Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:39, курсовая работа
Итак, целью моей курсовой работы является изучение развития монопольных компаний на примере автомобилестроения в США.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи:
Рассмотреть историю развития мирового автомобилестроения.
Рассмотреть наиболее крупные автомобильные компании, занимавшие монопольное положение на автомобильном рынке США в рассматриваемый период.
Выявить проблемы, с которыми сталкиваются монопольные компании.
Сделать общую оценку развития данных компаний и их влияния на мировой рынок автомобилестроения.
Наконец, в 1903 году в здании небольшой
фабрики, прежде выпускавшей кареты, была
зарегистрирована «Форд Мотор Компани»71. Все активы компании на тот
момент- это инструменты, станки, планы,
инструкции и 28000 долларов наличными от
инвесторов. Вместе с Генри Фордом первыми
акционерами новорожденной корпорации
были торговец углем, его бухгалтер, банкир,
который доверял торговцу углем, два брата,
у которых была мастерская по изготовлению
двигателей, плотник, два юриста, один
клерк, владелец галантерейного магазина
и человек, который выпускал ветряные
двигатели и пневматические винтовки.
Генри стал главным управляющим. Будучи
сам механиком-самоучкой, Форд охотно
нанимал таких же самородков на завод:
«Специалисты так умны и опытны, что в
точности знают, почему нельзя сделать
того-то и того-то, они везде видят пределы
и препятствия. Если бы я хотел уничтожить
конкурентов, то предоставил бы им полчища
специалистов»72.
Автомобильный король так и не научился
за всю свою жизнь читать чертежи: инженеры
просто делали для босса деревянный макет
и отдавали ему на суд.
Первый автомобиль, выставленный на продажу, был описан как «наиболее совершенная машина на рынке, которую в состоянии водить даже 15-летний мальчик». Он был продан доктору Е. Пфеннингу из Чикаго, который купил машину месяц спустя регистрации компании, к большой радости обеспокоенных акционеров, нервно наблюдавших за уменьшением банковского баланса до 223 долларов США. Всего, в течение первых 15 месяцев работы, на старой каретной фабрике было выпущено 1 700 автомобилей ранней «Модели А»73.
В период с 1903 по 1908 гг. Генри Форд и его инженеры перебрали 19 букв алфавита – от «Модели А» до «Модели S»74. Некоторые из этих автомобилей были экспериментальными моделями, которые никогда не дошли до покупателя. У некоторых было два цилиндра, у некоторых – четыре, а у одного было их шесть; некоторые имели цепной привод, а другие приводной вал; в двух моделях двигатель находился под сидением водителя. Пожалуй, наибольший успех у покупателей имела «Модель N» – маленький, легкий четырехцилиндровый автомобиль, продававшийся на рынке по цене 500 долларов США. А «Модель K» – шестицилиндровый лимузин стоимостью 2 500 долларов США – продавалась слабо.
Неуспех «Модели K» и настойчивая уверенность Г. Форда в том, что будущее компании за производством недорогих автомобилей для широкого рынка, увеличили уже имеющиеся трения между Г. Фордом и Александром Малкомсоном, торговцем углем, чей вклад играл важную роль в накоплении первоначального капитала в 28 000 долларов США. В результате, Малкомсон покинул компанию, а Генри Форд приобрел необходимое количество его акций, увеличив свою долю до 58,5 %. Он стал президентом в 1906 г., сменив Джона С. Грэя, детройтского банкира, после его смерти.
Но все разногласия среди акционеров не угрожали будущему молодой компании так серьезно, как это делал человек по имени Джордж Селден. Селден имел патент на дорожные локомотивы, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания. Чтобы защитить свой патент, он образовал влиятельный синдикат, который давал лицензии избранным производителям и брал плату за право пользования патентом с любой повозки, передвигающейся без лошади, сделанной или проданной в Америке. Едва двери фабрики на Мак Авеню открылись, как синдикат Селдена подал судебный иск на «Форд Мотор Компани», которая смело начала свою деятельность без лицензии Селдена.
Другие, более крупные, автомобильные компании предпочитали платить за право пользования патентом, чем иметь дело с синдикатом Селдена. Но Генри Форд был убежден, что патент Джорджа Селдена на все дорожные транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания не имеет законной силы и ему надо противостоять. Таким образом, он и его партнеры решили бороться.
Через восемь лет, в 1911, после дорогостоящего и невероятно сложного судебного процесса, «Форд Мотор Компани» выиграла тяжбу, освободив тем самым себя и всю быстро растущую автомобильную индустрию от угрозы ее дальнейшему развитию.
Между тем, несмотря на неприятности, связанные и судебным процессом, маленькая компания процветала. В то время автомобиль был игрушкой для богатых людей. Но у Генри Форда была мечта создать простой крепкий автомобиль по цене доступной для большинства. Такой машиной стала «Модель Т». И, хотя она продавалась по цене всего лишь 260 долларов за базовую модель, все предпочитали дополнительное оборудование, и средняя цена составляла около 400 долларов.
«Модель Т» вошла в историю 1 октября 1908 года75. Генри Форд называл ее универсальной машиной. Она стала символом недорогого надежного транспортного средства, которое могло пройти там, где другие машины застревали в дорожной грязи. «Модель Т» завоевала признание миллионов американцев, которые ласково называли ее «Лиззи». В первый год производства этой модели было продано 10 660 машин, что побило все рекорды в автомобильной промышленности.
К концу 1913 г. «Форд Мотор Компани» производила половину всех автомобилей в США76. Для того чтобы держаться впереди спроса, Форд ввел на своей фабрике массовое производство. Форд справедливо полагал, что если каждый рабочий будет оставаться на одном месте и выполнять свою одну определенную операцию, то автомобиль будет собран быстрее, и бесконечные часы человеческого труда сократятся. Родилось современное массовое производство! «Модель Т» сходила с конвейера каждые 10 секунд в течение рабочего дня.
Генри Форд удивил мир 5 января 1914 года, объявив, что минимальная зарплата на «Форд Мотор Компани» будет 5 долларов в день, увеличив тем самым существующий минимальный оклад более чем в два раза. Он чувствовал, что при существующей возможности производить недорогие машины в большом объеме, они будут продаваться еще лучше, если рабочие смогут их купить. Форд находил увеличение платы до 5 долларов за восьмичасовой рабочий день самым лучшим ходом по сокращению затрат, который он когда-либо делал. «Я найду методы производства, которые увеличат заработные платы, – сказал он. – Если сокращать зарплаты, то сокращается число ваших покупателей»77. Однако, идя на улучшение социального положения трудящихся, Форд предпочитал это делать исключительно по собственной инициативе. Поэтому в дальнейшем он упорно игнорировал давление профсоюзов, что в конце концов привело к затяжному конфликту с ними в 1937-1941 гг78. На его заводах было создана социологическая служба со штатом 60 человек, что по тем временам было крупным новаторством.
За 19 лет производства «Модели Т» только в США было продано 15 007 033 машин79.
В 1917 г. компания Ford начала выпуск грузовиков и тракторов, вела массовое производство лодок, построила первый из своих 196 самолетов. В 1919 году Генри Форда на посту президента компании сменяет его старший сын Эдзель. В 1920-1930-е годы компания Ford активно развивается и открывает свои отделения в разных странах. В 1922 году Форд Мотор приобретает компанию «Линкольн».
К 1927 году устаревает модель «Т». Неоднократно улучшаясь и совершенствуясь, она все равно начинает проигрывать моделям конкурентов. И 31 мая заводы Форд закрываются на полгода с целью полного переоборудования для производства новой «Модели А»80.
Модель А» получилась усовершенствованным по всем аспектам автомобилем. Более 4 500 000 этих машин с несколькими видами кузовов и большим выбором цветов выехали на дороги страны с конца 1927 по 1931 гг81.
Но «Модели А», в конце концов, тоже пришлось потесниться, так как потребитель требовал еще больше роскоши и мощности. «Форд Мотор Компани» была уже наготове со своим следующим изобретением: первый ее V-образный восьмицилиндровый двигатель был представлен общественности 1 апреля 1932 г. «Форд» стал первой компанией, которой удалось выпустить монолитный восьмицилиндровый блок. Пройдут еще многие годы пока конкуренты «Форда» смогут запустить в массовое производство надежные двигатели V-8. Тем временем, автомобиль «Форд» и его надежный двигатель стали фаворитами практичных американцев.
В 1938 г. у компании Форд выходит новая линия «Меркюри», которая получилась довольно - таки удачной – объемы продаж превысили ожидаемый уровень.
Производство гражданских машин резко остановилось в 1942 г., когда у компании возникла необходимость направить все свои усилия на военные нужды. Гигантская программа военного времени, начатая Эдзелем Фордом, произвела 8 600 четырех-моторных бомбардировщиков «В-24 Либератор», 57 000 двигателей для самолетов и более четверти миллиона танков, противотанковых установок и другого военного оборудования менее чем за три года82. Эдзель Форд умер в 1943 г., как раз в то время, когда его программа достигла максимальной эффективности. Опечаленный пожилой Генри Форд возобновил свое президентство до конца Второй Мировой войны, когда он оставил свою должность во второй раз. Его старший внук – Генри Форд II – стал президентом компании 24 сентября 1945 г83. Позже, он будет являться председателем правления с 13 июля 1960 г. по 13 марта 1980 г. Его уход стал первым случаем в истории компании, когда «за рулем» не был наследник Форда. Он остался председателем финансового комитета до своей смерти в 1987г.
В то время как первая послевоенная машина сходила с конвейера под руководством Генри Форда II, он планировал реорганизовать и децентрализовать компанию. Теряя несколько миллионов долларов в месяц, «Форд Мотор Компани» находилась в критическом положении и не могла восстановить своего довоенного положения ведущего автомобильного производителя в сложной конкурирующей среде авто индустрии. Так же как и его дед решал проблемы компании в самом ее начале, молодой Генри Форд II взялся за работу перестройки автомобильной компании заново.
Передав, наконец, дела компании своему внуку, Форд спокойно жил со своей женой, Кларой, в своем имении «Фэа Лейн», в Дирборне до своей смерти 7 апреля 1947 г., в возрасте 83 лет84. Вскоре после его смерти, два его младших внука – Бенсон и Вильям Клэй – приняли на себя больше ответственности в делах компании.
В 1948 г. все крупные автомобильные компании представили общественности радикальные изменения в своих новейших моделях. После трех лет выпуска слегка усовершенствованных машин 1942 года, процветающая послевоенная Америка была готова к революции дизайна в автомобильной индустрии. 8 июня 1948 г. модель «Форда» 1949 г. была торжественно представлена на выставке в Нью-Йорке. Модель 1949 года, с гладкими боковыми панелями, имела независимую переднюю подвеску и открывающиеся задние боковые стекла. Интеграция кузова и крыльев была новинкой, которая установила стандарт будущему автомобильного дизайна. Автомобиль 1949 г. дал «Форд Мотор Компани» толчок к завоеванию второго места на конкурирующей американской арене автомобильных производителей. В 1949 г. «Форд» продал примерно 807 000 автомобилей, увеличив свою прибыль с 94 миллионов (за предыдущий год) до 177 миллионов долларов, достигнув самого высокого объема продаж за период с 1929 года.
Послевоенная программа реорганизации Генри Форда II быстро восстановила здоровье компании и привела к расширению, результатом которого явилось строительство 44 производственных заводов, 18 сборочных заводов, 32 склада запчастей, двух огромных испытательных полигонов и 13 инженерно-исследовательских лабораторий в США. Кроме увеличения количества производственных сооружений «Форда», эта программа установила диверсификацию компании. Новые виды деятельности включали: финансовый бизнес («Форд Мотор Кредит Компани»), страхование («Американ Роуд Иншуранс Компани»), автоматическую замену запчастей («Форд Патсанд Сервис Дивижен»), электронику, компьютеры, космические технологии и др.
В 1956 г. «Форд Мотор Компани» стала открытым акционерным обществом. В 1959 году компания Форд выпускает рекламную брошюру для ознакомления американских покупателей с различными новыми моделями автомобилей.85
Центром внимания 60-х гг. стала молодежь. Молодой президент Кеннеди правил экономически здоровой Америкой. «Форд Мотор Компани» выявила сильный рыночный спрос на недорогие новые спортивные автомобили, предназначенные молодому покупателю. Ли Якокка, тогда генеральный менеджер «Форд Дивижин», лично продал поразительный новый концепт Генри Форду II и скептически настроенному финансовому департаменту. Издержки освоения нового производства составляли целых 75 миллионов долларов США, из-за капиталовложений в усовершенствование двигателя «Фалкона», в котором совмещались два агрегата – трансмиссия и ведущий мост. Но и прибыль обещала быть феноменальной.
Представление «Мустанга» публике в 1964 г. привлекло толпы людей в выставочные залы по всей стране. Такого острого интереса не наблюдалось со времен представления «Модели А». Привлекательный четырехместный «Мустанг» 1965 г. стал любимцем Америки86. В первые же 100 дней было продано 100 000 «Мустангов». Общие продажи за год составили 418 812 автомобилей, что значительно превысило ожидаемых 100 000. После неудачи модели «Эдзел», дизайнерской новинки Форда 50-х гг., рекордный первый год продаж «Мустанга» и 1 млрд. долларов прибыли были именно тем, что нужно компании.
Очередная история успеха «Форд Мотор Компани» последовала вскоре после спада начала 80-х годов. Баснословные цены на газ и уменьшение объема продаж побудили «Форд» создать автомобиль, эффективный в экономии топлива и отличительный с точки зрения дизайна. Целью было создать лидера мирового класса в среднем и представительском среднем сегменте рынка. В результате появились «Форд Таурус» и «Меркури Сэйбл». Эти автомобили подготовили базу для будущих направлений дизайна в автомобильной индустрии и воплотили новый уровень качества продукции компании «Форд».