Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:42, контрольная работа
Очень важной в этом смысле представляется ст.15 Конституции РФ, в которой сказано, что «общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договорам РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
По юридической силе источники трудового права делятся на законы, обладающей большей юридической силой и подзаконные акты – указы Президента РФ, постановления и распоряжения правительства, отраслевые приказы, инструкции, правила (в рамках министерств, ведомств, комитетов) и локальные (местные) акты.
Введение………………………………………………………………………
3
1 Понятие и виды источников трудового права……………………………
4
2 Основные классификации источников трудового права………………..
10
Заключение…………………………………………………………………...
19
Список использованных источников……………………………………….
20
Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).
В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Кроме указанной статьи,
Конституция РФ закрепляет равноправие
перед законом и судом (ст. 19), право
на создание профессиональных союзов
(ст. 30), право на равный доступ к государственной
службе (ст. 32), право на свободное
использование своих
Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).
Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ8. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.
Но не следует забывать
о суверенитете государства, поэтому
федеральные конституционные
Федеральные законы. Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.9
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.
Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).
Конечно, немалую часть
нормативных актов, регулирующих трудовые
и тесно с ними связанные отношения,
составляют подзаконные нормативно-
Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.
Необходимо иметь в
виду, что не все акты президента
следует рассматривать в
Постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).
В последние годы появился
качественно новый источник трудового
права - Социально-партнерские
Социальными партнерами здесь
выступают представители
На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны - работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.
Локальные нормативные акты. В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретают локальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.
Локальные нормы в большей
мере отражают особенности регулирования
трудовых и социальных отношений
на каждом конкретном предприятии. Они
разрабатываются
Другие классификации источников носят общепринятый характер11.
1. По форме акта источники
трудового права
Поскольку договорный характер
в регулировании трудовых отношений
приобретает все большее
2. По органам, принявшим
нормативный акт, источники
3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ - федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).
4. По степени обобщенности:
акты трудового
5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ - содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).
6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).
Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.
Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.
Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.
Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т.е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.
Специальные нормы могут
предоставлять дополнительные гарантии
работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться
особенности регулирования
Собственно, дифференциация
и приводит к необходимости разграничения
всех норм трудового права на общее
и специальное законодательства
о труде. Первое распространяется на
всех работников, независимо от их условий
труда и организационно-
В рамках изучения источников трудового права, необходимо рассмотреть роль актов высших судебных органов.
Конституционный Суд РФ,
Верховный Суд РФ нередко принимают
решения, оказывающие влияние на
правовое регулирование отношений.
Носами эти решения, постановления
не являются источниками российского
права в полном понимании этого
слова. Высшие судебные инстанции могут
решать вопрос конституционности того
или иного нормативного акта либо
обобщают судебную практику и дают
свои разъяснении, направленные на единообразное
понимание и применение норм права
при разрешении судебных дел. Они
осуществляют надзор за применением
законов нижестоящими судами. В случае
возникновения необходимости
Суды руководствуются
в своей практике в первую очередь
положениями Конституции и
Заключение
Итак, источники трудового права - нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты. Законы обладают наибольшей юридической силой по сравнению с другими источниками:
Информация о работе Понятие и виды источников трудового права