Информация о работе Теоретические аспекты организации железнодорожных туров