Организация труда персонала (на примере отдела кадров ОАО «СУЭК-КУЗБАСС» Погрузочно-Транспортное Управление)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:19, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение состояния организации труда отдела кадров ОАО «СУЭК-КУЗБАСС» Погрузочно-Транспортное Управление и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Исходя из поставленной цели исследования, следует решить ряд задач исследования:
изучить теоретические источники по теме исследования;
изучить состояние элементов организации труда персонала отдела кадров;
определить состояние задач и функций научной организации труда (НОТ) в отделе кадров;
выявить соответствие принципам НОТ в отделе кадров;

Содержание

Глава 1. Методологические и теоретические основы организации труда….5
Сущность и содержание организации труда…………………….5
Задачи и направления организации труда……………………….9
1.3. Оснащение рабочего места и его обслуживание…………………12
Глава 2. Исследование практики организации труда персонала на примере отдела по кадрам в ОАО «СУЭК-КУЗБАСС» ПТУ
2.1. Общие сведения об организации…………………………….……16
2.2. Анализ элементов организации труда персонала………………….19
2.3. Анализ элементов организации труда на рабочем месте стажера специалиста отдела по кадрам…………………………………………………26
2.4 Пути совершенствования организации труда в отделе по кадра….32
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………….…37

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 529.11 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что в  отделе по кадрам не решалась проблема только психофизиологическая.

Выявление соответствия организации  труда в отделе по кадрам  принципам  НОТ. Можно сказать, что в организации труда в отделе по кадрам все элементы в равной степени проработаны и взаимоувязаны, отсюда можно сделать вывод, что принцип системности соблюдается.

Проблемы  организации труда в отделе решаются с точки зрения разных наук, например трудовое право, производственная эстетика, гигиена труда, эргономика, экономика труда, но нельзя сказать, что подход всесторонний, т.к. существует множество пробелов в разных элементах организации труда, поэтому можно сказать, что принцип комплексности не соблюдается.

Отсюда  следует, что научности в организации труда в отделе тоже нет, т.к. этот принцип реализуется через предыдущие два.

Принцип экономичности состоит в минимизации затрат.

Таким образом, основываясь на анализе элементов  организации труда, рассмотрении состояния  задач и функций НОТ, выявления  соответствия организации труда  в отделе по кадрам принципам НОТ, можно сделать вывод, что научная организация труда на предприятии нет. По всем элементам организации труда ведется работа, однако нет научного подхода к вопросу организации труда, существуют проблемы по разным аспектам.

Элементы  организации труда, которые следует доработать в отделе – это приемы и методы труда, психофизиологическая задача.

 

2.3. Анализ элементов  организации труда на рабочем  месте стажера специалиста отдела  по кадрам

 Основным элементом системы управления персоналом является рабочее место. Для анализа выбрано рабочее место стажера специалиста отдела по кадрам.

Со стажером было проведено анкетирование с  использованием анкеты «Информационный  стандарт анализа рабочего места» (см. Приложение 3) и интервью с помощью Вопросника структурированного собеседования для анализа места работы (см. Приложение 4).

Специализация рабочего места. В отделе по кадрам и социальным вопросам работает 5 человек: начальник отдела, заместитель отдела, два ведущих специалиста отдела по кадрам, ведущий специалист по социальным вопросам. Начальник отдела, заместитель отдела и ведущий специалист сидят в одном кабинете, двое других специалистов в разных кабинетах. Для анализа выбран кабинет, в котором находилось место ведущего специалиста отдела по кадрам и стажера. Анализируется рабочее место стажера отдела по кадрам и социальным вопросам, работающего 8-ми часовой рабочий день (8-00 до 17-00).

Для более  четкого представления о рабочем  месте необходим общий анализ организации, осуществляемы при  помощи двух моделей:

• Организационной

• Процессуальной

Если  организационная схема дает представление  о структуре организации, процессуальная схема способствует детальному анализу  конкретных видов деятельности.

 Согласно  ответу респондента на вопрос  № 3 и 4 процессуальная схема  на рабочем месте стажера имеет  следующий вид:

 

 

 





 


 

Рисунок 2. Процессуальная схема.

 

 

Таким образом, мы наглядно можем увидеть всю  схему работы в отделе кадров.

Кооперация труда. В отделе кадров производилась кооперация труда по функциональному признаку. Кооперация была между директором и начальником отдела, отделом по кадрам ОАО «СУЭК-Кузбасс» и начальником отдела, начальником отдела и заместителем, заместителем и специалистами, между специалистами, начальником отдела и стажером, заместителем отдела и стажером, специалистами и стажером.

Стажер  выполнял как функции специалиста  отдела по кадрам 
заместителя, так и начальника отдела по кадрам (например, работа с военными билетами). Более подробную кооперацию стажера можно проследить по таблице 1.

 

Таблица 1. Виды рабочих взаимоотношений стажера отдела по кадрам

Тип контакта

Частота взаимодействия

Цель взаимодействия

Внутренние контакты

     

Начальник отдела по кадрам

Ежедневно каждый час

Обсуждение рабочих вопросов, консультации по возникающим проблемам, ежедневные отчеты

Заместитель отдела по кадрам

Ежедневно каждый час

Консультации по выполнению работы, ежедневные отчеты

Специалисты отдела по кадрам

Ежедневно

Обсуждение рабочих вопросов, консультации по возникающим проблемам, ежедневные отчеты

Специалисты других отделов

По необходимости 

Решение проблем в которых необходимо вовлечение других отделов

Внешние контакты

-

   
     
     

Таким образом, каждый сотрудник в курсе выполняемой  работы другого сотрудника, и может  помочь в любом вопросе, стажер может  углубиться в спецификацию работы каждого  уровня.

Организация рабочего места. Анализируя ответы  респондента на вопросы с 11 по 17 анкеты, оборудование представлено в виде ручек, карандаша, ластика, линейки корректора, компьютера, принтера, бумаги. Рабочее место находилось в помещении с располагающим освещением, мебель представляла собой удобные широкие столы с мягкими креслами, в помещении каждый день и в течение всего рабочего дня проводилась  уборка, т.к. это Погрузочно-Транспортное управление, рядом пролегает железная дорога, по которой каждый час проезжали составы, что периодически влияло на работоспособность.

Общая площадь  составляет 10м2, т.е. на одного человека 5 м2. Что достаточно много, т.к. в этом кабинете работает один сотрудник и на время практики стажер.

При рассмотрении внешней планировки рабочего места (Приложение 6) видно, что в достаточно мебели, но некоторые проходы слишком узкие. И при этом взаимодействующие рабочие места расположены в непосредственной близости друг к другу. Рабочее место респондента находится перпендикулярно столу ведущего специалиста, что позволяет им беспрепятственно взаимодействовать. Все необходимое для работы оснащение располагается в пределах досягаемости работника.

Рассмотрев  внутреннюю планировку рабочего места (Приложение 7), можно сделать вывод, что проход к рабочему стулу недостаточно широкий, что может вызывать неудобства. Однако, все необходимое для работы оснащение располагается в пределах досягаемости работника.

Сам стажер считает расположение рабочего места  на высоком уровне, а рабочую обстановку располагающей.

Обслуживания рабочего места. Организация обслуживания рабочего места представляет собой формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение.

  1. Обслуживание средств труда был представлен в виде мелкого ремонта дверей, системным администратором компьютера.
  2. Обслуживание предметов труда состояло из обеспечения рабочих мест сырьем - бумаг и документов для работы по составу, кадровой работы.

3. Обслуживание работников складывалось из охраны труда и техники 
безопасности, общественное питание – обеденный перерыв (можно было сходить в столовую и пообедать на рабочем месте, для этого есть уголок со столом, холодильником, микроволновой печи, чайник и тары), хозяйственно-бытовое обслуживание (шкаф с вешалками в помещении, сейф, шкафы для документов, тумбочка).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что организация 
обслуживания рабочих мест носила децентрализованный характер.

Приемы и методы труда. Что касается приемов и методов труда, то ответы респондента составили следующее:

    • проверка сбора данных переписчиков,
    • предоставление отчетности заведующей переписным участком;
    • контроль и мотивация, обучение переписчиков,
    • исправление ошибок.

Нормы труда. Приём труда представляет собой определенное сочетание непрерывно следующих друг за другом и имеющих конкретное целевое назначение трудовых действий и движений работника, его пальцев, рук, ног, головы.

Метод труда - способ осуществления  процесса труда, определенная последовательность и состав операций и приёмов.

Содержание трудового  процесса:

- формирование и выгружение из программы 1С трудовые договора сотрудников;

- ознакомление сотрудников с трудовыми договорами; прием сотрудников, внесение информации о дисциплинарном наказании в программе SAP ERP и 1С;

- составление графиков отпусков на 2011г. по Ленинск-Кузнецкому ПТУ и ПТУ «Восточный Кузбасс»;

- формирование и распечатывание протокола о выслуге лет на всех сотрудников предприятия из программы 1С;

- работа в архиве с приказами директора по личному составу за 2009-2010гг.;

- работа с личными делами, трудовыми книжками сотрудников.

Условия труда.

1) Санитарно-гигиенические, характеризовались положительной температурой, периодически открывали форточку для проветривания, что очень хорошо влияло на работоспособность. В дневное время помещение было освещено дневным светом, в вечернее время - искусственное общее освещение от ламп накаливания, которое равномерно распределялось по помещению и имело хорошую мощность, периодически конечно глаза уставали, но больше из-за компьютера, т.к. приходилось делать очень тонкую и внимательную работу. Шумы в помещение из следующих источников: звуки, проникающие с внешней стороны двери (работники, посетители до обеда), шум за окном (железная дорога).

2) Эстетические: цвет помещения – нежно сероватый, который вызывал спокойное настроение, оказывал успокаивающее действие, когда светило солнце, было, очень приятно находится в кабинете.

3) Психофизиологические: постепенное вхождение в труд, чередование труда и отдыха, пятиминутные перерывы на отдых (в 10-00, с 12-00 до 13-00 – обед, в 16-00).

Условия труда на данном рабочем месте - положительные.

Оплата труда. Согласно трудовому договору, размер оплаты труда был установлен как ученический (5 730 руб.).

Стимулирование труда. В качестве стимулирования (нематериального) выступала занесение записи о работе в трудовую книжку.

Планирование труда. Планированием рабочего времени  и производственного процесса занимался сам стажер, по наставлению высшего работника. Стажер распределял дела по степени важности и очередности их выполнения.

Учет труда. Учет труда происходил следующим образом: тот, кто назначал ту или иную деятельность (специалист, заместитель, начальник) принимал работы стажера,  данный процесс проходил по мере  того как была сделана работа.

В результате анализа рабочего места специалиста  отдела кадров были сделаны следующие выводы:

- работа  стажера включает в себя набор  достаточно разнообразных функций,  поэтому стажер должен иметь  неполное высшее или высшее  образование и опыт работы 1 года, обладать значительным количеством  знаний, умений и навыков;

- для  работника существует перспективы  карьерного роста.

При этом на рабочем месте были выявлены следующие проблемы:

- стажер  не может выполнять некоторые  обязанности, без предварительного  обучения и контроля;

- планировка  в кабинете может создавать  незначительные неудобства из-за  узких проходов и перебежками  из кабинета начальника в свой  кабинет;

- стажер  не может принимать самостоятельно  решения, нужно предлагать идею  начальнику, и после этого вводить  свое решения.

Таким образом, на рабочем месте выявлены недостатки, которые могут в значительной степени отрицательно влиять на эффективность  труда, поэтому необходимо устранение данных ошибок организации труда.

2.4 Пути совершенствования  организации труда в отделе по кадрам

 

Основываясь на анализе элементов организации  труда, рассмотрении состояния задач  и функций НОТ, выявления соответствия организации труда в отделе принципам  НОТ, можно сделать вывод, что  как таковая научной организации  труда не доработана.

В результате анализа элементов организации  труда в отделе и на рабочем  месте были выявлены некоторые проблемы. Для их решения автором разработаны  рекомендации по совершенствованию  организации труда персонала.

1. В разделении  и кооперации труда существуют  следующие недостатки:

Информация о работе Организация труда персонала (на примере отдела кадров ОАО «СУЭК-КУЗБАСС» Погрузочно-Транспортное Управление)