Охрана труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 07:17, реферат

Краткое описание

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, смертность от несчастных случаев в наше время занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Однако если от этих заболеваний умирают, главным образом, люди старшего возраста, то от несчастных случаев гибнут преимущественно трудоспособные люди молодого и среднего возраста. Так, статистика показывает, что у мужчин в возрасте от 15 до 36 лет наиболее распространенной причиной смерти является несчастный случай. Можно с уверенностью утверждать, что проблема снижения травматизма разного рода у нас в стране, как, впрочем, и во всем мире, чрезвычайно актуальна и заслуживает самого большого внимания.

Содержание

1. Введение 1 стр
2. Опасные действия работников в процессе труда 5 стр
3. Причины опасных действий 7 стр
4. Психологические методы обеспечения безопасного труда 11 стр
5. Формирование безопасного поведения в процессе трудовой
деятельности 13 стр
6. Заключение 18 стр
7. Литература 20 стр

Вложенные файлы: 1 файл

ОХРАНА ТРУДА ОПАСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЧЕЛ.docx

— 40.67 Кб (Скачать файл)

     Для воспитания безопасного поведения  используют два метода воздействия:

     - одноканальные коммуникации, когда  существует канал воздействия,  но отсутствует канал обратной  связи для контроля за восприятием  этого воздействия; 

     - двухканальная коммуникация, при  которой в процессе воздействия  имеется возможность контролировать  его восприятие.

     Средством одноканального воздействия являются печатные издания (инструкции, наставления, правила и т.д.), плакаты по безопасности, стенные газеты, доклады, телевидение, кино. Двухканальное воздействие  реализуется методом бесед, коллективного  обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей использования средств  защиты. Каждый из названных методов  должен избираться применительно к  конкретной решаемой задаче, но значительно  более эффективными являются средства двухканальной коммуникации.

     Важным  аспектом воспитательной работы по охране труда является подготовка квалифицированных  специалистов в этой области и  наделение их соответствующими полномочиями, способствующими повышению авторитета службы охраны труда.

     Предупреждение  об опасных ситуациях – рассматривается  как один из действенных методов  психологического настроя на безопасное поведение.

     Каждый  несчастный случай, независимо от его  происхождения, всегда в какойто  мере поучителен как для пострадавшего, так и для окружающих. Все обстоятельства, характерные для ситуации, в которой  возник несчастный случай (на каком  рабочем месте, при выполнении какого действия, при каких условиях, в  какой день недели, в котором часу и т.п.), связываются с несчастным случаем и на будущее становятся настораживающими, т.е. значащими для  индивида. И уже одно это, как было неоднократно показано, способствует избежанию опасностей при встрече  с подобными ситуациями или их элементами. Причем, знание опасности  вызывает не только сознательное противодействие  ей, но порождает и неосознанные процессы саморегуляции, способствующие противостоянию организма вредным  или нежелательным воздействиям на него. Поэтому так важно заблаговременно  предупреждать рабочих об опасных  ситуациях, которые могут возникать  на отдельных этапах их труда, подробно информировать о нарушениях требований безопасности, допущенных отдельными работниками, о происшедших несчастных случаях, инцидентах и авариях.

     На  основе анализов статистического материала  представляется возможным выделить не только ситуации, в которых чаще всего возникают несчастные случаи, но и отдельные внешние условия, которые им сопутствуют. Таким образом, для рабочих разных профессий, для  различных рабочих мест можно  указать конкретные данные: при каких  действиях, операциях, в какие дни  месяца, недели, в каком часе работы и т.п. наиболее вероятны ошибки, ведущие  к несчастным случаям. Эта информация в виде плакатов-предупреждений может  вывешиваться как средство, направленное на снижение травматизма.

     Относительно  новый метод предупреждения опасных  ситуаций получил название “актуализации  предпосылок”. Этот метод нацелен  на выявление обстоятельств, которые  привели к возникновению опасных  ситуаций, не завершившихся несчастными  случаями, и основан на следующих  соображениях. Обстоятельства зафиксированных  несчастных случаев обычно разносторонне  изучаются, анализируются, и по ним  делаются соответствующие выводы. Те же опасные ситуации, которые по тем или иным причинам не привели  к несчастным случаям (а их, как  правило, гораздо больше, чем несчастных случаев), обычно остаются неизученными. Такие ситуации называют предпосылками  к несчастным случаям. Авторы метода считают, что следует специально восстанавливать в памяти людей, у которых были подобные предпосылки, эти ситуации, анализировать их, обобщать и принимать по ним меры.

     Главной задачей этого метода является изучение возможностей возникновения опасных  ситуаций до того, как появится несчастный случай и связанный с ним материальный ущерб. Авторы метода обращают внимание на трудности восстановления реальных условий несчастного случая, поскольку  пострадавшие обычно не любят вспоминать о происшествии – люди охотнее  говорят о ситуациях, где им удалось  избежать несчастного случая, т.е. о  предпосылках к нему. Однако существует целый ряд причин, по которым они  не всегда охотно рассказывают и о  предпосылках к несчастным случаям. Среди таких причин выделяют следующие:

     - незнание рабочим, как руководство  или товарищи будут реагировать  на его сообщение; 

     - опасение потерять доброе имя  и повредить себе по службе;

     - желание показать себя с лучшей  стороны и пр.

     Предупреждение  об опасных точках производства –  можно рассматривать одновременно как метод углубления профессиональных знаний и как метод настроя  на безопасный труд.

     Работников  следует предупреждать не только об опасных ситуациях, которые могут  возникнуть у них в процессе труда, но и указывать конкретные места  – опасные точки, при соприкосновении  с которыми наиболее возможно возникновение  таких ситуаций. Указанные точки  становятся опасными по многим причинам. Точка может стать опасной  потому, что при взаимодействии с  ней у рабочего часто возникают  сложные задачи, где весьма возможны ошибочные решения. Точка становится опасной и потому, например, что  особенности технологии в данном месте плохо согласованы с  психофизиологическими возможностями  человека и провоцируют его ошибки. Рабочий может взаимодействовать  с данной точкой в состоянии усталости, что также делает ее опасной. Возможно, что в данной точке часто возникают  отказы техники, причиняющие повреждения  рабочему. Следовательно, опасные точки  могут возникать в связи с  самыми разнообразными причинами, действие которых, в конце концов, сводится к тому, что в данном месте несчастные случаи появляются значительно чаще, чем в других местах.

     Появление новой техники или новой технологии должно во всех случаях являться объектом особого внимания службы безопасности на предприятии. Здесь может выясниться непригодность или неполная пригодность  ранее действовавших правил, могут  выявиться новые производственные опасности, которые раньше нельзя было предвидеть. Повышенное внимание руководства  к таким опасным из-за своей  новизны точкам не останется незамеченным рабочими, и тоже будет содействовать  лучшему их настрою на безопасную работу.

 

 

     Заключение

     Психологический настрой на безопасное поведение, фактически является одним из путей усиления мотивации к безопасному труду. Другим путем, ведущим к той же цели, является стимулирование безопасного  поведения.

     Для воспитания безопасного поведения  в процессе труда обычно используется как положительное стимулирование – поощрения за безопасную работу, так и отрицательное – наказания  за нарушение требований безопасности.

     Система стимулирования безопасного труда  должна содержать как моральные, так и материальные элементы. Моральные  стимулы - это когда пунктуальное выполнение требований безопасности специально оценивается, ставится в пример другим, социально поощряется. Материальные стимулы для усиления мотива безопасности должны быть такими, чтобы безопасный труд материально стал более выгодным. Выбор вида вознаграждения за труд (повременной или сдельной оплаты) обычно не связывают с вопросами  безопасности, тогда как связь  здесь оказывается весьма существенной. Сдельную оплату недопустимо применять  на работах с повышенной опасностью, поскольку здесь повышение производительности труда может идти в ущерб безопасному  поведению. Сдельную оплату следует  применять только при условии, когда  имеются обоснованные нормы труда, существует надежный контроль не только за количеством и качеством труда, но и за соблюдением требований безопасности.

     При преднамеренном (осознанном) нарушении  требований безопасности угроза наказания  и само наказание может явиться  эффективным способом психологического воздействия на работника. Поэтому  очень важно, чтобы каждый работник четко представлял, за что он несет  ответственность и какое наказание (дисциплинарное, административное, уголовное, материальное) может последовать  за допущенные им нарушения.

     В то же время, по разным причинам – из-за неустойчивых навыков или их разрушения, неудовлетворительных условий труда, болезненного состояния и ряда других причин – возможны непроизвольные ошибочные действия, нарушения тех  или иных требований безопасности. Если за такие нарушения последует  наказание, то это может привести к нежелательным последствиям, поскольку  наказание являются сильным эмоциогенным фактором.

     Намного целесообразнее и эффективнее использовать положительное стимулирование. Применение поощрений за безопасную работу, как  свидетельствует международный  опыт, является действенным средством  повышения безопасности труда. Поощрения  не только усиливают мотивацию к  точному выполнению правил и безопасному  поведению, но и способствуют закреплению  хороших результатов труда, отбору и фиксированию в психике лучших и наиболее безопасных приемов работы.

     Отмечая значение положительного стимулирования, подчеркнем, что поощрения должны осуществляться сразу же после достижения успеха, и чем длительнее оказываются  задержки, тем ниже эффект от такой  стимуляции.

 

     Литература:

    1. Автор:Колосов Ю.В., Красильщикова С.В.  Название: «Физиологические основы охраны труда». Учебное пособие Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.  Год: 2006
    2. Охрана труда : учебник для среднего проф. образования  Автор: Девисилов В. А.  Издательство: ФОРУМ  Год издания: 2009
    3. Трудовое право: Учебник/ В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общей ред. Семенкова В.И. – Мн.: Амалфея, 1997.
    4. http://dvkuot.ru/index.php/shul/227-bestrud

Информация о работе Охрана труда