Контрольная работа по "Трудовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 14:04, контрольная работа

Краткое описание

По трудовому договору с ООО «Локомотив» бригада рабочих обязалась привести в порядок футбольное поле и отремонтировать трибуны. Работа длилась 14 дней. По окончании работы во время расчета бригадир Сергеев потребовал выплатить всем членам бригады вознаграждение за сверхурочные работы. Директор ООО «Локомотив» отказался выполнить требование, ссылаясь на то, что договор был заключен непосредственно с Сергеевым как бригадиром, а состав и фамилии членов бригады указаны не были. Сергеев обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за сверхурочные работы. Какое решение должен вынести суд? Составьте решение суда.

Содержание

План работы. Вариант II 3
1. Проанализируйте этапы становления современного российского законодательства о труде. 4
2. Охарактеризуйте правовой статус гражданина и работника в сфере трудового права. 15
3. Укажите нормы права, в которых применено предписание как средство метода. 18
4. Раскройте порядок заключения соглашений 20
5. Выделите составы в КоАП РФ УК РФ, в которых предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере труда 24
6. Задача. 29
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

План работы. Вариант II

 

 

  1. Проанализируйте этапы становления современного российского законодательства о труде.

 

  1. Охарактеризуйте правовой статус гражданина и работника в сфере трудового права.

 

  1. Укажите нормы права, в которых применено предписание как средство метода.

 

  1. Раскройте порядок заключения соглашений.

 

  1. Выделите составы в КоАП РФ УК РФ, в которых предусмотрена ответственность за нарушение законодательства в сфере труда.

 

  1. Задача.

По трудовому договору с ООО «Локомотив» бригада рабочих обязалась привести в порядок футбольное поле и отремонтировать трибуны. Работа длилась 14 дней. По окончании работы во время расчета бригадир Сергеев потребовал выплатить всем членам бригады вознаграждение за сверхурочные работы. Директор ООО «Локомотив» отказался выполнить требование, ссылаясь на то, что договор был заключен непосредственно с Сергеевым как бригадиром, а состав и фамилии членов бригады указаны не были. Сергеев обратился в суд с требованием взыскать вознаграждение за сверхурочные работы. Какое решение должен вынести суд? Составьте решение суда.

 

 

1. Проанализируйте этапы становления современного российского законодательства о труде.

 

Трудовое законодательство России как специфическая отрасль  играет особую роль в обществе. Оно  призвано, с одной стороны, осуществлять в полной мере функцию социальной защиты, а с другой - обеспечивать эффективное развитие производства или, во всяком случае, не препятствовать этому. Следует подчеркнуть, что за все время своего существования законодательство о труде оставалось правом социальной защиты работника, на том или ином этапе менялись лишь приоритеты. В зависимости от потребностей экономики и социально-экономической политики государства на первое место выдвигалась либо социальная, либо производственная функция трудового права.

 Как самостоятельная  отрасль трудовое законодательство  начало формироваться уже в  начале XX в. Основные этапы развития  отрасли можно обозначить соответственно  принятию новых базовых актов  - кодексов законов о труде,  содержание которых менялось в зависимости от состояния экономики и экономических ориентиров, а также социальной политики государства.

 Первый Кодекс законов  о труде был принят в РСФСР  в 1918 г. в условиях военного  коммунизма. Он закреплял всеобщую  трудовую повинность и возможность принудительного привлечения к выполнению общественных работ. Фактически вместо складывавшегося в то время использования труда на основе договора найма КЗоТ 1918 г. вводил административно-правовой метод привлечения к труду. Закрепленное законом право на труд не включало таких важных элементов, как право распоряжаться своими способностями к труду, свобода заключения трудового договора, запрет принудительного труда. Реализация права на труд обеспечивалась отделами распределения рабочей силы, привлечение трудящегося к работе помимо отделов распределения было возможно лишь в порядке исключения. Перевод работника на другую работу осуществлялся без его согласия. Основным критерием законности перевода считалось соблюдение "интересов дела". Вместе с тем Кодекс 1918 г. устанавливал и целый ряд общих социальных гарантий для работников (в частности, ограничение рабочего времени), а также дополнительные - для несовершеннолетних и лиц, занятых в тяжелых и вредных условиях труда, другие меры охраны труда. Переход государства к новой экономической политике в 1922 г. обусловил необходимость принятия нового трудового кодекса. В отличие от КЗоТ 1918 г. КЗоТ 1922 г. провозгласил договорный (добровольный) принцип привлечения к труду. Он предусматривал предоставление гражданам работы в порядке добровольного найма через биржи труда, ввел понятие трудового договора, закрепил принцип неухудшения положения работника по сравнению с закрепленным в законодательстве коллективном договоре и правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод осуществлялся как общее правило с согласия работника. Новый КЗоТ установил перечень оснований увольнения по требованию нанимателя (статья 47). Таким образом, КЗоТ 1922 г. значительно расширял права трудящихся и усиливал защитную функцию трудового права.

 Принципиальные положения  КЗоТ 1922 г. получили отражение  и дальнейшее развитие в последующих  законодательных актах о труде,  в том числе в Основах законодательства  Союза ССР и союзных республик  о труде и КЗоТ РСФСР 1971 г.

 КЗоТ 1971 г. впервые ввел норму о гарантиях при приеме на работу, по существу - запрещение дискриминации. В отличие от КЗоТа 1922 г. он содержит характеристику основных трудовых прав работников, ограничивает свободу установления условий труда в договорном порядке и уточняет понятие трудового договора. В Кодекс включается глава "Трудовая дисциплина", содержащая в числе других норм исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, что нужно расценить как повышение гарантий прав трудящихся (ранее виды взысканий определялись правилами внутреннего трудового распорядка).

 Дальнейшее развитие  законодательства о труде, особенно  в период с 1971 по 1988 г., характеризовалось  явным преобладанием подзаконных,  главным образом ведомственных,  актов и было направлено на  ужесточение дисциплинарной ответственности, усиление государственного контроля за размерами заработной платы (включая соотношение тарифной и надтарифной ее частей, установление максимального размера, определение соотношения размера заработной платы различных категорий работников и т.п.), развитие производственной демократии, в том числе расширение прав профсоюзов.

 Период развития  законодательства о труде с  1988 г. по настоящее время, по  существу, представляет собой процесс  реформирования трудового законодательства, связанный как с изменением экономической системы общества, так и со сменой социально-политических приоритетов.

1988 г. ознаменовал  начало реформы законодательства  о труде: в Основы и КЗоТ  РСФСР были внесены изменения  и дополнения, направленные на  создание правового обеспечения экономических преобразований. С 1988 г. расширяются возможности договорного и локального регулирования трудовых отношений: новая редакция статьи 5 КЗоТа рассматривает законодательный уровень гарантий трудовых прав работников как минимальный. При заключении договоров о труде (коллективного, трудового) и принятии локальных актов этот уровень может повышаться. Статья 25 КЗоТа в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. расширила полномочия работодателя по использованию рабочей силы в процессе производства. Работодатель получил право изменять условия трудового договора в одностороннем порядке, хотя и с предоставлением определенных гарантий работнику. В целом изменения и дополнения 1988 г. можно оценить как смягчение императивности государственного регулирования, расширение договорной свободы.

 Важнейший этап  реформы трудового законодательства  связан с принятием Закона "О  внесении изменений и дополнений  в Кодекс законов о труде  Российской Федерации" от 25 сентября 1992 г. Этот закон закрепил право на труд в новом его понимании: за гражданином признается право свободно распоряжаться своими способностями к труду.

 Как записано в  статье 2 КЗоТа в редакции закона  от 25 сентября 1992 г., каждый имеет  право на труд, который он свободно выбирает и на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.

 Право на труд  не связано теперь с обязанностью  трудиться и фактическим государственным принуждением к труду в общественном производстве. У гражданина появилась реальная возможность выбора между работой по трудовому договору и иными видами деятельности, признаваемыми равно законными.

 КЗоТ как общее  правило не закрепляет гарантий  на получение работы, официально признает существование безработицы и определяет направления государственной политики в области занятости населения, дает легальное определение безработных граждан и устанавливает меры социальной защиты от безработицы.

 Закон от 25 сентября 1992 г. внес и другие весьма важные изменения и дополнения в действующее законодательство о труде. Около половины норм КЗоТа были в той или иной мере дополнены или изменены. Закон внес необходимые кодификационные изменения, устранив все противоречия между новым российским законодательством и КЗоТа, сделал первый шаг к установлению широкой сферы действия трудового права, определил правовое положение профсоюзов в условиях перехода к рынку, усилив в ряде случаев гарантии трудовых прав граждан.

 Решающую роль в создании системы социального партнерства в сфере установления условий труда сыграл Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. Он ввел коллективно-договорные акты (коллективные договоры и соглашения) в круг источников трудового права, признав их регулятивную функцию. С введением в действие этого закона можно говорить о двух основных уровнях регулирования трудовых отношений: государственном и коллективно-договорном.

 После 1992 г. реформа  законодательства о труде осуществлялась главным образом путем совершенствования принятых ранее законов: в 1995 г. был дополнен закон "О коллективных договорах и соглашениях"; в 1996 г. принята новая редакция закона "О занятости населения в Российской Федерации".

 Уточнялось правовое положение отдельных категорий работников: в 1995 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" внесены изменения в правовое регулирование труда молодежи и лиц, совмещающих работу с обучением; приняты федеральный законы "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и "Об основах государственной службы Российской Федерации". В соответствующих законах определены особенности правового регулирования трудовых отношений работников связи, железнодорожного транспорта, страхования, руководителей акционерных обществ и др.

 Среди наиболее  значимых актов, которые являются  основными для соответствующих  институтов трудового права, надо назвать Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (1993); Указ Президента Российской Федерации "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (1994); федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995); федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996).

 Экскурс в историю  законодательства о труде позволяет  получить представление об основных факторах, определяющих направления развития законодательства, что дает возможность оценить перспективы трудового законодательства в иных социально-экономических и политических условиях. На сегодняшний день существует определенная ясность относительно тех проблем, которые с учетом современной социально-экономической ситуации должны быть решены в первую очередь. В их числе - разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами по регулированию трудовых отношений, система источников трудового права, сфера действия трудового законодательства, соотношение коллективно-договорных актов между собой, определение системы понятий, используемых в трудовом праве и др.

 Становятся очевидными  и те объективные и субъективные  причины, которые мешают проведению  реформы в современных условиях. Среди них можно назвать:

1) непроработанность  и спорность некоторых теоретических  вопросов, лежащих в основе реформы  трудового законодательства, в том  числе о его предмете и методе;

2) существование в  обществе определенных социальных и политических противоречий, которые отражаются на законотворческом процессе;

3) возникновение теневого  рынка труда и теневых "регуляторов"  трудовых отношений, которые не  обеспечивают работникам защиту  их элементарных трудовых прав, не говоря уже о специальных социальных гарантиях;

4) отсутствие единого  координационного центра по проблемам  совершенствования правового регулирования  трудовых отношений, общего плана  законопроектной работы, четкого  представления о задачах реформы,  что приводит к бессистемному обновлению законодательства, неравномерности развития отдельных институтов, дублированию.

 Принятие в конце  2001 г. базового акта отрасли  Трудового кодекса решает сразу  многие из названных проблем.

 Как известно, трудовое  законодательство выполняет в обществе две функции: производственную и защитную, способствуя тем самым, с одной, стороны, правовому обеспечению развития экономики, а с другой - осуществлению гарантий прав человека в сфере труда. Действовавший КЗоТ не отвечал современным требованиям, главным образом потому, что по существу регулировал труд работников в государственных организациях. Специфика рыночных отношений, частного найма в нем не была отражена.

 Установление цивилизованных, учитывающих мировой опыт принципов  регулирования социально-трудовых отношений, предоставление работникам и работодателям реальных прав в установлении условий труда - основная задача Трудового кодекса.

Информация о работе Контрольная работа по "Трудовому праву"