Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 03:13, реферат
До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.
Введение. 3
I. Понятие и значение охраны труда. 5
II. Законодательство об охране труда. 15
III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. 28
3.1. правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда 41
IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин. 49
4.1. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет 59
4.2. Охрана труда молодежи. 63
V. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин 70
Заключение. 80
Список использованной литературы 82
Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями.
К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.
Законодатель выделил
Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162.[49] Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе. [50] Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час. Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расторжение договора с работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормы выработки устанавливаются пропорционально (для этих работников) сокращенной продолжительности рабочего времени.
Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки.
При повышенной оплате труда заработная плата работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время на которое сокращается производительность их ежегодной работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
Продолжают иметь место
Нарушается порядок увольнения работников в возрасте до 18 лет. Согласно от 269 ТК РФ (ст. 183 КЗоТ РФ) расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с соглашения соответствующей государственной инспекцией труда и районной комиссии по делам несовершеннолетних. В нарушении этой нормы приказом № 40 от 01.06.2000 г. несовершеннолетний А. уволен за прогулы без уважительной причины, при этом отсутствует согласие на его увольнение государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
V. Экономико-правовая концепция
Трудового кодекса о
Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин взята из далекого прошлого, когда промышленная революция XVIII века началось со средства труда – с машины, а мануфактура, основная на применении физической силы мужчин, осталось в историческом прошлом. Внедрение паровых машин, заменивших физическую рабочую силу, повлекло снижение стоимости самой рабочей силы. Однако потребность в физическом труде рабочих по обслуживанию машин не только сохранилось, но и увеличилось. Простой труд по обслуживанию машин стал доступен женщинам и детям. Они были вовлечены в производство и увеличив объем простой рабочей силы на рынке труда, обесценили ее. Так для существования семьи за уже меньшую зарплату вынуждена была работать жена, которая также как ее муж, должна была значительную часть времени отдать работодателю.
Семейную культурную жизнь потеснило а порой заменило полностью рабочее время. Фактором, влияющим на увеличение прибыли работодателя, стало удлинение рабочего дня.
Эти экономические закономерности, способствующие получению прибыли при изъятии и присвоении результатов прибавочного труда, как правило, ложились в основу фабричного законодательства о труде. Коллективные выступления работников, проходящие в защиту своих трудовых интересов, направленных на ограничения рабочего времени, породили законодательство восьмичасовом рабочем дне. При таких обстоятельствах работодатель, лишенный возможности увеличивать рабочее время за пределами его нормальной продолжительности, вынужден был совершенствовать средства производства ради увеличения прибыли. Этим характерен XVIII век для Европы.
Советская Россия в XX веке за достаточно короткий исторический отрезок времени сумела перейти от фабричного к заводскому и индустриальному способам производства. В 80-х годах наука заняла господствующее положение в новом способе производства товаров. Учителя, ученые, инженеры, специалисты составили новую производительную силу. Они стали производить товары, знания, идеи. Так, в 80-90-х годах женщина в общей численности специалистов с высшим образованием составляли больше половины. Работодатели в лице государства первыми кредитовали женщину, поддерживая развитие ее физических и интеллектуальных сил.
На время выполнения ее материнских обязанностей законодатель предусмотрел сокращение рабочего времени, предоставив возможность работать в более удобный период с сохранением заработной платы и в более комфортных условиях. Это было сделано потому, что инновационная экономика основана на способе производства, где господствующее положение занял умственный труд.
В начале XXI века общественно необходимые потребности в физической силе женщин и детей остались в историческом прошлом. Интеллектуальный труд детей не пользуется спросом, не имеет потребительной стоимости. В отличии от воспроизводства простой рабсилы на производство интеллектуальной силы требуется гораздо больше времени и затрат. Например, ребенок, мать которого выполняет сложную умственную работу, допустим, инженера-программиста, в силу экономических закономерностей воспроизводства приращения умственной силы, должен, пройдя все общественно необходимые образовательные уровни, достичь высокого образовательного ценза. В настоящее время образовательные уровни включают: дошкольное, начальное, среднее (полное), профессиональное высшее и полувузовское профессиональное образование. А на все это нужен социально-экономический кредит родителям для развития семьи в виде хорошей зарплаты для обеспечения материального достатка.
Новый способ производства – инновационная экономика – требует сокращения рабочего времени женщины, занятой умственным трудом, при росте заработной платы и увеличении общественно необходимого времени для самообразования и воспитания детей. Объективное развитие новых социально-экономических отношений в США и в европейских странах, образовательный «бум» ведет к тому, что женщины к 30 годам своей жизни получают по два университетских образования, и «забывают» создать семью, родить ребенка. А потом вынуждены путем международного усыновления обзаводиться потомством за счет российских женщин, ставших донорами.
Экономико-правовая концепция, лежащая в основе нового Трудового кодекса, родилась во время промышленной революции XVIII века и основана на получении прибыли за счет увеличения числа женской рабочей силы, а так же за счет увеличения рабочего времени простого физического труда за нормальными его пределами.
Нормативно-правовая конструкция нового трудового закона представляет собой худший вариант старого КЗоТа РСФСР.
Правовая политика нового кодекса направлена на то, чтобы страна, где больше половины нищих специалистов, ученых, инженеров, учителей составляют женщины, превратилась в державу продавщиц, уборщиц, проституток с высшим образованием.
Настоящий Трудовой кодекс в первую
очередь ужесточит положение
женщин в наукоемких оборонных отраслях
промышленности, где низкая оплата
труда и напряженная
В нормах статьи 253 нового Трудового кодекса законодатель отказался от запрета применения труда женщин на тяжелых работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и вместо этого ввел ограничение, добавив к этому еще и работы с опасными условиями труда, что не было предусмотрено ст. 160 КЗоТа РСФСР. Таким образом, законодатель, отказавшись от запрета, допустил применение женского труда на самых опасных участках. Это означает, что законодательная власть допустила увеличение рабочей силы за счет женщин, что повлечет обесценивание стоимости труда, уменьшение заработной платы тех же шахтеров. В условиях безработицы женщины не по доброй воле будут лезть в шахты, соглашаясь на самый суровый труд, а своих детей оставлять без присмотра на улице, так как индустрия детских дошкольных и иных учреждений существенно подорвана. Требования ст. 172 КЗоТа РСФСР о создании яслей и детских садов не восприняты новым Трудовым кодексом.
Кроме того, в ст. 253 ТК РФ законодатель указал, что перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как известно мнение Российской трехсторонней комиссии не имеет обязательного правового характера и представляет собой лишь декларацию. В силу требований нормы права ст. 160 КЗоТа РСФСР список тяжелых и вредных работ утверждался в порядке, установленном законодательством, что защищало работников труда от произвола ведомств, министерств, работодателей.
Норму ст. 253 ТК, допускающую женщин к работе с опасными условиями труда, нельзя считать правовой нормой, так как она противоречит требованиям части 3 ст. 37 Конституции РФ, где прямо сказано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Реализация опасных условий труда запрещена Конституцией РФ. В ч.2 и 3 ст. 55 Конституции РФ законодатель указал, что не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободу человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видно, права женщин на безопасные условия труда ограничены не в этих перечисленных целях, а только для получения большей прибыли собственниками частных и государственных организаций. Следует отметить, что законодатель в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ предусмотрел, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровье людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Однако такая ответственность для законодателей не предусмотрена.
Требованиями ст. 254 ТК РФ для беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет как и прежним кодексом, предусмотрен перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе, а также снижение норм выработки обслуживания. Однако новым Трудовым кодексом прекрасной половине человечества физические лица мужского пола законодательных властей отказали в переводе на другую, более легкую работу, как было предусмотрено ст.164 КЗоТа РСФСР. Этим законодатель показал, что не намерен снижать тяжесть работы как для будущих матерей, так и для женщин, имеющих маленьких детей.
Нормы права ст. 261 нового Трудового кодекса о гарантиях беременным женщинам и имеющих детей, при расторжении трудового договора воспроизводят требования ст. 170 КЗоТа РСФСР, но в ухудшенном варианте. Законодатель в новом Трудовом кодексе сохранил норму права, запрещающую расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя. Однако допустил увольнение беременных женщин при ликвидации организации без трудоустройства. Нормы права КЗоТа РСФСР всегда запрещали выгонять беременных женщин на «улицу», оставлять их без средств к существованию. Но, как видите, в нашем демократическом государстве это стало возможным.
Если норма права ст. 170 КЗоТа РСФСР увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижении ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя не допускалось ( кроме случаев ликвидации организации, когда можно было уволить с обязательным трудоустройством), но в силу требований ст. 261 нового Трудового кодекса указанных выше лиц можно уволить по п. 1, подп. «а» п.3, п. 5-8, 10 и 11 ст. 81 нового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с указанными выше лицами действующий Трудовой кодекс допускает в случае ликвидации организации, если работник не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья и в соответствии с медицинским заключением, а также если работник без уважительных причин не выполняет порученные обязанности и имеет дисциплинарные взыскания.