Заключение и продление трудового договора (контракта) в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 02:32, курсовая работа

Краткое описание

Что касается темы моей курсовой работы, то можно сказать, что трудовой контракт, как один из видов срочного трудового договора раньше (до 1999 года) применялся в практике, но не так широкого, как это стало после Декрета № 29. Развитие рыночных отношений в последнее пятнадцатилетие спровоцировало повсеместный переход на трудовые контракты. Как и всякое новшество, это явление сопровождается появлением проблем правового характера. Очень много разногласий по трудовому контракту было, есть и, наверное, останется, потому что нередко оказывается, что при заключении контракта работник не приобретает никаких дополнительных гарантий, заложенных в теории, напротив, теряет правовую защищенность.

Содержание

Перечень используемых сокращений ……………………………………
Введение …………………………………………………………………...
3
4
Глава 1. Понятие трудового контракта. Основные его характеристики и особенности.

Глава 2. Заключение трудового контракта

2.1. Порядок заключения и содержание трудового контракта…………..
16
2.2. Особенности заключения трудового контракта с отдельными категориями граждан …………………………………………………

21
Глава 3. Продление трудового контракта

Заключение …………………………………………………………………
55
Список использованных источников ……………………………………..
60

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по трудовому праву.docx

— 55.61 Кб (Скачать файл)

Конечно же есть и нормы содержания и условий контракта для такой категории граждан. Так, в контракте в качестве обязательных должны быть указаны следующие сведения и условия: 

1) дата  подписания;

2) данные  о государственном служащем и  нанимателе;

3) место  работы, должность государственного  служащего; 

4) срок  действия контракта; 

5) основные  права сторон, в том числе право  нанимателя:

- на уменьшение (лишение) премий всех видов независимо  от привлечения государственного  служащего к дисциплинарной ответственности: за отсутствие на рабочем месте  без уважительной причины, несвоевременное  выполнение или невыполнение  должностных обязанностей без  уважительных причин; использование  государственного имущества не  в служебных целях;

- уменьшение  государственному служащему отпуска  в соответствующем году на  число дней прогула или умышленного  неисполнения им должностных  обязанностей более 3 часов в течение  рабочего дня без уважительных  причин. При этом отпуск должен  быть не менее 21 календарного  дня;

- понижение  в классе (звании) за неисполнение  или ненадлежащее исполнение  служебных обязанностей на срок  до 6 месяцев. Понижение в классе  не может быть более чем  на один класс, а в звании (специальном, персональном) - ниже чем на одну ступень; 

6) основные  обязанности и ответственность  сторон, в том числе полная  материальная ответственность за  ущерб, причиненный нанимателю по  вине государственного служащего  излишними денежными выплатами (за  исключением случаев счетной  ошибки), неправильным учетом и  хранением материальных или денежных  ценностей, их хищением, уничтожением; 7) условия организации и оплаты  труда государственного служащего (с учетом результатов его работы), предусматривающие зависимость  мер поощрения от соблюдения  правил внутреннего трудового  распорядка; 8) дополнительные меры  стимулирования труда в пределах  средств, предусмотренных на содержание  государственного органа, в том  числе:

- предоставление  дополнительного поощрительного  отпуска с сохранением заработной  платы до 5 календарных дней;

- повышение  должностного оклада (не более  чем на 50%, если больший размер  не предусмотрен законодательством). 

И еще один момент.

Пунктом 2.4. Декрета № 29 действительно предусматривается включение в контракт указания о зависимости мер поощрения от соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. Законом (п. 1 ст. 49) предусмотрена норма о поощрении государственных служащих за успешное и добросовестное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности, другие достижения в труде. В данном случае разночтения нет, поскольку норму Декрета № 29 можно рассматривать лишь как одно из условий применения мер поощрения.

Форма контракта с государственным служащим определяется соглашением сторон на основании «Примерной формы контракта с государственным служащим», утвержденной в качестве приложения к Положению № 1271. Помимо обязательных реквизитов, характерных для двусторонних договоров, касающихся указания сторон договора, определения предмета договора, срока его действия, основную часть содержания контракта составляет изложение прав и обязанностей сторон, ответственности государственных служащих, оснований прекращения контракта.

Пунктом 12 Примерной формы контракта с государственными служащими предусмотрено, что наниматель устанавливает государственному служащему гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о труде, с указанием видов гарантий и компенсаций. При включении указанного пункта в контракт необходимо иметь в виду, что отдельные гарантии материального и социального обеспечения предусмотрены ст. 46 Закона. Кроме того, иные гарантии для осуществления полномочий отдельными категориями государственных служащих, не предусмотренные Законом, могут устанавливаться законодательными актами, закрепляющими их правовой статус (например, для депутатов, судей, прокурорских работников и др.). В связи с изложенным указанные обстоятельства должны быть учтены нанимателем при заключении контракта с конкретным государственным служащим.

Положения, касающиеся ответственности государственного служащего, изложенные в п. 15 Примерной формы контракта, основываются на ст. 56 Закона. Включение в контракт условия о полной материальной ответственности государственного служащего за ущерб, причиненный нанимателю по вине государственного служащего излишними денежными выплатами (за исключением случаев счетной ошибки), неправильным учетом и хранением материальных или денежных ценностей, их хищением, уничтожением, основывается на положениях п. 2.8 Декрета № 29. 

В контракте, заключаемом с государственным служащим, обязательно указываются возможные основания прекращения контракта, а также досрочного его расторжения. Приведенные в п. 18-20 Примерной формы контракта с государственными служащими основания прекращения контракта, а также досрочного его расторжения воспроизводят соответственно п. 13-15.

Б) Теперь о заключении контрактов с руководителями организаций.

Контракты с руководителями государственных организаций заклю-чаются с целью повышения ответственности руководителей за результаты деятельности организации, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиона-льных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя и регулируется Положением о порядке заключения контрактов с руководи-телями государственных организаций, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 № 76.

Наем руководителя государственной организации, относящейся к республиканской собственности, осуществляется соответствующим республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, по согласованию с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом, а руководителя государственной организации, относящейся к коммунальной собственности, - соответствующим местным Советом депутатов или уполномоченным им органом. Контракт заключается, как правило, на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса определяются руководителем республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь.

Контракт заключается в письменной форме и подписывается руководителем органа, назначаемым на должность руководителя государственной организации. Проект контракта республиканский орган государственного управления, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь, согласовывают с Государственным комитетом по имуществу в части управления и распоряжения государственным имуществом.

Контракт составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Контракт является основанием для издания приказа (распоряжения, постановления) о назначении руководителя государственной организации на должность. Контракт вступает в силу с момента его подписания или иного указанного в нем срока. Контракт заключается на срок не менее одного года. Конкретный срок контракта определяется соглашением сторон.

В контракте должны быть указаны в качестве обязательных следующие условия: 

- дата  подписания; 

- место  работы;

- должность  руководителя государственной организации;

- срок  действия контракта;

- конкретные  показатели работы государственной  организации, роста производства  и прибыли; 

- условия  организации и оплаты труда  руководителя государственной организации  в соответствии с законодательством, предусматривающие зависимость мер поощрения от объема и эффективности производства, наличия задолженности по платежам в бюджет, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;

- права  руководителя государственной организации;

- права  органа, уполномоченного управлять  имуществом государственной организации, в том числе право на:

1. уменьшение (лишение) премий всех видов независимо  от привлечения к дисциплинарной  ответственности за: отсутствие  на рабочем месте без уважительной  причины; несвоевременное выполнение  или невыполнение трудовых обязанностей  без уважительных причин; использование  государственного имущества не  в служебных целях;

2. лишение (снижение размера) установленной  надбавки, лишение (снижение) премий  или вознаграждений за нарушение  законодательства, в том числе  в части неправомерного использования  государственного имущества, необоснованный  отказ (уклонение) от заключения  договоров на поставку товаров  или проведение работ, недовыполнение (невыполнение) работ для государственных  нужд, а также невыполнение или  ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных контрактом;

3. уменьшение  руководителю государственной организации  отпуска в соответствующем году  на число дней прогула или  умышленного неисполнения им  трудовых обязанностей более  трех часов в течение рабочего  дня без уважительных причин. При этом отпуск должен быть не менее 21 календарного дня;

- обязанности  руководителя государственной организации  и органа, уполномоченного управлять  имуществом государственной организации;

- ответственность  руководителя государственной организации, включая полную материальную  ответственность за ущерб, причиненный  органу, уполномоченному управлять  имуществом государственной организации, по вине руководителя излишними  денежными выплатами (за исключением  случаев счетной ошибки), неправильным  учетом и хранением материальных  или денежных ценностей, их хищением, уничтожением, кроме того: ответственность руководителя государственной организации за: неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта; результаты деятельности государственной организации, включая выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации; сохранность и целевое использование имущества, в том числе имущественная ответственность за ущерб, причиненный организации в результате неправомерных действий или бездействия руководителя государственной организации; 

- ответственность  органа, уполномоченного управлять  имуществом государственной организации, за: несоблюдение законодательства; неисполнение или ненадлежащее  исполнение условий контракта; 

- дополнительные  меры стимулирования труда, в  том числе: предоставление дополнительного  поощрительного отпуска с сохранением  заработной платы до пяти календарных  дней; повышение должностного оклада (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством); - размеры минимальных компенсаций за ухудшение правового положения руководителя государственной организации, установленные законодательством.

Орган, уполномоченный управлять имуществом государственной организации, обязан: не позднее, чем за две недели до истечения срока действия контракта письменно предупредить руководителя государственной организации о решении продолжить или прекратить с ним трудовые отношения. Если контрактом предусматривается переезд руководителя государственной организации на работу в другую местность, компенсации выплачиваются в размерах, предусмотренных законодательством. Стороны могут предусмотреть в контракте: дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и гарантии для руководителя государственной организации, в том числе и в случае досрочного расторжения контракта; дополнительные условия, не ухудшающие положение руководителя по сравнению с законодательством. Круг прав и обязанностей сторон контракта, иные его условия определяются с учетом специфики деятельности, источника финансирования и других особенностей государственной организации.

Подводя итог, второму разделу, пункту 2.2. работы сделаем выводы. Основные положения, касающиеся контракта, заключаемого с государственным служащим, содержатся в ст. 30-32 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 "О государственной службе в Республике Беларусь". Пунктом 7 ст. 30 Закона предусмотрено, в частности, что примерная форма контракта, заключаемого с гражданином, поступающим на государственную службу, определяется актами законодательства. В Законе приведены лишь основные нормы, касающиеся содержания и условий контракта, а также оснований для его прекращения. Решение иных вопросов, оказавшихся за пределами законодательного регулирования, должно определяться по предписанию законодателя актами законодательства.

Контракты с руководителями государственных организаций заключаются с целью повышения ответственности руководителей за результаты деятельности организации, обеспечения условий для инициативы и самостоятельности с учетом индивидуальных способностей и профессиональных навыков, правовой и социальной защищенности руководителя и регулируется Положением о порядке заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 16.09.1994 № 76.

 

Глава 3 ПРОДЛЕНИЕ ТРУДОВОГО КОНТРАКТА

Поскольку перевод работника на контрактную форму найма является изменением существенных условий труда, то такой перевод должен производиться с соблюдением процедуры, установленной ст. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Продление контракта – увеличение срока действия контракта по соглашению работника и нанимателя. Продление контракта осуществляется в пределах максимального срока его действия. 

Информация о работе Заключение и продление трудового договора (контракта) в РБ