Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 07:17, реферат
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.
1. Введение 1 стр
2. Опасные действия работников в процессе труда 5 стр
3. Причины опасных действий 7 стр
4. Психологические методы обеспечения безопасного труда 11 стр
5. Формирование безопасного поведения в процессе трудовой
деятельности 13 стр
6. Заключение 18 стр
7. Литература 20 стр
Для воспитания безопасного поведения используют два метода воздействия:
-
одноканальные коммуникации, когда
существует канал воздействия,
но отсутствует канал обратной
связи для контроля за
-
двухканальная коммуникация, при
которой в процессе
Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино. Двухканальное воздействие реализуется методом бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей использования средств защиты. Каждый из названных методов должен избираться применительно к конкретной решаемой задаче, но значительно более эффективными являются средства двухканальной коммуникации.
Важным
аспектом воспитательной работы по охране
труда является подготовка квалифицированных
специалистов в этой области и
наделение их соответствующими полномочиями,
способствующими повышению
Предупреждение
об опасных ситуациях –
Каждый
несчастный случай, независимо от его
происхождения, всегда в какойто
мере поучителен как для пострадавшего,
так и для окружающих. Все обстоятельства,
характерные для ситуации, в которой
возник несчастный случай (на каком
рабочем месте, при выполнении какого
действия, при каких условиях, в
какой день недели, в котором часу
и т.п.), связываются с несчастным
случаем и на будущее становятся
настораживающими, т.е. значащими для
индивида. И уже одно это, как было
неоднократно показано, способствует
избежанию опасностей при встрече
с подобными ситуациями или их
элементами. Причем, знание опасности
вызывает не только сознательное противодействие
ей, но порождает и неосознанные
процессы саморегуляции, способствующие
противостоянию организма вредным
или нежелательным воздействиям
на него. Поэтому так важно
На основе анализов статистического материала представляется возможным выделить не только ситуации, в которых чаще всего возникают несчастные случаи, но и отдельные внешние условия, которые им сопутствуют. Таким образом, для рабочих разных профессий, для различных рабочих мест можно указать конкретные данные: при каких действиях, операциях, в какие дни месяца, недели, в каком часе работы и т.п. наиболее вероятны ошибки, ведущие к несчастным случаям. Эта информация в виде плакатов-предупреждений может вывешиваться как средство, направленное на снижение травматизма.
Относительно
новый метод предупреждения опасных
ситуаций получил название “актуализации
предпосылок”. Этот метод нацелен
на выявление обстоятельств, которые
привели к возникновению
Главной задачей этого метода является изучение возможностей возникновения опасных ситуаций до того, как появится несчастный случай и связанный с ним материальный ущерб. Авторы метода обращают внимание на трудности восстановления реальных условий несчастного случая, поскольку пострадавшие обычно не любят вспоминать о происшествии – люди охотнее говорят о ситуациях, где им удалось избежать несчастного случая, т.е. о предпосылках к нему. Однако существует целый ряд причин, по которым они не всегда охотно рассказывают и о предпосылках к несчастным случаям. Среди таких причин выделяют следующие:
-
незнание рабочим, как
- опасение потерять доброе имя и повредить себе по службе;
-
желание показать себя с
Предупреждение
об опасных точках производства –
можно рассматривать
Работников
следует предупреждать не только
об опасных ситуациях, которые могут
возникнуть у них в процессе труда,
но и указывать конкретные места
– опасные точки, при соприкосновении
с которыми наиболее возможно возникновение
таких ситуаций. Указанные точки
становятся опасными по многим причинам.
Точка может стать опасной
потому, что при взаимодействии с
ней у рабочего часто возникают
сложные задачи, где весьма возможны
ошибочные решения. Точка становится
опасной и потому, например, что
особенности технологии в данном
месте плохо согласованы с
психофизиологическими
Появление
новой техники или новой
Заключение
Психологический настрой на безопасное поведение, фактически является одним из путей усиления мотивации к безопасному труду. Другим путем, ведущим к той же цели, является стимулирование безопасного поведения.
Для
воспитания безопасного поведения
в процессе труда обычно используется
как положительное
Система
стимулирования безопасного труда
должна содержать как моральные,
так и материальные элементы. Моральные
стимулы - это когда пунктуальное
выполнение требований безопасности специально
оценивается, ставится в пример другим,
социально поощряется. Материальные
стимулы для усиления мотива безопасности
должны быть такими, чтобы безопасный
труд материально стал более выгодным.
Выбор вида вознаграждения за труд
(повременной или сдельной оплаты)
обычно не связывают с вопросами
безопасности, тогда как связь
здесь оказывается весьма существенной.
Сдельную оплату недопустимо применять
на работах с повышенной опасностью,
поскольку здесь повышение
При
преднамеренном (осознанном) нарушении
требований безопасности угроза наказания
и само наказание может явиться
эффективным способом психологического
воздействия на работника. Поэтому
очень важно, чтобы каждый работник
четко представлял, за что он несет
ответственность и какое
В то же время, по разным причинам – из-за неустойчивых навыков или их разрушения, неудовлетворительных условий труда, болезненного состояния и ряда других причин – возможны непроизвольные ошибочные действия, нарушения тех или иных требований безопасности. Если за такие нарушения последует наказание, то это может привести к нежелательным последствиям, поскольку наказание являются сильным эмоциогенным фактором.
Намного целесообразнее и эффективнее использовать положительное стимулирование. Применение поощрений за безопасную работу, как свидетельствует международный опыт, является действенным средством повышения безопасности труда. Поощрения не только усиливают мотивацию к точному выполнению правил и безопасному поведению, но и способствуют закреплению хороших результатов труда, отбору и фиксированию в психике лучших и наиболее безопасных приемов работы.
Отмечая значение положительного стимулирования, подчеркнем, что поощрения должны осуществляться сразу же после достижения успеха, и чем длительнее оказываются задержки, тем ниже эффект от такой стимуляции.
Литература: