Конституция РФ и федеральные законы в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что с принятием Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) завершился важный этап реформы трудового законодательства. В новом ТК РФ получили разрешение такие вопросы как:
- разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в регулировании трудовых отношений;
- определение сферы действия трудового права и его отграничение от гражданского права;
- новые положения об отпусках
- установление механизма ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА…………………5
Развитие трудового законодательства в России…………………….5
Действующее трудовое законодательство…………………………15
Глава 2. КОНСТИТУЦИЯ РФ И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ В СФЕРЕ ТРУДА……………………………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Источники трудового права.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

Соответствующие нормы предусмотрены Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24 декабря 1992г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995г.). Действуют также Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, принятые 6 августа 1993г., т ряд других нормативных актов.

         Конституция обязывает законодательный орган принимать законы о минимальном размере оплаты труда, а работодателя выплачивать вознаграждение за труд не ниже этого размера. Тем самым предполагается, что по договору (коллективному или индивидуальному) размер оплаты может быть больше, что и осуществляется на практике в соответствии с рыночной ценой рабочей силы или по тарифным разрядам, установленным государственными органами для предприятий и учреждений, находящихся на госбюджетном финансировании.38

          Основные трудовые обязанности  в Конституции РФ не закреплены, но они предусмотрены ст. 21 ТК для работника и ст. 22 для работодателя. Конституция РФ в ст. 76 разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов Федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. Конституция и федеральные законы, согласно ст. 4 Конституции РФ, имеют верховенство на всей территории России.39

          Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве.

         Право на отдых имеет каждый человек, но для тех, кто работает по трудовому договору (т.е. лиц наемного труда), Конституция гарантирует установление Федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.40

          К компетенции Федерации относятся установление: основ правового регулирования, минимального гарантированного уровня трудовых прав и их гарантий по рабочему времени, отпускам, охране труда, трудовому договору, минимальной оплаты труда, процедуры заключения трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений, порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, организации надзора и контроля за трудовым законодательством, охраной труда, определение особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников, порядка дисциплинарной и материальной ответственности по трудовому праву. В настоящее время это конкретизировано в ст. 6 ТК.41

          Нормы Конституции РФ являются  непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и порядок применения иных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.42

Важнейшим источником трудового  права является Кодекс законов о труде, принятый 9 декабря 1971 г. Верховным Советом РСФСР. В последующем в него вносились изменения. С целью приведения трудового законодательства в соответствие с задачами, стоящими перед государством при переходе к рыночной экономике, Законом РФ от 25 сентября 1992 г. в него были внесены существенные изменения и дополнения.43

Первый Кодекс законов о труде 1918 года предусматривал лишь основные институты трудового  права.

Второй Кодекс законов о труде 1922 года действовал почти 50 лет и предусматривал нормы  всех институтов трудового права, кроме института занятости и трудоустройства. Он сыграл большую роль не только в правовом регулировании труда в России, но и в разработке кодексов законов о труде других союзных республик бывшего СССР. Он также прогрессивно влиял на международно-правовое регулирование труда, на принятие норм конвенций и рекомендаций Международной организации труда (МОТ).

Ушедший в историю  третий Кодекс законов о труде  РФ, принятый 9 декабря 1971 г. и введенный  в действие с 1 апреля 1972 г., значительно  расширил гарантии права на труд женщин, несовершеннолетних, инвалидов, льготы обучающимся без отрыва от производства, полномочия трудовых коллективов и др. В него неоднократно вносились отдельные изменения и дополнения. Кардинально его нормы были изменены в связи с переходом России к рыночным отношениям Законом РФ от 25 сентября 1992 г. Этот Закон дал новую редакцию всех статей гл. XIV существенно отличалась от прежней.44

Действующий Трудовой кодекс РФ. Будучи основным кодифицированным источником трудового права России,  регулирует, по существу, весь комплекс общественных отношений, который входит в предмет данной отрасли права. Ныне действующий ТК РФ принят Государственной Думой 21 декабря 2001  г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г, подписан Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и вступил в силу с 1 февраля 2002  г. Он состоит из 14 разделов, 62 глав и 424 статей. 3

  В Кодексе значительно возрос объем нормативного материала по сравнению с КЗоТ РФ. Вместе с тем сохранена определенная преемственность в Общей и Особенной части Кодекса, но Общая часть и другие разделы ТК содержат блоки норм, которые ранее отсутствовали либо были очень немногочисленны. В отличие от КЗоТ РФ, в части первой ТК закреплены предмет регулирования, основные принципы, сфера действия трудового законодательства, его состав и структура, дано разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Введена новая (вторая) глава той же части ТК, в которой впервые легализовано понятие "трудовые отношения", основания их возникновения, а также определены стороны этих отношений (работник и работодатель), установлены основные права и обязанности работника (ст. 21) и работодателя (ст. 22).

  Вторая часть ТК охватывает вопросы социального партнерства в сфере труда, в ней приведены его понятие, система, основные принципы. Раскрываются основные формы социального партнерства: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) социальных партнеров, т.е. коллектива работников, их представителей (профсоюзов), с одной стороны, и работодателя, его представителя (руководителя организации), с другой стороны; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Регламентируется порядок заключения коллективных договоров и соглашений и др.

  Третья, Особенная часть ТК охватывает в рамках соответствующих разделов основные институты трудового права, такие как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата и охрана труда, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора и другие разделы.

  В четвертой части ТК закреплены особенности регулирования труда отдельных категорий работников, которым посвящены 15 глав, предусматривающих дифференциацию правового регулирования труда не только отдельных категорий работников, но и работников некоторых отраслей и отдельных организаций.

  Впервые в ТК РФ, в его пятой части, выделены разделы, посвященные способам защиты трудовых прав работников, начиная от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (гл. 57), включая защиту трудовых прав работников профессиональными союзами (гл. 58) и самозащиту работниками трудовых прав (гл. 59). В этой же части предусмотрен порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров (гл. 60, 61).

  Последняя, шестая часть ТК содержит заключительные положения, такие как сроки введения его в действие, признание утратившими силу отдельных законодательных актов и др.45

          Новый Кодекс, как указывалось  ранее, сохранил на 70 процентов  содержание норм КЗоТ. Но он  значительно восполнил пробелы  КЗоТ и создал ряд новых  норм, лучше отвечающих нынешним  реалиям в сфере труда. Кодекс повысил значение социально-партнерских отношений в сфере труда, особенно на уровне организации, как индивидуальных, так и коллективных, расширил круг вопросов, регулируемых договорным порядком, развил механизмы обеспечения выполнения договоров о труде. В Кодексе усовершенствованы регулятивная и защитная функции трудового права. Он, с одной стороны, увеличил гарантии трудовых прав работников, например о размере МРОТ не ниже прожиточного минимума, о правовых последствиях задержки выплаты начисленной работнику оплаты, о более коротком (шестимесячном) сроке для первого отпуска в данной организации и др. С другой стороны, как указывалось, в Кодексе есть и недостатки, которые, думается, сократятся в процессе его практического применения.

Например, серьезные споры на Пленуме вызвала ст. 142 ТК РФ, предусматривающая: "в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы". На практике возникло, как минимум, два вопроса: должен ли работник выходить на работу и имеет ли он право в этом случае получать заработную плату? В ответ на первый вопрос большинство судей ВС РФ посчитало: поскольку ст. 142 ТК РФ не обязывает работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в течение периода времени, на который им приостановлена работа, принимая во внимание, что нарушение сроков выплаты заработной платы -или выплаты ее не в полном размере относится к принудительному труду (ст. 4 ТК РФ), постольку работник вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы. Проект Постановления предусматривал три варианта ответа на второй вопрос.

Сегодня назрела необходимость рассмотрения проблемы ненормированного рабочего дня, а именно: почему, несмотря на обилие законных оснований, реальных механизмов защиты своих прав у работающих в организациях всех форм собственности с режимом ненормированного рабочего дня все еще нет.

Да, статья 101 ТК закрепила понятие "ненормированный рабочий день", а статья 119 ТК - право работника на компенсацию за работу во внеурочное время, но реально, на практике, при огромном количестве грубейших нарушений работодателями законодательства о режиме рабочего времени до суда не дошло пока что ни одного дела. В статье 101 ТК дано четкое определение ненормированного рабочего дня - "это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени".

Практика применения Трудового кодекса РФ демонстрирует, что в большинстве учреждений  работают с ненормированным рабочим днем не эпизодически, а постоянно.

Между тем нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии со статьей 91 ТК не может превышать 40 часов в неделю, а для педагогических работников 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Однако многие работники работают по 50 и более часов в неделю.

Резкую критику вызвало предложение о введении рабочего времени до 60 часов в неделю и до 12 часов в день. Большинство экспертов склоняется к тому, что главным следствием введения 60-часовой рабочей недели станет снижение и без того невысокой производительности труда.

Работодатели в силу своей более активной позиции  в экономике начали предпринимать  попытки расторгнуть трудовые договоры с работниками, используя различные  правовые манипуляции.

Например, они могут  устно заявлять, что будут сокращать  работника, но при этом требовать от него заявление на увольнение по собственному желанию. Работники воспринимают такое требование почти однозначно как давление на них и приходят к госинспектору труда посоветоваться, надо ли писать заявление на увольнение по собственному желанию. Другой яркий, но, к сожалению, типичный пример - это так называемые двойные зарплаты, когда в трудовом договоре условия оплаты труда сформулированы по минимуму, а фактически сумма зарплаты значительно больше.

Таким образом, мы на практике столкнулись с очень важной теоретической проблемой: соотношение субъективных представлений о трудовом праве, которые сложились у работника, с требованиями норм трудового закона, т.е. с объективным трудовым правом, созданным государством. Однако только этим данная проблема не исчерпывается.

         Наряду с Трудовым кодексом РФ трудовое право регулируется следующими законами:

1. Федеральный  закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.).46

2. Федеральный  закон «Об объединениях работодателей» (с изменениями от 5 декабря 2005 г., 1 декабря 2007 г.).47

3. Закон РФ  от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости  населения в Российской Федерации» (с изменениями от 15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г.).48

         Все другие акты трудового законодательства, как федеральные, так и субъектов Федерации, органов местного самоуправления и локальные, принятые в организации, должны соответствовать Кодексу, не противоречить ему.49

      

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие  выводы.

В широком смысле термин "источник права" используется когда  речь идет об конкретных правовых нормах, относящихся к определенной сфере  общественных отношений.

В трудовом праве под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права.

Источники трудового права, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

Информация о работе Конституция РФ и федеральные законы в сфере труда