Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 09:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ трудового договора. В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть историю развития трудового права в России;
2) Проанализировать исторический процесс становления письменной формы трудового договора;
3) Рассмотреть и проанализировать историю и этапы становления трудового договора;
4) Проанализировать определение трудового договора, выделить его особое значение, а так же сформулировать его основные функции;
2.2 Второй период - с XVIII по начало XX вв.
Следует признать, что все рассматриваемые
периоды не являются однородными
и последовательными в своем
правовом развитии. В качестве характерной
особенности этого отрезка
В рассматриваемый период лишь с
появлением в первой половине XIX века
Полного Собрания Законов и Свода
Законов получает систематизацию законодательство
Российской империи. После кодификации
всего русского права, происшедшего
в половине XVII столетия в виде Соборного
Уложения Алексея Михайловича 1649 года,
отмечает Г.Ф. Шершеневич, возникали
неоднократно попытки выйти из того
хаотического состояния, в каком
оказалось русское право
Общие положения договора личного
найма получают закрепление в
ст. ст. 2201-2290 Законов гражданских. Наиболее
первая редакция ст. 2201 относится к
Уложению 1649 г., что показывает преемственность
в развитии этого договора. При
этом отсутствует нормативное
2.3 Третий период - примерно с 1917 г. по вторую половину 80-х гг.
Это период еще можно назвать как "советский период". Договор найма на работу, а в последующем трудовой договор, выступает неотъемлемым и одним из важнейших институтов, выступающей самостоятельной юридической дисциплины и отрасли - трудового права. Отличительной чертой в развитии трудового законодательства является принятие кодифицированных актов о труде (Кодексов законов о труде 1918 г., 1922 г., 1971 г., а также Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970 г.). Появляются многочисленные работы ученых по вопросам трудового права.
Октябрьская социалистическая революция
в России 1917 г., повлекла за собой
кардинальные изменения в правовых
способах регулирования общественных
отношений в сфере труда. Так,
если первые акты советской власти
и допускали использование
В условиях братоубийственной гражданской
войны, нарушения в сфере труда,
как-то уклонение от учета при
проведении трудовой повинности или
трудовой мобилизации, самовольное
оставление работы или службы, неявки
на работу без уважительных причин
и т.д., расценивались как "трудовое
дезертирство". Были созданы специальные
комиссии по борьбе с трудовым дезертирством,
которым предоставлялось право
в административном порядке привлекать
к ответственности как самих
нарушителей, так и "укрывателей,
пособников и т.п.". В качестве
наказаний предусматривались
Государственно-
Представляется показательным тот факт, что 70-80-е года, рассматриваемого периода, иногда называют как года экономического застоя. В свою очередь, несомненный научный интерес представляет законодательство о труде относительно непродолжительного отрезка времени с начала 20-х годов, больше известного в истории развития советского государства как период НЭПа (новой экономической политики). Его особенностью выступает отказ от жесткого государственного вмешательства в управление экономикой в пользу использования свободной, частнопредпринимательской деятельности. В условиях полуразрушенной войной промышленности, голода в стране, а также роста забастовок рабочих, вызванных задержкой и невыплатой заработной платы, этот шаг был мерой вынужденной и временной. Принятие 30 октября 1922 г. Кодекса законов о труде, знаменует собой закрепление и развитие частно-правовых или договорных начал в сфере труда. Провозглашается добровольный порядок найма на работу, при этом, сохраняется институт трудовой повинности, но лишь в случаях борьбы со стихийными бедствиями и для выполнения важнейших государственных заданий. Возрастает роль и значение коллективного и трудового договоров, в которых сторонами может определяться размер вознаграждения, но не ниже обязательного государственного минимума оплаты труда. В случае несостоятельности нанимателя выплаты работникам, предусмотренные в договорном порядке, должны производиться преимущественно перед всеми другими долгами нанимателя. Трудовые споры могут разрешаться либо в принудительном порядке в особых сессиях народных судов, либо в порядке примирительного разбирательства - в расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах. Именно в КЗоТ 1922 г. были использованы многие положения из Проекта закона о трудовом договоре, разработанного еще до установления советской власти. Так, согласно КЗоТ 1922 г., трудовой договор определяется как соглашение двух или более лиц, по которому одна сторона (нанимающийся) предоставляет свою рабочую силу другой стороне (нанимателю) за вознаграждение (ст. 27). При этом содержание трудового договора определяется соглашением сторон и признаются недействительными условия, ухудшающие положение трудящегося по сравнению с законами о труде, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка, в том числе, условия, направленные на ограничение политических и общественных прав трудящегося (ст. 28 КЗоТ 1922 г.). Допускалось заключение договора с артелью, при этом для нанимателя возникали по отношению к каждому лицу, входящему в состав артели и выполняющему у нанимателя обусловленную работу, те же обязанности и права, как если бы он заключил договор лично с каждым (ст. 33 КЗоТ 1922 г.).
Сравнительный анализ отдельных положений
прежнего промышленного права с
законодательством о труде
2.4 Четвертый период - примерно с 1990 г. по настоящее время.
Затрагивая небольшой, в сравнении
со всеми предыдущими периодами,
отрезок времени (по первую половину
1999 г. включительно), который, тем не
менее, показывает быстрое и довольно
противоречивое обновление законодательства,
направленное на расширение индивидуально-договорного
регулирования отношений в
Каждый из предшествующих периодов в определенной степени подготавливает последующие изменения в сфере труда. Так, уже примерно со второй половины 80-х начала 90-х годов ученые-трудовики стали активно выступать за проведение реформирования трудового законодательства. В качестве наиболее актуальных, рассматривались вопросы социально-правовой защиты трудовых прав граждан при переходе к рыночной экономике; о сфере действия трудового права, в условиях становления многообразия форм собственности; о разграничении компетенции Союза ССР и союзных республик и многие другие аспекты. Тогда как глобальные общественные изменения в жизни страны как-то, стремительный распад СССР и провозглашение 12 июня 1990 г. России в качестве суверенного государства, внесло серьезные коррективы в развитие новой концепции трудового права и индивидуально-договорных отношений в сфере труда.
Практически с первых актов намечаются кардинальные изменения в государственно-правовых методах управления экономикой России. Так, с принятием Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" восстанавливается институт частной собственности (Раздел II Закона), а за гражданами признается исключительное право распоряжаться своими способностями к труду, как самостоятельно, так и на основе договора. Отныне граждане, работающие "по найму", могут с согласия собственника иметь вклад в имуществе предприятия и получать часть прибыли этого предприятия пропорционально размеру вклада (ст. 4 Закона). Появление термина "найма" на работу, как представляется, стало не случайным, так как устанавливался отличный от трудового, новый вид договора в сфере труда. Это можно проследить, изучив ст. ст. 26, 31 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (далее закон о предприятиях). Так, согласно ст. 26 закона о предприятиях предусматривалось, что отношения работника и предприятия, возникшие на основе трудового договора, регулировались законодательством о труде. Тогда как, отношения работника и предприятия, возникшие на основе договора о членстве в хозяйственном товариществе, регулировались гражданским законодательством и учредительными документами товарищества. В соответствие со ст. 31 данного закона устанавливалось, что при найме (назначении, избрании) руководителя предприятия с ним заключался договор (контракт), в котором определялись его права, обязанности и ответственность перед собственником имущества и трудовым коллективом; условия оплаты труда; срок контракта; условия освобождения от занимаемой должности. При этом, руководитель предприятия мог быть освобожден от занимаемой должности до истечения срока договора (контракта) по основаниям, предусмотренным не только в законодательстве, но и договоре. Таким образом, в отличие от довольно жесткой регламентации в КЗоТ РСФСР 1971 г. и трудовом праве этого времени вопросов оплаты труда, оснований расторжения по инициативе администрации и т.п., в отношениях работодателя (собственника) с участниками товариществ и обществ, а также с руководителем предприятия, законодательно были введены элементы договорной свободы, в большей степени характерные для гражданского права. Высказанное предположение подтверждает и Закон СССР от 4 июня 1990 г. "О предприятиях в СССР", который за исключением раздела IV, регулирующего вопросы назначения и освобождения руководителей и должностных лиц предприятия, так и не вступил в действие. Но исходя из смысла положений этого нормативного акта, договорные отношения с руководителем предприятия, по общему правилу, подпадали под действие законодательства о труде, так как трудовой договор, контракт, соглашение, выступали "формами", регулирующими трудовые отношения работника с предприятием (п. 1 ст. 15 Закона СССР). Тогда как по российскому закону о предприятиях, отменяющему союзный акт, такого равенства уже не было закреплено. Поэтому вопрос о том, а является ли данный контракт с руководителем предприятия трудовым или гражданско-правовым, оставался без ответа. Надо полагать, с целью несколько восполнить существующую неопределенность, приказом Минтруда РСФСР от 29 марта 1991 г. были утверждены "Временные рекомендации о порядке применения контрактной формы заключения трудового договора с руководителем предприятия", которыми контракт, на первый взгляд, признавался видом трудового договора. В частности разъяснялось, что при расторжении отношений с руководителем по основаниям, предусмотренным в контракте, но не предусмотренным действующим законодательством, увольнение должно было производиться в соответствии с п. 1 ст. 29 КЗоТ РСФСР (соглашением сторон), о чем должна была делаться запись в трудовой книжке (п. 3.10 Рекомендаций). Тем не менее, с точки зрения формальной, предоставление права в договорном порядке устанавливать дополнительные основания для расторжения, вступало в противоречие с законодательством о труде, а значить являлось недействительным (ст. 5 КЗоТ РСФСР). Кроме того, установленные в договоре возможные причины для увольнения выступали не столько за трудовую деятельность руководителя, как таковую, а результат экономической деятельности предприятия в целом, в том числе получения и увеличения прибыли. А это уже в большей степени позволяло характеризовать контракт как гражданско-правовой договор. Совершенно очевидно и то, что при заключении контракта, инициатором включения дополнительных условий расторжения, а при их нарушении, увольнения будет выступать работодатель (собственник), а не соглашение сторон. Но ущемление трудовых прав руководителя, как наемного работника, в полной мере могло компенсироваться работодателем (собственником) через повышенную оплату, возможным улучшением жилищных условий, погашением банковской ссуды и т.п., а это уже не ухудшало, а наоборот, делало привлекательным заключение такого контракта. Необходимо отметить, что в разъяснении Минтруда РСФСР, контрактная форма была рекомендована и при заключении трудового договора с руководителями структурных подразделений (п. 4.2 Рекомендаций), что значительно расширяло положение закона о предприятиях. Тогда как на практике, работников в массовом порядке стали вынуждали заключать трудовые контракты. По мнению ряда ученых, контракт выступал в качестве особого вида срочного трудового договора, который заключался в письменной форме и мог включать дополнительные условия материального и иного обеспечения. В реальной действительности, контракт для работников ничего кроме срочности трудовых отношений не закреплял, что значительно ухудшало их положение по сравнению с действующим законодательством о труде. В этом смысле, методы реформирования экономики начала 90-х гг. в некоторой степени схожи с теми, которые использовались в нашей стране на рубеже 1917-1918 гг. Отличием выступало то, что если на заре установления советской власти приоритетным по отношению к трудовым правам граждан выступала политическая, то в начале "рыночных реформ" - экономическая целесообразность15. Как и прежде, вся тяжесть последствий социально-экономических преобразований в обществе, легла на плечи самих работников, которые в одно мгновенье в лучшем случае переходили в разряд участников различных видов товариществ, акционерных обществ, в худшем - пополняли ряды безработных. Падение уровня жизни, правовая незащищенность работников, вынуждают трудовые коллективы активно выступать в защиту своих трудовых прав. И если в 1990 г. число предприятий, на которых проходили забастовки, равнялось 260, то в 1991 г. их количество возросло до 1755, в 1992 г. - 6273, 1993 г. - 264, 1994 г. - 514, 1995 г. - 8856 . Результатом забастовочной борьбы выступило и принятие Закона РФ от 25 сентября 1992 г., которым были изменены и дополнены многие положения КЗоТ 1971 г., позволяющие, в целом, применять его в новых условиях становления предприятий с различными формами собственности. Ученые заговорили о постепенном распространении трудового законодательства на все сферы коллективного труда (так называемая широкая сфера действия). При этом, по мнению Р.З. Лившица, О.С. Хохряковой, если термин "контракт" и был использован как синоним термина "трудового договора", то все же последний имел более широкое содержание, означая институт трудового законодательства, включающий нормы о приеме на работу, переводе и увольнении. Но на индивидуальном уровне, уровне соглашения между работодателем и работником термины "трудовой договор" и "контракт" равнозначны. Казалось бы на первый взгляд, возникшие противоречия между договорами в трудовых отношениях были сняты. В частности, срочный трудовой договор (контракт) мог заключаться лишь в случаях, когда трудовые отношения не могли быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, а также в случаях, непосредственно предусмотренных законом (ч. 2 ст. 17 КЗоТ РФ). Правда несколько не логичным выступало установленное дополнительное основание для прекращения отношений с руководителем предприятия, в случаях, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 254 КЗоТ РФ), без привычного словосочетания с трудовым договором. Что это, простая случайность? Если исходить из буквального толкования нормы п. 4 ст. 254 КЗоТ, отмечает С.Ю. Головина, можно предположить, что законодатель придал контракту особый смысл, умалив значение трудового договора, т.е. не дал возможности включать в последний дополнительные основания его прекращения. Но такое толкование вряд ли будет правильным, вряд ли законодатель поставил право вводить в соглашение о труде дополнительные условия об увольнении в зависимости от его наименования. Тем не менее, это именно и имелось ввиду. В качестве подтверждения следует привести п. 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г. "О некоторых вопросах применения судами РФ законодательства при разрешении трудовых споров" в котором судам разъясняется, что по общему правилу, установленному ст. 5 КЗоТ РФ, в трудовых договорах (контрактах) не могут устанавливаться дополнительные условия для прекращения трудового договора (контракта) по сравнению с законом. Единственное исключение предусмотрено п. 4 части первой ст. 254 КЗоТ РФ (в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года) для трудовых договоров (контрактов), заключаемых с руководителями предприятий. Такое толкование п. 4 ст. 254 КЗоТ РФ Пленумом Верховного Суда РФ значительно расширяло принцип действия нормы, фактически признавая, что трудовой контракт с руководителем предприятия не одно и тоже, что обычный трудовой договор. Представляется интересным привести мнение К.Н. Гусова, В.Н. Толкуновой, считающих контракт особым видом трудового договора, заключаемого в соответствии со специальным законодательством между работником и работодателем, в котором содержится широкий перечень оговоренных непосредственно сторонами условий, в том числе по вопросам организации труда, его стимулировании, социально-бытового обеспечения, ответственности и др. В дальнейшем ученые приходят к выводу, что хотя в КЗоТ РФ контракт поставлен в скобках рядом с трудовым договором, это не дает права утверждать, что они синонимы. Трудовой договор - это широкое родовое понятие, а контракт - его видовая часть. Хотя, как представляется, проблема заключается не в терминологическом и видовом отличии учеными договоров о труде, а в существующей скрытой борьбы взглядов и поиске новой концепции развития трудового законодательства и института трудового договора. Наиболее отчетливо это проявляется не только в различных проектах трудового кодекса, но и в действующих правовых актах. Например, в принятой 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, трудовой договор выступает без обычной приставки контракт (п.5 ст. 37 конституции РФ). В свою очередь, Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» определяет, что отношения Правительства РФ или уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. Не остались в стороне и субъекты России. В частности, по трудовому кодексу Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 г., особым видом трудового договора признается контракт с руководителями предприятия и работниками, осуществляющими общие управленческие, исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции предприятия.