Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Пожизненная президентура в Малавии, Уганда, Тунис,

        1. Республика без некоторых республиканских элементов – президентско-мелитарные республики  - Египет.

Государство управляется военными, президент не избирается а назначается военным советом, парламент не избирается, органы местного самоуправления тоже, конституция приостановливается, либо отменяется совсем.

        1. Совецкая республика.

Признаки:

              1. Отрицание признака разделения властей
              2. Признание принципа единства государственной власти
              3. Особая роль коммунистической партии
              4. Вся власть принадлежит органам представительства народов – собрание народных представителей КНР

 

        1. Клерикальная республика. – где церковь оказывает влияние нагосударство – Иран – глава государства – Высшее духовное лицо – руководитель государства, который избирается советом экспертов их редставителей высшего духовенства страны.

 

Тема: «Формы государственного (территориально-политического) устройства в ЗС».

              1. Пониятие и формы гос устройства в ЗС.
              2. Унитарное государства признаки и виды
              3. Федерация, понятие признаки и классификация
              4. Автономия в ЗС.

 

  1. Понятие и формы государственного устройства в ЗС.

Под государственным (территориально-политическим) устройством – понимают способ территориальной организации государства или государств, образующих союз, а также характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

На сегоднящний день, выделяют 2 основные формы государственного-териториальнополитического устройства в ЗС:

  • Унитарное    
  • Федеративное
  • Региональные

Тенденции развития государственного устройства в ЗС:

  1. Возрастание числа федеративных государств – Бельгия с 1994 года стала федерацией, Ирак с 2004, Непал с 2007 и др.
  2. Тенденция регионализации - создание крупных территориальные единиц, регионов.
  3. Автономизация – связанна с образованием относительно самостоятельных территориальных единиц – Италия, Испания.

В зарубежных конституциях обычно чётко фиксируется форма государственного устройства, особенно если, государство является федеративным – ст. 1 К-ции РФ, ст. 1 К-ции Бельгии.

  1. Унитарное государство – признаки и виды.

Это единое государство, состоящее из АТЕ не обладающих международной правосубъектностью.

К числу унитарных государств – Польша, Латвия, Украина, Литва, Эстония, Венгрия, Италия, Испания, Молдова, Сербия, Чехия.

Признаки:

        1. Едина конституция
        2. Единая система высших органов государственной власти
        3. Единое гражданство
        4. Единая правовая система
        5. Единая судебная система.

Классификация унитарных государств:

              1. В зависимости от наличия автономии выделяют 2 разновидности:
  • Простые – Литва, Латвия, Польша.
  • Сложные – в их составе автономные образования – Украина, Франция,  Финляндия (Аландские острова), Дания (Гренландия, Фарельские острова).

 

  1. По степени централизации:
    • Централизолванные унитарные государства – это государство, во всех звеньях которго имеются назначаемые центральной властью чиновники (Таиланд)
    • Децентрализованные унитарные государства – это унитарное государство, во всех звеньях которого выборные органы и ДЛ – Великобритания, Франция после реформы 2003 года.
    • Относительно централизованные унитарные государства – на низовом звине выборные органы власти, а во высшестоящих – назначаемые центральной властью – Болгария

 

  1. Оаоа

Федерация – форма гос сустройства, представляющая собой союзное государство состоящее из 2 и более гос образований, обладающее конституционно закреплённой самостоятеьностью, формально ограниченной правами самого государства.

Она состоит из субъектов федерации – например, штаты (США, Мексика, Малайзия, Бразилия), провинции (Канада, Пакистан,) контоны (Швейцария), земли (Австрия), эмираты (АОЭ).

Признаки федерации:

        1. Она является целостным суверенным государством, состоящим из государственно подобных образований, субъектов федерации, которые не обладают государственным суверенитетом и международной правосубъектностью.
        2. Субъект федерации не имеют право сицесии – т.е. право одностороннего выхода из состава федерации.
        3. Наличие 2 палатной структуры парламента.
        4. Чёткое распределение компетенций, между федерацией и её субъектами которое фиксируется в конституции.
        5. Существуют федерально право и право субъектов федерации, при верховенстве федеративного права.

 

Классификация:

              1. В зависимости от способа возникновения федерации:
  • Договорные – возникают на основе договора – США, Швейцария.
  • Конституционные – федерации, которые образуются а основе конституции - Бельгия, Ирак, ФРГ.

 

  1. По структуре
  • Семитричные – только из субъектов федерации, обладающих статусом.
  • Ассиметричные – союзные государства, которые состоят из субъектом и не субъектов федерации, обладающих разным правовым статусом США, Индия.

 

  1. Способы разграничение предметов ведения федерации и его субъектов.

Предметы ведения федераций и её субъектов – это круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым соответствующие гос. Органы федераций и её субъектов компетентны принимать решения.

К основным способам разграничение предметов ведения можно отнести:

        1. Закрепление в конституции исключительной компетенции федерации - Бразилия.
        2. Закрепление исключительной компетенции субъектов федерации – Мексика.
        3. Закрепление в конституции исключительной компетенции федерации и исключительной компетенции субъектов федерации – Аргентина.

Закрепление в конституции исключительной компетенции федерации, исключительной компетенции субъектов, совестных полномочий федерации и её субъектов - Индия

 

Тема «Избирательное право и избирательная система в ЗС».

  1. Понятие и сущность избирательного права. Источники ИП в ЗС.
  2. Принципы избирательного права в ЗС.

 

  1. Понятие и сущность избирательного права. Источники ИП в ЗС.

Термин ИП употребляется в 2 значениях – в объективном смысле, и в субъективном смысле.

ИП в объективном смысле – это совокупность правовых норм, определяющих принципы, порядок и гарантии организации и проведения выборов.

ИП в субъективном смысле – это гарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах. Оно включает в себя активное и пассивное ИП.

Активное ИП – это право избирать, голосовать за какую-либо кандидатуру, либо против неё. Пассивное право – это право быть избранным.

Источники ИП в ЗС.

Источниками ИП в ЗС  является источники конституционного права в которых содержатся избирательно-правовые нормы.

Источники ИП в ЗС на 2 группы:

  1. Писанные
    1. Конституция. В конституции содержится отдельный раздел или глава, посвящённая избирательной системе.  – Перу, Узбекистан, Туркменистан, Украины.

Конституции содержат лишь отдельные статьи, посвящённые избирательному праву.  –РФ

    1. Международно-правовые акты – Всеобщая декларация прав человека 1948 года – ч.3 ст. 21

Междунурадный пакт о политических правах – 1966, Международая конвенция защиты прав человека и основных свобод 1950 года, Американская конвенция прав человека 1969 года, Африканская хария прав человека и народов – 1986 года, Декларация о критериях свободных и справедливых выборов 1994 года, Конвенция о стандартах демокрвтических выборов избирательных прав и свобод в государствах участниках СНГ 2002 года.

    1. Законы о выборах.

31 – Избирательные кодексы – Франция, Бельгия, Аргентина, Бразилия .

32  - Законы касающиеся реализации гражданами активного ИП и избрание всех выботных органов  -конституционный закон о выборах – Казахстан, Зако о выборах в Люксембурге 2003 года, федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ.

33 – Законы о выборах отдельных государственных органав – Федеральный закон о выборах в Бундестаг, Федеральный закон РФ о выборах президента РФ

    1. Регламенты палат парламента – Венгрия.
    2. Акты главы государства – Болгария выборы НС назначаются президентом.
    3. Акты избирательных органов
    4. Акты судебных органов в том числе акты органов конституционного правосудия

 

  1. Неписанные – Конституционные обычаи  -Великобритания, Ватикан.

Во многих случаях  - это писанные источники.

  1. Принципы ИП в ЗС.

Основные принципы ИП:

  1. Всеобщего – означает что субъективное ИП предоставляется каждому гражданину по достижению определённого возраста, если гражданин не страдает в силу душевной болезни или дефектов развития пороками препятствующими их свободному волеизъявлению.

Всеобщее ИП имеют не все граждане страты. Обычно временно не участвуют в выборах лица находящиеся под стражей, а иногда только приговорённые судом к тюремному заключению на срок более 1 года – Великобритания, Нидерланды.

Всеобщее Ип ограничивается избирательными цензами, т.е. определёнными требованиями, которым должно отвечать лицо, для приобретения соответствующих ИП.

  1. Возрастной ценз  -он разный для реализации активного и пасивного ИП.

Для активного 16 лет в Иране, 17 – КНДР, 18 – РФ, Франция.

  1. Ценз Гражданства – к выборам допускаются лица, граждане гос-ва – Венгрия, Чехия, Румыния.

В отдельных гос-вах закрепляется ценз квалифицированного гражданства – предполагающих, что необходимо быть гражданином по рождению.

  1. Ценз оседлости – За лицом признаются избирательные права, после того как оно проживёт в данной местности определённое время – для активного – от 1 месяца до 2 лет – В болгарии 2 месяца,  месяцев во Франции, для пассивного более высокий – для кандидатов в президенты 10 лет в России, 14 лет – кандидаты в президенты США.
  2. Имущественный ценз  -устанавливал имущественное ограничение для участия в выборах.
  3. Ценз пола – не допущение к выборам женщин. До 1917 года женщины обладали активным избирательныи правом – Финляндия, Австралия, Норвегия, Дания, Новая Зеландия. В период с 1917 по 1920 избирательно право было предоставленно женщинам в 15 странах  -Великобритния 1918, Германия 1919, США – 1920, 1921 – 1944 – 14 стран – Франция 1944, с 1945 – 1950 – 21, Италия, Япония 1945, 1951 – 1967 – 57, одними из последних _ Швейцария 1971, Андорра  -1978, Лихтенштейн  -1984.

Не имеют женщины избирательного права – в Саудовской Аравии, Кувейт,.

  1. Образовательный ценз  - допущение к выборам лиц, обладающих определённых обазованием – Афганистан, Батан, Турция, Азербайджан
  2. Ценз грамотности  - языковой – лицо должно уметь читать и писать на государственном языке – Йемен, хорошо читать и писать  -Катар, ОАЭ  -в достаточной степени уметь читать и писать.
  3. Религиозный ценз – лицо должно обязательно
  4. Моральные – Непал 2007 года кандидат в депутаты не должен иметь судимости за преступления связанные  с моральной нзостью – Исландия.
  5. Расовый ценз – ЮАР 1994 года и предполагал недопущение к выборам коренного населения.
  6. Псужебный или профессиональный – означает не допущение к выборам лиц, которые занимаются определённой деятельность – Нидерланды- рядовые военнослужащие.

Информация о работе Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина