Охрана труда и обеспечение прав работников на охрану труда на железнодорожном транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить понятие «охрана труда на железнодорожном транспорте», проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД».
Исходя из цели, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть понятие «охрана труда»;
Изучить Государственную систему управления охраной труда;
Рассмотреть, как обеспечиваются права работников на охрану труда на железнодорожном транспорте;
Проанализировать состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»;
Сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Охрана труда как институт трудового права…………………...5
Глава2. Государственная система управления охраной труд в стране и на предприятия железнодорожного транспорта……………………………8
Глава 3. Законодательные и нормативно – технические документы по охране труда и организация их разработки………………………………………..15
Глава 4. Обеспечение прав работников на охрану труда на предприятиях железнодорожного транспорта…………………………………………….19
1.Обязанности работодателя по обеспечению производственной безопасности и условий охраны труда…………………………………….19
2. Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены………………………………………………………………………...23
Глава 5. Анализ состояния условий и охраны труда в ОАО «РЖД»……27
1.Общий анализ производственного травматизма в ОАО «РЖД»…27
2.Профилактическая работа по предупреждению производственного травматизма……………………………………………32
3. Состояние условий труда……………………………………………36
4. Нормативное регулирование вопросов охраны труда…………...36
5.Основные направления работы по улучшению условий и охраны труда в 2010 г…………………………………………………………………39

Заключение…………………………………………………………...43
Список используемой литературы………………………………………….46

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 965.40 Кб (Скачать файл)

     Несмотря  на снижение травматизма состояние  дел с обеспечением безопасности труда работников компании нельзя признать удовлетворительным. В 2009 г. в ОАО  «РЖД» было травмировано 620 работников, из них 78 человек погибли. На железных дорогах от травм на производстве пострадало 407 человек, в том числе 53 человека погибло.

     Коэффициент частоты травматизма со смертельным  исходом (число погибших на 1000 работающих) в целом по компании сохранился на уровне прошлого года и равен 0,07; на железных дорогах снизился на 13% и  составляет также 0,07 (2008 г. - 0,08). При  этом значение коэффициента частоты  травматизма со смертельным исходом  на ряде железных дорог превышено.

     

     Сохраняется тенденция снижения производственного  травматизма, связанного с алкогольным  опьянением. Число пострадавших в  состоянии алкогольного опьянения  в целом по ОАО «РЖД» снизилось  с 39 человек в 2008 г. до 24 человек в 2009 г., в том числе со смертельным  исходом - с 22 до 15 человек.

     Случаи  производственного травматизма  зачастую свидетельствуют о недостатках  в организации безопасных условий  труда и контроля со стороны руководителей  структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за соблюдением требований технологии производства работ, трудовой дисциплины.

     Большинство случаев травматизма в 2009 г. - результат  неудовлетворительной организации  производства работ, отсутствия контроля за безопасным их проведением, нарушений  технологического процесса, низкой трудовой и производственной дисциплины. Пример тому - случаи травмирования руководителей  различных рангов, которые непосредственно  осуществляли контроль или обеспечивали безопасные условия труда при  производстве работ.

     Неблагополучное положение складывается во вновь  созданных дирекциях - филиалах ОАО  «РЖД», что указывает на серьезные  недоработки руководителей дирекций и их структурных подразделений  в вопросах обеспечения условий  и охраны труда, формализм в профилактике производственного травматизма, организации  и контроле выполнения технологий безопасного  производства работ.

     Наиболее  часто повторяющимися видами происшествий, приводящими к травмированию  со смертельным исходом, в 2009 г. были наезд подвижного состава, поражение  электрическим током, дорожно-транспортные происшествия.

     Положение с травмированием работников в результате наезда подвижного состава свидетельствует  о том, что, несмотря на неоднократные  требования ОАО «РЖД», руководители железных дорог и других филиалов, служб, отделений железных дорог  и структурных подразделений  допускают формализм в профилактике производственного травматизма  и в контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме сами и  не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда.  

 

     

     

     Основными причинами электротравматизма в  хозяйстве электрификации и электроснабжения являются работа на неподготовленном рабочем месте (непроведение проверки отсутствия напряжения и отсутствие заземления на рабочем месте) и расширение фронта работы. В ряде случаев находящиеся  на месте работ руководители среднего звена не принимают меры по предупреждению нарушений требований электробезопасности, а иногда и сами их инициируют. Недостаточное  внимание в подразделениях уделяется  вопросам организации обучения и  проверки знаний по электробезопасности, особенно это касается вновь поступивших  работников. Наиболее травмоопасными остаются следующие профессии: электромонтер  контактной сети; электромонтер и  электромеханик тяговой подстанции; слесарь по ремонту подвижного состава; электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

     Руководители  ряда подразделений не делают выводов  из имевших место случаев электротравматизма, не занимаются работой по их предупреждению, в результате аналогичные происшествия повторяются в одних и тех  же структурных подразделениях.

     В связи с ухудшением работы по обеспечению  электробезопасности на местах в  ноябре 2009 г. центральная комиссия ОАО  «РЖД» провела внеочередную проверку, которая показала низкий уровень  знаний по электробезопасности у  ряда главных инженеров служб, отделений  и дирекций. И это притом, что  они являются ответственными за электрохозяйство и председателями комиссий по проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

2.Профилактическая   работа  по предупреждению производственного травматизма

     В компании разработаны и внедрены нормативные документы, определяющие систему управления охраной труда  в ОАО «РЖД», перечень основных работ по охране труда, выполняемых руководителями всех уровней управления. Определен и осуществляется порядок выезда руководителей компании и рассмотрения результатов расследования случаев травмирования работников на производстве со смертельным исходом.

     Управление  охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля по материалам расследований проводило анализ обстоятельств и причин случаев  травматизма со смертельным исходом  с последующим информированием  руководителей железных дорог и  других  филиалов ОАО «РЖД» об основных недостатках и нарушениях. 
 

     

     Положение с травматизмом, задачи организации  профилактической работы по охране труда  в течение 2009 г. рассматривалось  на селекторных совещаниях: ежеквартально - старшим вице-президентом ОАО  «РЖД» В.А. Гапановичем, ежемесячно - Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. Организация работы по вопросам безопасности труда в хозяйствах и функциональных филиалах в 2009 г. неоднократно обсуждались  на специальных совещаниях с разработкой  комплекса профилактических мер.

     Большинство случаев производственного травматизма  со смертельным исходом в структурных  подразделениях дирекций, вышедших из состава железных дорог, свидетельствуют  о недостатках в организации  профилактической работы в период их становления. Учитывая это, первый вице-президент  компании В.Н. Морозов 29 сентября 2009 г. подписал телеграфное указание, которым  дал право и обязал службы охраны труда и промышленной безопасности железных дорог проверять организацию  работ в дирекциях, вышедших из состава  железных дорог, с последующим предоставлением  материалов проверок в Управление охраны труда, промышленной безопасности и  экологического контроля ОАО «РЖД»  и соответствующие центральные  дирекции для анализа и принятия корректирующих мер.

     Управлением охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля в 2009 г. проводились  проверки, в результате которых были выявлены следующие характерные  недостатки:

     
  • приоритет у руководителей структурных  подразделений выполнения производственных и плановых заданий перед обеспечением безопасных условий труда работников;
     
  • недостаточная вовлеченность руководителей, ИТР  и производственного персонала  подразделений в работу по охране труда;
     
  • недостаточно  организованная работа по воспитанию корпоративной культуры безопасности труда и ответственного отношения  к здоровью работников среди руководителей  среднего звена в структурных  подразделениях;
     
  • при производстве работ допускаются опасные ситуации, при этом руководители работ не обращают на это должного внимания и не принимают  управленческих решений и корректирующих действий к их исправлению;
     
  • комиссиями  при расследовании происшествий не всегда выявляются ключевые причины, приведшие к травмированию работников, что не позволяет разработать  меры, гарантирующие исключение их повторения;
     
  • допуск  к работе своевременно не прошедших  медицинское освидетельствование  работников, в том числе связанных  с движением поездов;
     
  • недостаточные знания у руководителей структурных  подразделений и командиров среднего звена вопросов охраны труда;
     
  • несвоевременное внесение изменений (корректировок) в  технологическую документацию;
     
  • невыполнение  в полном объеме руководителями различного уровня Перечня основных работ по охране труда, определенного стандартом СТО РЖД 1.15.002-2008 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД».

     На  ряде железных дорог недостаточно эффективно работает система информации «Человек на пути». Руководителями подразделений  и инструкторским составом локомотивных бригад при сопровождении поездов  по системе информации «Человек на пути» замечания практически  не выявляются, не в полной мере применяется  мотивация локомотивных бригад.

     В хозяйстве перевозок ревизоры движения (ДНЧ), имея исключительные возможности  влиять на предупреждение травмоопасных  ситуаций, не в полной мере вовлечены  в работу по охране труда. В структурных  подразделениях компании сменяемость  инженеров по охране труда в 2009 г. составила около 50%. Основными причинами  являлось возложение на них дополнительной, несвойственной им работы (вопросы  экологии, техническая учеба, пожарная безопасность) и неправомерное привлечение  их к ответственности за неисполнение обязанностей руководителя.

     Статистика  производственного травматизма, проверки в дирекциях, вышедших из состава  железных дорог, показали, что управление вопросами охраны труда, в том  числе предупреждения производственного  травматизма, после выхода их из состава  железных дорог не систематизировано  и требует корректирующих мер.

     В результате профилактической работы, направленной на снижение случаев производственного  травматизма, по железным дорогам издано более 23 тыс. приказов и привлечено к ответственности за нарушения  требований охраны труда более 70 тыс. человек, 61 работник уволен. Для формирования в ОАО «РЖД» новых подходов в системе управления охраной  труда и промышленной безопасностью  разработан стандарт СТО РЖД 1.15.005-2009 «Система внутреннего аудита управления охраной труда и промышленной безопасностью в ОАО «РЖД», утвержденный и введенный в действие распоряжением  ОАО «РЖД» от 09.12.2009 г. № 2495р с 1 февраля 2010 г. Основной целью внутренних аудитов является выявление элементов  системы охраны труда и промышленной безопасности, требующих улучшения.

3. Состояние условий  труда

     По  состоянию на 1 января 2010 г. в ОАО  «РЖД» насчитывается 486,5 тыс. рабочих  мест, на которых работает более 1 млн. человек. Из них 229 тыс. рабочих мест (578 тыс. работающих), или 47% от общей  численности не в полной мере соответствуют  санитарно-гигиеническим нормам. Аттестация рабочих мест по условиям труда в  ОАО «РЖД» в 2009 г. была проведена  на 117 тыс. рабочих мест с учетом использованных возвратных средств Фонда социального  страхования РФ.

     В 2009 г. были улучшены условия труда  на 42,3 тыс. рабочих мест. Самыми распространенными  вредными производственными факторами  в компании остаются напряженность  труда, шум, тяжесть труда, микроклимат, вибрация, освещение. Наибольшее количество рабочих мест в 2009 г. было приведено  в соответствие с требованиями норм по освещению (7,2 тыс.) и микроклимату (1,9 тыс.). В целом по ОАО «РЖД»  план приведения рабочих мест к требованиям  норм в 2009 г. был откорректирован  в сторону увеличения с 9,5 тыс. рабочих  мест до 12,6 тыс.

4. Нормативное регулирование  вопросов охраны  труда

     В целях соблюдения требований охраны труда, обеспечения необходимого порядка  выполнения работающими возложенных  на них обязанностей в ОАО «РЖД»  создана база нормативных и организационно-методических документов по охране труда, которая  содержит более 200 документов.

     В 2009 г. было разработано 9 правил и инструкций по охране труда:

     
  • Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях  в сфере грузовых перевозок;
     
  • Правила по охране труда при техническом  обслуживании и ремонте устройств  сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД»;
     
  • Инструкция  по охране труда для обходчиков железнодорожных  путей, искусственных сооружений и  монтеров пути, назначаемых для осмотра;
     
  • Инструкция  по охране труда для электромеханика  и электромонтера хозяйства связи  ОАО «РЖД»;
     
  • Инструкция  по охране труда при обслуживании и ремонте линейно-кабельных сооружений и кабельной канализации ОАО  «РЖД»;
     
  • Инструкция  по охране труда для работников стационарных экологических лабораторий ОАО  «РЖД»;
     
  • Инструкция  по охране труда для работников экологических  вагонов-лабораторий ОАО «РЖД»;
     
  • Инструкция  по охране труда для работников передвижных  экологических лабораторий ОАО  «РЖД» на базе автомобиля;
     
  • Инструкция  по охране труда при обслуживании и ремонте устройств электропитания аппаратуры связи ОАО «РЖД».

Информация о работе Охрана труда и обеспечение прав работников на охрану труда на железнодорожном транспорте