Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:26, контрольная работа

Краткое описание

Настоящая работа предполагает рассмотрение института, стоящего во главе угла конституции любого демократического государства - «основные права и свободы человека и гражданина» и гарантии по защите этих прав и свобод Конституцией Республики Молдова. Основной закон государства - Конституция, в первом разделе «Основные принципы» декларирует положение о том, что «Республика М

Содержание

Введение.
Понятие и сущность правового статуса человека и гражданина.

Классификация прав и свобод человека и гражданина:
а) Личные права и свободы;
б) Политические права и свободы;
в) Социально-экономические права и свободы.
Основные права, свободы и об

Вложенные файлы: 1 файл

Основные права.docx

— 46.81 Кб (Скачать файл)

· Позитивные - государство  должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав (право на охрану здоровья).

Можно приводить и иные основания для классификации, перечень которых практически неисчерпаем. Мы ограничимся вышесказанным, так  как считаем, что данные классификационные  основания достаточны для выявления  основных характерных черт исследуемого нами социально-правового явления.

3.Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова. Гарантии и ограничения прав и свобод.

Раздел II Конституции РМ содержит в себе перечень основных прав, свобод и обязанностей личности в нашем государстве. Законодателем  включена в текст Конституции  научная классификация прав и  свобод на личные, политические и социально-экономические. Именно в соответствии с таким  деление рассмотрим данный институт в свете его правового регулирования  национальным законодательством, а  так же законодательством некоторых  других стран.

1. Личные права и свободы граждан.

Личные конституционно-правовые права являются наиболее важными, социально  значимыми. Объектом личных прав являются такие блага, которые нераздельно  связаны с личностью. Исходная концепция  Конституции РМ - приоритет прав личности над интересами общества и  государства. Ст. 1 Конституции провозглашает, что человек, его права и свободы  являются высшей ценностью и гарантируются. В конституции Испании 1978 года (п. 1 ст. 10) закреплена общая философская  концепция прав и свобод: "Достоинство  личности, не отчуждаемость ее прав, ее свободное развитие, уважение закона и прав других людей является основой политического порядка и социального мира".

К личным правам и свободам граждан в РМ относятся:

- право на жизнь, физическую  и психическую неприкосновенность (ст. 24);

- право на свободу и  личную неприкосновенность (ст.25);

- право на свободу передвижения (ст. 27);

- право на выбор места  пребывания и жительства (ст.27);

- право на неприкосновенность  частной жизни (ст.28);

- право на неприкосновенность  жилища (ст.29);

- тайна переписки, телефонных  переговоров, почтовых и телеграфных  и иных сообщений (ст.30);

- свобода совести (ст.31);

- свобода мысли, мнений  и выражений (ст.32);

- свобода художественного  и научного творчества (ст.33);

- право на благоприятную  окружающую среду (ст.37);

- право на пользование  родным языком и на выбор  языка общения, воспитания, обучения, творчества (ст. ст. 10,13).

Государство гарантирует  человеку его физическую и психическую  неприкосновенность. Игнорирование  этого представляет барьеры на пути развития личности, формирования его  творческих, интеллектуальных способностей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на всем обществе.

Ст. 24 Конституции устанавливает, что никто не может подвергаться пыткам, жестокому и бесчеловечному либо унижающему его достоинство  наказанию и обращению. Даже применяемые  меры наказания не должны сопровождаться унижением достоинства человека. Это право свойственно каждому  цивилизованному обществу.

Право на жизнь является естественным неотъемлемым правом человека. Никто не может быть произвольно  лишен жизни. Обязанность государства  защищать жизнь человека. Каждый также  имеет право защищать свою жизнь, здоровье, жизнь и здоровье других лиц (т.н. необходимая оборона и  крайняя необходимость) от противоправных посягательств. В практическом отношении  право на жизнь призвано активизировать действия всех государственных структур, общества и отдельных граждан  на обеспечение безопасной социальной и природной среды обитания, жизненных  условий. На обеспечение данного  права должна быть направлена политика государства об отказе от войны, эффективная  борьба с преступлениями против личности, отказ от применения смертной казни. Ст. 15 Конституции Испании 1978г. гласит : « Все имеют право на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность и ни в коем случае не могут подвергаться пыткам или негуманным или унизительным наказаниям. Смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны».

Конституционное право на жизнь часто используется в качестве аргумента сторонниками запрещения абортов. Так, в Конституции Словакии провозглашается: «Жизнь достойна охраны уже до рождения». В РМ аборты разрешены, и жизнь в соответствии с предписаниями  законодательства охраняется с первого  крика ребенка, который свидетельствует  о первом вздохе.

С правом на жизнь существует так же проблема эвтаназии - причинения легкой смерти безнадежно больному по его просьбе с целью избавления от мучений. В мире все больше находится  сторонников эвтаназии, считающих  подобное причинение смерти гуманным, однако в РМ ст.148 УК от 2002г. устанавливает  уголовную ответственность за подобные деяния в виде лишения свободы  сроком от 3 до 7 лет. Уголовный Кодекс РМ от. 18.04.2002, Monitorul oficial №128-129/1012 от 13.09.2002

В обеспечение права на жизнь ст. 34 Конституции устанавливает  право на информацию об общественных делах и по вопросам личного характера. Ст. 37 гарантирует право на свободный  доступ к информации о природной  среде, продуктах питания и быта, условиях жизни и труда. Связанным  с правом на жизнь является и право  на благоприятную, чистую и экологически безопасную окружающую среду.

Ст. 25 Конституции закрепляет право на свободу и личную неприкосновенность. Неприкосновенность человека - это  его личная воля распоряжаться в  рамках закона своими действиями и  поступками, пользоваться свободой передвижения. Ограничения допустимы лишь в  связи с совершением наказуемых противоправных деяний или изолированием  от общества в случае заболевания, представляющего  опасность для окружающих. Никто  не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу, принудительным мерам  медицинского характера кроме как  на основании решения суда, вынесенного  в строгом соответствии с предусмотренной  уголовно-процессуальным законодательством  процедурой. Аналогичные предписания мы встречаем в ст. 17 испанской конституции: «Каждый человек имеет право на свободу и безопасность. Никто не может быть лишен своей свободы ина-че, как в соответствии с положениями настоящей статьи и в случаях и форме, предусмотренных законом».

Ст. 27 провозглашает право  на свободу передвижения. В соответствии с этим правом каждый, кто находится на территории РМ может свободно передвигаться по территории, выбывать за пределы республики, эмигрировать из нее, беспрепятственно возвращаться. Тесно связанным с этим правом является право на выбор места пребывания и места жительства. Особую значимость это право приобретает в современных условиях, когда жизненные условия, усилившаяся миграция требуют мобильности, оперативного и свободного передвижения. Ограничения могут быть связаны лишь с объективными причинами (например, запрет въезда в зоны экологического бедствия, территории, на которых введено чрезвычайное положение, зоны эпидемий, пограничные зоны, закрытые военные городки). Это право гарантировано и ст.19 Конституции Испании, которая закрепляет дополнительные гарантии: «Это право не может быть ограничено по политическим или идеологическим мотивам».

Ст. ст. 28-30 устанавливают  неприкосновенность частной жизни. В обеспечение этого права  устанавливается ответственность  за разглашение тайны усыновления, вкладов, коммерческой тайны, за клевету  и т.д. Сбор, хранение и распространение  сведений о лице без его ведома и согласия запрещается. В продолжение этого права устанавливается право на сохранение конфиденциальности переговоров, почты. Законодательство регламентирует обязанность некоторых лиц, которым по роду их занятий стали известны какие-либо сведения хранить их в тайне. Так, процессуальное законодательство освобождает от обязанности выступать в качестве свидетелей близких родственников подозреваемого и обвиняемого, адвоката, врача, духовника. Неприкосновенность частной жизни означает и неприкосновенность жилища. Никто не может проникать и находиться в жилище лица без его ведома и согласия за исключение случаев исполнения ордера на арест и решения суда, крайней необходимости и предотвращения распространения эпидемий. Подобные действия допускается осуществлять только в соответствии с предписаниями закона. Ст. 18 Конституция Испании интегрирует все эти права: «1. Гарантируется право на честь, личную и семейную интимность и на собственное имя. 2. Жилище неприкосновенно. Вторжение в жилище или обыск не могут производиться без разрешения его хозяина или без предварительной санкции суда, за исключением случаев за-держания на месте преступления. 3. Гарантируется тайна сообщений, и, в частности, почтовых, телеграфных и телефонных сообщений, кроме случаев, предусмотренных судебным решением. 4. Закон ограничивает использование информации в целях гарантии охраны чести, личной и семейной интимности граждан и полного осуществления ими своих прав».

Важной сферой личных прав и свобод является свобода совести, свобода мнений и выражения, свобода  творчества (ст. ст. 31-33). Свобода совести  предполагает терпимость ко всевозможным видам религии, выбору вероисповедания, отправлению религиозных культов. Государство отделяет себя от религии, оставляя данную сферу за пределами своей власти и возможности применения государственных мер принуждения в связи с религиозными или атеистическими воззрениями людей. Какая-либо дискриминация в связи с отношением к религии, а также разжигание религиозной вражды караются по закону. Свобода мысли - это, прежде всего свобода от любого идеологического контроля, когда человек сам решает, о чем и как ему думать, каких духовных ценностей придерживаться. Каждому гарантируется свобода публичного выражения своих мыслей и мнений посредством слова, изображения, другими способами. Тесно связанным с этими предписаниями является и свобода творчества. Творчество не подвергается цензуре. Государство способствует охране результатов творческой деятельности человека, сохранению, развитию и распространению достижений мировой и национальной культуры. Эта норма воспроизведена и в ст.16 Конституции Испании, ст.37-38 Конституции Болгарии.

2. Политические права и свободы.

Национальный суверенитет  РМ принадлежит народу РМ, осуществляющему  его непосредственно или через  свои представительные органы (ст.2 п.1). Данное конституционное положение  определяет природу политических прав граждан. Политические права граждан  дают их носителям возможность беспрепятственно участвовать в политической жизни  страны, активно отстаивать свои убеждения, бороться против злоупотреблений должностными лицами властью. Особенностью политических прав и свобод является то, что они  принадлежат только гражданам государства. К конституционно закрепленным политическим правам и свободам в РМ относят:

- право избирать и быть  избранным (ст.38);

- право на управление (ст.39);

- свобода собраний (ст.40);

- право на объединение  (ст.41);

- свобода партий и других  общественно-политических объединений  (ст.41);

- право на подачу петиций  (ст.52);

- право лица, ущемленного  властью на возмещение причиненного  вреда (ст.53);

- свобода слова, печати, информации (ст. 32, ст. 34).

Ст. 38 провозглашает активное (право избирать) и пассивное (быть избранным) право граждан, обеспечивающих гражданам возможность участия  в формировании выборных органов  государства, а также участия в процедурах непосредственной демократии (народная инициатива - ст.141 ч.1 п.1; референдум - ст.75)

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст.39). Оно может осуществляться непосредственно(путем участия в референдуме, путем реализации своего права на доступ к государственной службе), так и через своих представителей (в этих целях путем свободных проводимых периодически выборов на основе всеобщего равного прямого и свободного голосования формируются специальные органы).

Свобода партий и других общественно-политических организаций, право на объединение для защиты своих интересов (ст.41) дает гражданам  возможность более тесно приобщиться  к управлению государственными делами, решая разного рода задачи коллективными  усилиями. Запрещается создание объединений  цели и деятельность которых противоречат закону, публичному порядку и морали и нравственности.

Ст. 40 провозглашает свободу  собраний и манифестаций (ст.43-44 Конституции  Болгарии). Означают форму выражения  своих взглядов, убеждений, намерений  по общественно значимым вопросам. Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые другие собрания в закрытых или открытых помещениях могут организовываться и проводиться  только мирно, без насилия, призывов к национальной, расовой, религиозной  или иной вражде и розни.

Ст.52 устанавливает право  на обращение к властям с письменным требованием, жалобой, предложением в  индивидуальном или коллективном порядке - право на петиции (ст.45 Конституции  Болгарии). В развитие данного положения  установлено конституционное право  лица ущемленного властью или  не добившегося удовлетворения своих  требований на обращение в административный суд с целью отмены противоправного  акта или решения государственного органа или должностного лица и возмещения причиненного ущерба(ст.53).

Важной гарантией политических прав и свобод является свобода информации (ст34). Право лица на доступ к информации по поводу общественных и личных дел  не может быть ограничено и должно обеспечиваться соответствующими ответственными государственными органами и должностными лицами. Государство гарантирует  также свободу печати, запрет цензуры, возможность создавать печатные органы, издавать и распространять печатную продукцию в установленном  законом порядке. Аналогичные предписания  закона находим и в ст. ст. 39-41 Конституции  Болгарии.

3. Социально-экономические права и свободы:

Данная категория прав рассматривалась как основополагающая уже первыми конституционными актами. Так, ст. 17 французской Декларации прав человека и гражданина определяет собственность  как право неприкосновенное и  священное. Именно человек-собственник  в наибольшей степени волен распоряжаться  собой, свободно выбирать род занятий, всесторонне развивать свою личность. К социально-экономическим правам и свободам в РМ относят:

- право на частную собственность  (ст.46);

- право на образование  (ст.35);

- свобода творчества (ст.33);

- право на охрану здоровья (ст.36);

- право создавать профессиональные  союзы и вступать в них (ст.42);

- право на труд и  защиту труда (ст.ст.43-44);

- право на забастовку (ст.45);

- право на социальную  защиту (ст.ст.47-51).

Право частной собственности - это совокупность правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами, находящимися в свободном гражданском  обороте, иногда ограниченными в  обороте в соответствии с законодательством. Ст. 46 Конституции гарантирует неприкосновенность законно добытого имущества и  право наследования частной собственности, так же реализацию права собственности  во всех законных формах и справедливое и предварительное возмещение в  случае экспроприации для общественно  полезных целей. Экономика Республики Болгария основана на свободной хозяйственной  инициативе (ст. 19). Конституция предусматривает  две формы собственности - частную  и общественную. Частная собственность  неприкосновенна. Право собственности  и наследования гарантируется и  защищается законом (ст. 17).

Информация о работе Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Республике Молдова