Характеристика детали и условий ее работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является проектирование технологического процесса ремонта раздаточной коробки передач а/м УАЗ. Так же курсовое проектирование ставит перед собой цель привить навыки самостоятельного решения конкретных задач, связанных с организацией ремонта машин на основе приобретенных знаний при изучении общетехнических и профилирующих дисциплин.

Вложенные файлы: 1 файл

Александр до Карапетяна.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Агрегаты и большинство деталей автомобиля являются ремонтируемыми объектами, их исправность и работоспособность в случае возникновения отказа или повреждения подлежат восстановлению. В предельном случае нарушения работоспособности, когда эксплуатация автомобиля или его агрегата должна быть прекращена полностью или он должен быть подвергнут капитальному ремонту, состояние объекта называется предельным. Следует отметить, что критерии предельного состояния различных агрегатов автомобиля определяются и неустранимым нарушением безопасности движения, и неустранимым отклонением заданных параметров от установленных пределов, и главным образом неустранимым снижением эффективности эксплуатации автомобиля. Закономерности переходов технического состояния деталей, агрегатов и систем автомобиля из исправного, работоспособного состояния в неисправное, неработоспособное, и, наконец, в предельное состояние и обратно изучают методами теории надежности технических объектов. При анализе надежности рассматривают как отдельный технический объект автомобиль, его систему, агрегат ил деталь.                                             

     По мере использования  машин их работоспособность и  эксплуатационные показатели (тяговая мощность, тяговое сопротивление, расход топлива, производительность) не остаются постоянными, а изменяются в широких пределах.

     На узлы, механизмы  и детали во время их работы  оказывают влияние механические, химические, тепловые и электрохимические факторы. В результате этого возникают необратимые процессы, например износ, смятие, коррозия, остаточные напряжения, вызывающие неисправности деталей машин.

     Износ поверхностного  слоя, изменение свойств материала, формы, размеров и веса детали - все это непрерывные, медленно нарастающие процессы. Развитие неисправностей вызывает постепенные или внезапные отказы в работе узла или всей машины.

     Эти изменения становятся  ощутимыми, когда работа деталей  качественно видоизменяется: неподвижное соединение переходит в подвижное, а плотное прилегание - в неплотное; увеличенный зазор в подвижном соединении вызывает появление ненормальных стуков или изменение показателей работы.

     Для приведения неисправной  машины в работоспособное состояние  существует определенная совокупность работ называемая технологическим процессом ремонта машин.

     Основным документом  для осуществления технологических  процессов ремонта машин в сельском хозяйстве служит типовая технология ремонта. Изучение, освоение и внедрение рекомендаций, содержащихся в этом документе, позволит своевременно и высококачественно проводить ремонт машин.

     Целью данного курсового  проекта является проектирование технологического процесса ремонта раздаточной коробки передач а/м УАЗ. Так же курсовое проектирование ставит перед собой цель привить навыки самостоятельного решения конкретных задач, связанных с организацией ремонта машин на основе приобретенных знаний при изучении общетехнических и профилирующих дисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика детали и условий ее работы

 

    1. Характеристика детали

Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между ведущими мостами. Кроме того, дополнительная понижающая передача раздаточной коробки позволяет увеличить силу тяги на ведущих колёсах и расширить диапазон передач трансмиссии до восьми передач вперёд и двух назад. Корпус раздаточной коробки состоит из двух частей картера и крышки. Точность центрирования деталей обеспечивается двумя трубчатыми, установочными штифтами. Обработка картера и крышки производится совместно, и детали эти в отдельности не взаимозаменяемы. Вал привода заднего моста передаёт крутящий момент на задний карданный вал и изготовлен за одно целое с шестернёй, которая обеспечивает привод на передний мост и участвует в образовании пониженной передачи. Вал имеет наружные прямобочные шлицы, на которых закрепляются ведущая шестерня спидометра и фланец, для соединения с задним валом. Он установлен на двух шариковых подшипниках. В передней части вала имеются эвольвентные внутренние шлицы для включения прямой передачи. Промежуточный вал изготовлен за одно целое с промежуточной шестернёй понижающей передачи и в задней части имеет эвольвентные шлицы для посадки шестерни включения переднего моста. Опорами вала являются два подшипника. Вал привода переднего моста передаёт крутящий момент на передний карданный вал и изготовлен за одно целое с ведомой шестернёй. Он установлен на двух подшипниках и фиксируется так же, как и промежуточный вал. Механизм переключения раздаточной коробки имеет две вилки, входящие своими лапками в соединение с подвижными шестернями. Вилки перемещаются по неподвижным штокам с помощью рычагов и снабжены пружинными фиксаторами. В штоках для фиксации положений имеются вырезы. Механизм управления раздаточной коробки дистанционный, установлен справа, впереди капота двигателя. Верхний рычаг служит для включения переднего моста, а нижний для включения прямой и промежуточной передач. Передние тяги механизма имеют регулировку, которая производится на заводе при сборке автомобиля. Верхние опоры валов и втулка оси промежуточных рычагов пластмассовые и смазки не требуют. Валы и нижнюю опору смазывают при разборках. Техническое обслуживание раздаточной коробки сводится к проверке уровня смазки и замены её в сроки, предусмотренные картой смазки, а также в периодической проверке затяжки всех резьбовых соединений. В процессе эксплуатации автомобиля возможно понижение уровня масла в коробке передач до 8 мм относительно нижней кромки заливного отверстия и одновременное его повышение в раздаточной коробке, но общий объём масла обеспечивает нормальную работу обоих узлов.

Раздаточная коробка двухступенчатая, механическая, имеет дополнительную понижающую передачу (рис. 1). На часть автомобилей может устанавливаться модернизированная «мелкомодульная» раздаточная коробка, в которой зубья шестерни включения переднего и заднего мостов, а также зубчатых венцов валов привода заднего и переднего мостов выполнены с модулем 2,5 мм (вместо 3,5). При этом передаточное число низшей передачи уменьшилось и стало 1,47 (вместо 1,94). Раздаточные коробки взаимозаменяемы и внешне ничем не отличаются. Измененные детали отличаются от аналогичных деталей с модулем зубьев 3,5 мм числом зубьев

Рис. 1. Раздаточная коробка

1 –ведущий вал (вторичный вал  коpобки пеpедач); 2 – подшипник  ведущего вала (вторичного вала коpобки пеpедач); 3 – шестеpня ведущая (шестеpня включения пpямой и понижающей пеpедач); 4, 7 – подшипники вала пpивода заднего моста; 5 – шестеpня ведомая спидометpа; 6 – шестеpня ведущая спидометpа; 8, 21 –манжеты; 9, 22 – фланцы; 10 – вал пpивода заднего моста; 11, 23 –подшипники пpомежуточного вала; 12 – пpомежуточный вал; 13 – шестеpня включения пеpеднего и заднего мостов; 14 – кpышки подшипников; 15 – вал пpивода пеpеднего моста; 16, 20 –подшипники вала пpивода пеpеднего моста; 17 – кpышка каpтеpа; 18 – каpтеp; 19 – пpобка сливного отвеpстия; 24 –заглушка; 25 – пластина подвески; 26 – стакан упоpный подшипника; 27 – кpышка люка; 28 – кpышка механизма пеpеключения; 29 –шток вилки включения пpямой и понижающей пеpедач; 30 – шток вилки включения пеpеднего моста; 31 – шаpик фиксатоpа; 32 – пpужина фиксатоpа; 33 – вилка включения пеpеднего моста; 34 – вилка включения пpямой и понижающей пеpедач

 

1.2 условия работы

Режимы работы раздаточной коробки определяются ее конструкцией. В совокупности раздаточная коробка может иметь следующие режимы работы:

  1. включен задний мост;
  2. включены оба моста;
  3. включены оба моста при блокировке межосевого дифференциала;
  4. включены оба моста на понижающей передаче при блокировке дифференциала;
  5. включены оба моста при автоматической блокировке дифференциала.

Переключение режимов осуществляется с помощью рычага управления, копок на панели приборов или поворотного переключателя.

 

 

1.3Анализ дефектов, технических требований и определение категории технологической сложности восстанавливаемой детали

Таблица 1.1. Основные дефекты и способы их устранения

п/п

Наименование

неисправностей

Вероятная причина

Метод

 устранения

1

2

3

4

1

Повышенный шум в раздаточной коробке

Износ зубьев шестерён

Заменить изношенные детали

Ослабление гаек соединения раздаточной коробки с коробкой передач или болтов крепления крышек подшипников

 

Затянуть все болты и гайки. Если после этого шум не прекратится, раздаточную коробку разобрать и устранить неисправность

Износ подшипников

Заменить изношенные подшипники

Недостаточный уровень смазки, загрязнена смазка или не соответствует рекомендованной таблицей смазки

 

Сменить масло одновременно и в коробке передач. После слива масла картеры коробки передач и раздаточной коробки промыть керосином

При ремонте раздаточной коробки установлены шестерни, не подобранные по шуму

Установить шестерни, подобранные по шум

2

Затруднено переключение передач и включение переднего моста

Неодинаковый радиус качения шин

 

Установить шины с равной степенью износа. Довести давление в шинах до рекомендуемого


 

 

Заедание в шлицевом соединении ведущего и промежуточного валов

Зачистить заусеницы, забоины, задиры, или заменить деталь

Забоины на зубьях малого венца ведущей шестерни от ударов при включении. Изогнут шток вилки переключения

Устранить забоины и заусеницы, шток выпрямить или заменить детали

Заедание рычагов переключения на оси

Разобрать рычаги переключения, промыть ось и смазочные каналы. Смазать и собрать рычаги с осью

3

Самовыключение передачи при движении автомобиля

Износ зубьев шестерён

Заменить изношенные шестерни

Износ подшипников, вызывающих перекос валов

Увеличенный зазор в шлицевом соединении шестерня-вал

 

 

Заменить изношенные подшипники

Подобрать шестерню по шлицам вала для обеспечения минимального зазора при свободном перемещении по шлицам

Неполное включение передач из-за деформации деталей механизма переключения или забоин на шестернях и шлицах

 

Выправить погнутые детали или заменить, забоины зачистить, обеспечить полное (до фиксирования) включение шестерён

Ослаблена работа фиксатора из-за износа деталей или потери упругости пружины

Заменить изношенные детали


 

1

2

3

4

4

Течь масла

Повреждение прокладок в разъёмах картера, крышек подшипников и в соединении раздаточной коробки с коробкой передач

Заменить повреждённые прокладки

 

Ослабление гаек и болтов, крепящих крышки подшипников, крышку картера и соединяющих раздаточную коробку с коробкой передач

Подтянуть гайки и болты в местах течи

 

Изношены или повреждены манжеты валов раздаточной коробки

 

Заменить манжету, заполнив полость между уплотняющими кромками смазкой Литол-24

Трещины в корпусных деталях

Заменить повреждённые детали

Выпадение или повреждение заглушек штоков механизма переключения и заглушки гнезда переднего подшипника промежуточного вала

Заменить и расчеканить заглушки в их гнёздах

5

Повреждение или разрушение подшипников

Недостаточный уровень смазки или её отсутствие в раздаточной коробке

Проверить уровень смазки, повреждённые подшипники заменить

Попадание твёрдых частиц на рабочие поверхности подшипников, вызывающее разрушение сепаратора и колец

Следить за чистотой смазки, своевременно заменять её и промывать коробку. Разрушенные подшипники заменить


 

2. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО  ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ

Разборка раздаточной коробки

Разборку раздаточной коробки производите в следующем порядке:

1. Отверните гайки и болты  крепления раздаточной коробки  к коробке передач и разъедините  узлы. Выньте из гнезда упорное  кольцо промежуточного вала коробки передач. Снимите прокладки с сопрягаемых торцов.

2. Снимите крышку люка отбора  мощности.

3. Снимите крышку механизма переключения  со штоками и рычагами.

4. Выверните винты и снимите  барабан стояночного тормозного  механизма.

5. Отверните гайку фланца вала  привода заднего моста и снимите фланец.

6. Отверните болты крепления  тормозного механизма к раздаточной  коробке и снимите его.

7. Снимите фланец с вала привода  переднего моста и крышку переднего подшипника этого вала с манжетой.

8. Отверните болты соединения  частей картера и разъедините картер так, чтобы все внутренние детали остались на крышке. Не вынимайте заглушки и стакан подшипника без крайней необходимости.

Рис. 2.1. Выбивание штоков и снятие вилок


 

9. Снимите стопорную пластину  штоков переключения и выбейте  штоки (рис. 2.1) медным молотком, одновременно сняв с них вилки переключения.

 

При этом удерживайте от выпадения шарики и пружины фиксаторов, находящиеся в гнездах вилок.

 

Рис. 2.2. Снятие шестеpни спидометpа


 

10. Снимите стопор штуцера ведомой шестерни (рис. 2.2) спидометра и выньте шестерню вместе со штуцером.

 

Рис. 2.3. Снятие стопоpных колец подшипников


 

Рис. 2.4. Выпpессовка валов pаздаточной коpобки


 

11. Снимите крышки подшипников  промежуточного вала и вала  привода переднего моста. Снимите стопорные подшипников и выбейте валы

 

Рис. 2.5. Снятие подшипника с вала пpивода заднего моста

Информация о работе Характеристика детали и условий ее работы