Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа
Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.
Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74
С развитием экономики должна улучшаться и система социального обеспечения. В связи с этим указываются лишь основные случаи, с наступлением которых связывается обязанность государства по социальному обеспечению. Иные случаи, согласно данной норме, могут устанавливаться законом. В настоящее время к ним относятся, например, наличие статуса безработного, нахождение в отпуске по беременности и родам, погребение умершего и др.
Основными видами социального обеспечения являются пенсии, пособия, различные социальные услуги. Социальное обеспечение предоставляется в денежной (пенсии, пособия) и натуральной форме (социальное обслуживание).
В отдельных случаях граждане имеют право выбора вида пенсии. Например, при наличии одновременно и права на получение пенсии по случаю потери кормильца, и права на пенсию по возрасту можно получать пенсию по любому из этих оснований.
Государственная политика в области социальной защиты касается и сферы предоставления различных льгот и компенсационных выплат, что также направлено на повышение уровня материальной обеспеченности граждан.
Социальное обеспечение осуществляется за счет системы социального страхования и национальной системы социального обеспечения. Фонды социального страхования образуются в основном из страховых взносов работодателей и дотаций государства. Работающие граждане уплачивают страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации, однако они могут участвовать и в пополнении Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования. В РФ обязательному социальному страхованию подлежат все работники (ст.22[2]). Национальная система социального обеспечения формируется в основном за счет налогов.
В ч. 1 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что социальное обеспечение гарантируется в случаях, установленных законом. Поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то по этим вопросам могут издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Это положение относится и к ч. 2 ст. 39, в которой определено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Государственные пенсии и социальные пособия являются основными видами социального обеспечения. Социальная значимость, например, пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Поэтому не случайно, что гарантированность пенсий и пособий специально закрепляется Конституцией в отдельной норме.
Правовые основы пенсионного обеспечения, помимо Конституции РФ, закреплены в ряде нормативных актов, которые на сегодняшний день являются базой для правовой регламентации пенсионных правоотношений. При этом законы и иные нормативно – правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ст.15[1]), которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Среди них, прежде всего, можно назвать:
Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии [29, с.16].
Пенсия (от латинского pensio- платеж) – регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей [30, с.117].
Действующая в Российской Федерации пенсионная система предполагает наличие довольно большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям:
В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные пенсии и негосударственные пенсии;
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом. Таким образом, государственная пенсия – это пенсия, установленная государством.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию (ст.2[3]).
Законодательством закреплена следующая классификация пенсий в РФ:
В соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в РФ» выделяют следующие виды трудовых пенсий: по старости (в том числе и пенсии за выслугу лет), по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Федеральный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» выделяет такие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, как: пенсия за выслугу лет, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия (схема 1).
государственные |
негосударственные |
социальные |
на общих основаниях |
| |
по случаю кормильца |
Схема 1 – Виды пенсий в Российской Федерации
Существует и другая классификация государственных пенсий [31,с.209-210]:
В социальном государстве, которым провозглашается Российская Федерация, право на пенсию должно быть признано за каждым гражданином. Недопустимо положение, при котором нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение в связи с трудовой деятельностью (или по иным основаниям), остаются без государственной поддержки. В связи с этим комментируемый пункт предусматривает, что гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ.
Социальные пенсии устанавливаются нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, и, следовательно, независимо от выполнения трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности, а также уплаты законодательно установленных платежей на цели пенсионного обеспечения. Данный вид пенсионных выплат является государственной гарантией материального обеспечения названных граждан при наступлении социально значимых обстоятельств (достижение преклонного возраста, инвалидность, потеря кормильца). Законодательно закрепленный институт социальных пенсий является необходимым условием реализации конституционного принципа всеобщности пенсионного обеспечения. Данный институт является сравнительно новым в отечественном пенсионном праве. Его история насчитывает около 15 лет. Впервые социальные пенсии были предусмотрены Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".
Под термином "нетрудоспособные граждане" в Федеральном законе от 15.12.2001 №166-ФЗ понимаются лица, которые, являясь престарелыми, или инвалидами, или потерявшими кормильца, не приобрели права на трудовую либо иную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но следует учитывать, что в действующем пенсионном законодательстве прямо не закрепляется возможность назначения гражданину, имеющему право на трудовую пенсию, по его желанию социальной пенсии. Наоборот, исходя из содержания изложенных норм, необходимым условием назначения социальной пенсии является отсутствие у лица права на трудовую пенсию любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:
Но существуют и другие мнения. Так, например, Сулейманова Г.В. автор учебного пособия «Право социального обеспечения» [30, с.119] классифицирует трудовые пенсии следующим образом: пенсия по старости (по возрасту); пенсия за выслугу лет; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца, тем самым, выделяя из состава пенсий по старости пенсию за выслугу лет.
В части 3 статьи 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Положение этой конституционной нормы отражает стремление государства к созданию многоуровневой системы социальной защиты, включающей негосударственные формы социального обеспечения, в том числе и путем добровольного социального страхования.
Добровольное социальное страхование появилось в России после издания Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992г. №1077 "О негосударственных пенсионных фондах". Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (СЗ Российской Федерации. 1998. №19. ст. 2071).
В последнее время стали появляться такие организационно-правовые формы негосударственного социального обеспечения, как производственное или профессиональное и муниципальное. В соответствии с Законодательством Российской Федерации в коллективные договоры и соглашения могут включаться условия о предоставлении работникам дополнительных (по сравнению с установленным законодательством) социальных льгот, например, единовременных пособий при выходе на пенсию, ежемесячных доплат к государственным пенсиям по возрасту и инвалидности, пособий по безработице, по уходу за ребенком и др. Эти выплаты осуществляются как за счет текущих доходов организаций, так и из фондов накопления страховых взносов (например, при дополнительном пенсионном обеспечении), в пополнении которых участвуют работодатель и работник (ст.13 [16]).