Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 18:37, курсовая работа
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов. В то же время он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным мотивообразующим фактором. Одним из основных мотивов взаимоотношений человека как носителя способностей к труду и организации как института их реализации являются отношения по поводу оплаты труда. В этом разрезе важными и равнозначными для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда.
5. Государственное регулирование оплаты труда. Обеспечение данного принципа в настоящее время, включает:
- законодательное
установление и изменение
– налоговое регулирование средств, направляемых на оплату труда
организациями, а также доходов физических лиц;
– установление порядка индексации заработной платы при росте
потребительских цен;
– регулирование оплаты труда в государственных и муниципальных
организациях;
– введение и установление порядка применения ЕТС по оплате труда
работников бюджетных отраслей и установление для этих тарифной ставки
(оклада) первого разряда, а также повышение тарифных ставок (окладов);
– установление районных коэффициентов и процентных (северных) надбавок;
– установление государственных гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда, кроме того, осуществляется на основе генеральных, отраслевых, территориальных, коллективных и индивидуальных договоров и соглашений.
6. Учет воздействия рынка труда. Сегодня очевидно, что государственное регулирование дополняется своеобразной рыночной самонастройкой, которую неверно было бы рассматривать как рыночную стихию. Дело в том, что на рынке труда представлен широкий диапазон заработной платы как в государственных и частных компаниях, так и в неорганизованном секторе, где рабочая сила не охвачена профсоюзами, и плата за труд полностью определяется администрацией. Рынок труда - это область, где, в конечном счете, формируется оценка различных видов труда. Заработная плата каждого конкретного работника тесно связана с его положением на рынке труда, помимо того, что ситуация на этом рынке определяет возможность занятости. Воздействие данного принципа на уровень заработной платы носит скорее локальный, чем глобальный характер. Это говорит о том, что рыночные механизмы, которые определяют соотношение в оплате труда разных профессий находятся в зачаточном состоянии
7. Простота, логичность и доступность форм и систем оплаты труда, что обеспечивает широкую информированность об их сущности. Стимул становится таковым лишь в том случае, когда у работника есть о нем понятная и подробная информация. Исполнители должны четко представлять, в каком случае размер заработной платы, т. е. уровень их материального состояния повысится.
2 Регулирование оплаты труда в России
Раздел
XIV. Заключительные положения (420 - 424).
Но одним КЗоТом трудовое законодательство
в нашей стране не ограничивается — в
дополнение и расширение к Кодексу Законов
о Труде существует целый перечень документов,
касающихся организации и оплаты труда.
По характеру их можно разделить на правовые
и экономические. К числу правовых можно
отнести и те статьи Гражданского Кодекса
РФ, которые также касаются труда.Вообще
Гражданский Кодекс характеризует все
виды возникающих отношений между гражданами,
гражданами и обществом, и предприятиями
и гражданами. Трудовые отношения, как
таковые, он не затрагивает. Но некоторые
статьи главы 37 "Подряд" напрямую
касаются отношений по договорам гражданско-правового
характера как в юридической, так и в экономической
части (есть статьи Гражданского Кодекса,
которые так и называются — "Оплата
работ" или "Цена работ" (ст.746, 735,
739 и т.д.).
К важным экономическим документам нужно
отнести Закон РФ "О подоходном налоге
с физических лиц" от 07.12.1991 г. №1998-1,
с изменениями и дополнениями от 05.08.2000
N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), Федеральный закон от
24.10.97 N 134-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О прожиточном
минимуме в Российской Федерации" и
многое другое.
Известно всего два
способа правового
Государственное нормирование - это установление государством обязательных для сторон любого трудового договора норм оплаты.
В России государственное нормирование в течение долгих лет являлось главным методом в связи с приоритетом государственной собственности и всепоглощающим государственным контролем за мерой потребления и мерой труда. В настоящее время, в условиях рынка, радиус действия государственного нормирования сильно сузился и имеет тенденцию к дальнейшему сужению. Государству оставлена защитная функция, при этом оно охраняет не только интересы наемных работников, но и условия производства как таковые. Защищая интересы работников, государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, нормы, которые обеспечивают защиту доходов работника и нормы закрепляющие региональное различие оплаты труда; одновременно государство выступает работодателем в отношениях с госслужащими, оно нормирует их заработок. В данных случаях государство использует прямые предписания - способ прямого нормирования. Если же государство прямо не устанавливает размеры оплаты, а влияет на них через налоговые механизмы (налоги на доходы работника и на доходы предприятия) - это способ косвенного нормирования.
Подоходный налог
В соответствии с законодательством
о налогообложении прибыли
Договорное регулирование заключается в том, что оплата труда, которая является основным условием использования труда наемного работника, подвержена влиянию не только со стороны стоимости рабочей силы, но и многих иных факторов, следовательно, зарплата может быть предметом соглашения. Причем, чем больше экономической и правовой свободы у сторон трудового договора,- тем шире радиус этого соглашения.
Фактически во всех странах с рыночной экономикой договорное регулирование с большим отрывом преобладает над нормативным,- это характерная черта их правовых систем.
В настоящее время в нашей стране применяются два вида договорного регулирования заработной платы:
- индивидуально-договорное, при котором условия оплаты труда устанавливаются трудовым договором, заключаемым работником с работодателем при поступлении на работу;
-коллективно-договорное, при котором условия оплаты труда работников закрепляются в соглашениях различного уровня и с учетом этих соглашений - в коллективном договоре.
Индивидуально-договорное регулирование условий оплаты труда, т.е. закрепление их в трудовом договоре, является общим правилом. Согласно ст. 57 "Содержание трудового договора" ТК РФ в трудовом договоре каждого работника должны быть предусмотрены его:
- условия оплаты труда
(в том числе размер тарифной
ставки или должностного
- характеристики условий
труда, компенсации и льготы
работнику за работу в тяжелых,
- иные условия, не ухудшающие
положение работника по
Если в организации не заключен коллективный договор, условия оплаты труда в трудовом договоре должны быть изложены подробно. Также подробно в трудовом договоре должны быть изложены условия оплаты труда работника, если условия оплаты труда по его профессии (специальности) не предусмотрены коллективным договором, локальным нормативным актом организации. Возможен и такой вариант, когда стороны трудового договора приходят к соглашению, что условия оплаты труда лица, поступающего на работу, должны быть лучше, чем у его коллег по профессии (специальности), предусмотренные коллективным договором, локальным нормативным актом организации. Эти условия особо оговариваются в трудовом договоре.
Информация о работе Организация и регулирование оплаты труда на предприятии