Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:49, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является следующее:
Во-первых, проанализировать основные черты пенсионной системы, выявить наиболее значимые проблемы, и рассмотреть возможные пути их решения.
Во-вторых, раскрыть особенности Российского Законодательства в области пенсионного обеспечения с учетом современного реформирования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…….. 3
Глава 1 Пенсионное обеспечение в Российской Федерации ………….……… 5
1.1 Понятие и правовые основы пенсионного обеспечения
в Российской Федерации ………………………………………………….. 5
1.2 Понятие и классификация пенсий в Российской Федерации ……………11
Глава 2 Трудовые пенсии в Российской Федерации…………………………...17
2.1 Понятие, правовая база и основные положения
о трудовых пенсиях в РФ ………………………………………………….17
Лица, имеющие право на трудовую пенсию ……………………………..27
Виды трудовых пенсий в РФ и их структура …………………………….32
Условия назначения трудовых пенсий в РФ ……………………………. 40
Глава 3 Пенсионная реформа …………………………………………………...48
3.1 Цели, задачи и пути реализации пенсионной реформы ……………….. 48
3.2 Правовые основы пенсионной реформы …………………….……...….. 57
Заключение ……………………………………………………………..........…. 68
Список использованных источников .............................................................. 71
Приложения ……………………………………………………………........…...74

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Федеральным законом от 25.07.2002 №115-ФЗ предусматривается еще один вариант законного нахождения в Российской Федерации иностранного гражданина - временное пребывание. Временно пребывающим иностранцем является лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. Срок временного пребывания иностранца, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом. Так, срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в указанном порядке и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований Законодательства, может быть продлен на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранца в нашу страну.

Понятно, что временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе претендовать на установление трудовой пенсии.

Застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации признаются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (ст.7[4]):

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. №167-ФЗ.

Таким образом, если граждане, например, работают по трудовому договору или являются индивидуальными предпринимателями, то они в обязательном порядке подпадают под российский правовой режим обязательного пенсионного страхования и, следовательно, за них (или ими) должны уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Сам по себе факт регистрации в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации в течение какого-либо времени без уплаты страховых взносов не влечет автоматического возникновения права на трудовую пенсию, поскольку в таком случае не может образовываться страховой стаж, наличие которого установленной продолжительности является основополагающим условием приобретения права на трудовую пенсию.

 

2.3 Виды трудовых  пенсий в РФ и их структура

 

Законодательство устанавливает три вида трудовых пенсий, которые существуют в нашей стране: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца [5]. Данные виды пенсий являются традиционными для отечественного пенсионного права.

Согласно данным Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда в Заволжском районе г. Ульяновска на январь 2006г. численность пенсионеров достигла 45,743 тыс. (94% - получатели трудовых пенсий; 6% - государственных пенсий). Из них 33,392 тыс. пенсионеров по старости, 457 тыс. – пенсионеры по инвалидности, 3,2 тыс. – получатели пенсии по случаю потери кормильца. Для наглядности эти данные представлены в виде диаграммы 1.

 

 

 

Диаграмма 1 – Соотношения видов пенсий в Заволжском р-не г.Ульяновска

 

 

 

 

Предусматриваются следующие социально значимые обстоятельства, с которыми законодатель связывает приобретение права на трудовую пенсию: достижение преклонного возраста, инвалидность и потеря кормильца.

Выделение в качестве самостоятельных видов пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца осуществляется законодателем в связи с состоянием здоровья субъекта (пенсии по инвалидности) и его семейным положением (пенсии по случаю потери кормильца) или, иначе говоря, по так называемым социальным мотивам.

Инвалиды и лица, потерявшие кормильца, нуждаются в особой социальной поддержке, и поэтому в любой развитой пенсионной системе существуют пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые независимо от факта достижения общеустановленного пенсионного возраста. В государственной пенсионной системе изначально должен присутствовать протекционизм по отношению к инвалидам, детям, потерявшим родителей, и другим социально незащищенным категориям граждан, предусматривающий особые условия их пенсионного обеспечения.

Достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и потеря кормильца в системе обязательного социального страхования, составной частью которой является обязательное пенсионное страхование, являются страховыми случаями, возникновение которых влечет за собой обязанность страховщика установить и выплачивать соответствующее страховое обеспечение.

Условия назначения трудовых пенсий перечисленных выше видов различаются. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа при достижении мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет. Здесь отметим также досрочные трудовые пенсии, назначаемые в связи с определенными обстоятельствами (особые условия труда, длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, климатические и территориальные условия, социальные мотивы) ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, обладают правом на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Правоотношения по поводу предоставления трудовой пенсии любого вида (или страховые пенсионные правоотношения) являются имущественными, так как они возникают в связи с предоставлением лицу материального блага (денежной выплаты) в виде пенсии. При этом, учитывая, что трудовые пенсии назначаются в связи с осуществлением застрахованными лицами работы, в течение которой уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, указанные пенсионные правоотношения следует признать возмездными (один субъект выполняет установленные законодательством действия, а другой в связи с этим предоставляет ему определенные материальные блага).

Трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей (ст.5[5]), которые исчисляются, индексируются и перерассчитываются по собственным правилам. Общий размер трудовой пенсии равен сумме ее частей.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердой сумме для всех пенсионеров. Она является государственной гарантией минимального пенсионного обеспечения всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется из федерального бюджета за счет поступающих в него сумм единого социального налога. Фактически данная часть трудовой пенсии существует вне рамок обязательного пенсионного страхования и относится к государственному пенсионному обеспечению. Это подтверждается также тем, что на основании ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии.

Путем установления базовой части трудовой пенсии в новой пенсионной системе происходит защита малоимущих граждан, не имевших на протяжении трудовой деятельности высоких заработков. В некоторых случаях может устанавливаться повышенная базовая часть трудовой пенсии (например, при наличии иждивенца).

Размер страховой части трудовой пенсии устанавливается исходя из суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала). Данная часть трудовой пенсии носит условно-накопительный характер. Суммы страховых взносов, уплачиваемые за застрахованное лицо на финансирование страховой части трудовой пенсии, учитываются на его индивидуальном лицевом счете в виде обязательств пенсионной системы. По достижении лицом пенсионного возраста он получит сумму пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его счете. Фактически страховая часть трудовой пенсии финансируется по распределительному методу.

Накопительная часть трудовой пенсии устанавливается в зависимости от суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо на финансирование данной части пенсии, и инвестиционного дохода (пенсионных накоплений). Данная составляющая пенсионной системы финансируется исключительно на накопительной основе. Суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не расходуются на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а инвестируются по правилам Федерального закона от 24.07.2002 №111-ФЗ. После достижения гражданином пенсионного возраста он получит в виде накопительной части трудовой пенсии по старости именно свои деньги, а не деньги следующего поколения работающих граждан.

Таким образом, размер трудовой пенсии поставлен в прямую зависимость от суммы поступивших в ПФР страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника, а не от продолжительности его трудового стажа и среднемесячного заработка, как было ранее. Не существует никаких ограничений по учету заработной платы при исчислении пенсии. В ее размере отражается фактический размер заработной платы, с которого уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Зависимость размера трудовой пенсии от поступивших страховых взносов с полной заработной платы мотивирует уплату страховых взносов и формирует увеличение доходной части бюджета ПФР.

В отличие от ранее действовавшего пенсионного законодательства каких-либо ограничений по выплате трудовой пенсии работающим пенсионерам не установлено.

Принимая во внимание порядок исчисления, основания индексации и перерасчета, а также источники финансирования названных частей трудовой пенсии, которые отличаются друг от друга, можно сказать, что они являются самостоятельными. Вместе с тем право на базовую, страховую и накопительную части трудовой пенсии не может возникнуть без приобретения права на трудовую пенсию в целом.

Учитывая изложенные обстоятельства, природа возмездных правоотношений по предоставлению каждой из частей трудовой пенсии имеет некоторые особенности. В связи с этим представляется целесообразным классифицировать правоотношения по поводу предоставления трудовых пенсий на отдельные виды отношений по предоставлению базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Правоотношения по предоставлению базовой части трудовой пенсии, как и отношения по предоставлению пенсий за выслугу лет военнослужащим и государственным служащим, являются возмездно-распределительными. Во-первых, выплата базовой части трудовой пенсии финансируется из федерального бюджета. Во-вторых, она устанавливается в одинаковом размере всем гражданам, имеющим право на трудовую пенсию, независимо от продолжительности страхового стажа и величины поступивших в пенсионную систему страховых платежей.

Правоотношения по предоставлению страховой части трудовой пенсии следует признать возмездно-условно-эквивалентными. Эквивалентными они являются потому, что размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы страховых взносов, поступивших на финансирование данной части пенсии за застрахованное лицо в течение всей его трудовой деятельности (расчетного пенсионного капитала) и учтенных на его индивидуальном лицевом счете, а условными - поскольку данная часть трудовой пенсии финансируется по солидарному распределительному методу (страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии используются на выплату пенсий нынешним пенсионерам).

Выводы об условной эквивалентности названных правоотношений подтверждаются также следующими обстоятельствами.

Во-первых, возможна такая ситуация, когда при выходе на пенсию расчетный пенсионный капитал застрахованного лица будет чрезвычайно мал и размер страховой части его трудовой пенсии, исчисленный по общим правилам, составит, например, 50 рублей. Вместе с тем законодательством закрепляется положение, согласно которому сумма базовой части и страховой части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей. Учитывая, что базовая часть трудовой пенсии устанавливается в твердом фиксированном размере, доведению до необходимой суммы в обязательном порядке подлежит страховая часть. В данном положении также проявляется солидарный принцип финансирования страховой части трудовой пенсии.

Во-вторых, страховая часть трудовой пенсии, в отличие от накопительной части, устанавливается всем лицам, имеющим право на трудовую пенсию, в том числе и не работавшим ни дня при новой пенсионной системе. При этом исчисление размера страховой части трудовой пенсии производится и за периоды работы до введения в действие нового пенсионного законодательства (01.01.2002). В данном случае размер указанной части трудовой пенсии рассчитывается с помощью несколько условного механизма оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Информация о работе Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Виды и условия назначения трудовых пенсий