Понятие и виды отпусков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:46, курсовая работа

Краткое описание

Отпуска в полном объёме в настоящее время предоставляются не на всех предприятиях, чем нарушаются нормы трудового законодательства. Многие предприятия перешли в частные руки и являются субъектами предпринимательской деятельности. А целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. А реализация права трудящихся на отпуск требует от работодателей значительных материальных затрат.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об отпусках в трудовом праве РФ
§ 1. Источники правового регулирования отпусков
§ 2. Понятие и значение отпусков
Глава 2. Виды отпусков
§ 1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
§ 2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
§3. Отпуск без сохранения заработной платы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Трудовое право 2 курс.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

2) государственным гражданским  служащим (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации36");

3) с учетом стажа работы судьям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации37").

Со стажем непрерывной работы связано право на длительный отпуск педагогических работников.

Педагогические работники  образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (см. ст. 335 ТК, а также Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года38).

Если какими-либо нормативными актами, принятыми до введения в  действие ТК РФ, кроме федеральных  законов, предусмотрены дополнительные отпуска, которые не подпадают ни под одно из оснований предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных ч. 1 ст. 116 ТК РФ (вредные или опасные условия труда, особый характер работы, ненормированный рабочий день и т. д.), то такие дополнительные отпуска в настоящее время работодатели предоставлять не обязаны.

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать оплачиваемые дополнительные отпуска для работников (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.

Хотя ч. 2 ст. 116 ТК РФ прямо  этого не предусматривает, дополнительные отпуска могут быть установлены  не только коллективным договором или  локальным нормативным актом, но и, например, трудовым договором или соглашением (ст. 9 ТК РФ).

При предоставлении работникам дополнительных отпусков, которые установлены  соглашением, коллективным, трудовым договорами, локальными нормативными актами, следует  иметь в виду, что затраты работодателя на оплату таких отпусков не могут учитываться в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК - РФ), п. 24 ст. 270 НК РФ39).

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику  один раз не в календарном, а в рабочем году, который исчисляется с момента заключения трудового договора. Поэтому у каждого работника организации рабочий год индивидуален. Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый стаж.

Основной проблемой  в регулировании ежегодный оплачиваемых отпусков является многочисленность и  разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений. Помимо ТК РФ существует множество источников, регулирующих различные виды отпусков. Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках. Я считаю, что нужно систематизировать все законодательство об отпусках и принять единый федеральный закон о видах отпусков и порядке их предоставления.

 

§ 3. Отпуск без  сохранения заработной платы.

У каждого работника  в ходе выполнения трудовой деятельности могут возникнуть обстоятельства, когда  ему необходимо не работать несколько  рабочих дней (без оплаты) для  решения неотложных личных вопросов. Рассмотрим, как этот вопрос решается в трудовом законодательстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам  и другим уважительным причинам работнику  по его письменному заявлению  может быть предоставлен отпуск без  сохранения заработной платы, продолжительность  которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Следует обратить внимание на слова «может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы», т.е. в данном контексте работодатель рассматривает заявление работника, но не обязан его удовлетворить. Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решается работодателем. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также его продолжительность. Следует отметить, что продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена. Она определяется на взаимоприемлемой основе по договоренности между сторонами трудового договора, т.е. между работником и работодателем40.

За время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется место работы (должность). Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника. Однако необходимо иметь в виду, что в стаж работы, дающей право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 Трудового кодекса РФ), время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года, не включается. Специалисту кадровой службы организации целесообразно предупредить работника об этом заранее, т.е. до удовлетворения его просьбы и подписания соответствующего приказа по организации.

Отпуск без сохранения заработной платы должен предоставляться в интересах работника, то есть для удовлетворения возникших у него потребностей.

В соответствии с ч. 2 ст. 128 ТК РФ работодатель обязан на основании  письменного заявления работника  предоставить отпуск без сохранения заработной платы: 1) участникам Великой Отечественной войны продолжительностью до 35 календарных дней в году; 2) работающим пенсионерам по старости (по возрасту) - до 14 календарных дней в году; 3) родителям и женам (мужьям) военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением военной службы, - до 14 календарных дней в году; 4) работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году; 5) работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников - до 5 календарных дней; 6) в других случаях, предусмотренных ТК РФ, федеральными законами либо коллективным договором41. Перечисленным работникам работодатель обязан предоставлять неоплачиваемые отпуска установленной законом продолжительности в течение каждого рабочего года. Неиспользованные отпуска на следующий рабочий год не переносятся. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы перечисленным работникам до окончания рабочего года является обязанностью работодателя, оно не зависит от усмотрения работодателя. В связи с чем при отказе работодателя предоставить отпуск без сохранения заработной платы до окончания рабочего года перечисленные работники могут реализовать данное право самостоятельно, предупредив работодателя о времени использования отпуска в письменной форме не позднее чем за две недели.

В связи с изложенным можно выделить следующие юридически значимые обстоятельства, доказанность которых позволяет признать законным и обоснованным решение о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы. Во-первых, наличие добровольного волеизъявления работника на предоставление данного отпуска. Данное обстоятельство подтверждается исключительно письменным заявлением работника. Во-вторых, должно быть доказано наличие заинтересованности работника в использовании данного отпуска. Направление работников в неоплачиваемый отпуск по инициативе работодателя с оформлением заявления работника на предоставление этого отпуска влечет возникновение права на оплату данного времени как простоя не по вине работника.

В-третьих, должно быть доказано отсутствие обстоятельств, ограничивающих права работников, гарантированные  законодательством. В частности, работодатель не может предоставлять работнику  отпуск без сохранения заработной платы большей продолжительности, чем указано в заявлении работника. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы также должна быть определена по инициативе работника.

Недоказанность каждого  из перечисленных обстоятельств позволяет признать решение о направлении работника в отпуск без сохранения заработной платы незаконным и (или) необоснованным. Особенно данная проблема становится актуальна в период финансового кризиса. Отпуск за свой счет также используется работодателями с целью минимизации расходов на оплату труда. Принудительное предоставление отпусков за свой счет является противозаконным, оно осуществляется, как правило, тогда, когда работодатель не оформляет простой с целью экономии. В данном случае работнику следует обратиться в государственную инспекцию труда. Приняв заявление, письмо или жалобу, инспекция обязательно примет меры, чтобы восстановить нарушенные права. Например, инспекция может организовать проверку, выдать работодателю предписание об устранении нарушений трудового законодательства, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности.

Заключение.

 

В своей работе я рассмотрела  проблемы, связанные с регулированием правоотношений в сфере отпусков.

Как видно из работы, данная сфера сложна и многогранна. По многим вопросам, касающимся регулирования  правоотношений в сфере отпусков, издано и действует множество  нормативных актов. Это федеральные  законы, законы субъектов Федерации, постановления Правительства России и органов исполнительной власти субъектов Федерации, ведомственные нормативные акты и, наконец, нормативные акты работодателей. На сегодняшний день в сфере, регулирующей правоотношения по предоставлению отпусков, действует множество нормативных актов, изданных в разное время. Все эти нормативные акты действуют в части, не противоречащей Конституции России и Трудовому кодексу РФ. Общий принцип действия этих нормативных актов заключается в том, что они могут только расширять права работников по сравнению с правами, установленными Конституцией России и Трудовым кодексом РФ. При этом обязанность финансового обеспечения прав работников, закреплённых данным нормативным актом, ложится на орган, который его издал.

Во всём этом океане нормативных  актов простому работнику разобраться очень трудно. Поэтому зачастую большинству трудящихся не удаётся полностью реализовать свои права.

В данной ситуации объективных  возможностей полнее реализовать свои интересы значительно больше у работодателя, т.к. объективным законом рынка труда всегда является превышение предложения над спросом. Исключение составляют лишь редкие специальности, которые требуют от работника высокой квалификации.

Поэтому на защиту интересов  трудящихся должен стать Закон. Чтобы  реализовать эти нормативные акты, необходим жёсткий контроль со стороны государства, носящий сугубо императивный характер.

Для осуществления данного  контроля создана Федеральная инспекция  труда, полномочиям которой посвящена  глава 57 Трудового кодекса.

Необходимо усиление ответственности работодателей за нарушение норм трудового права.

Также необходимо принять  специальный закон об отпусках, в  котором будут систематизированы  многочисленные нормативные акты, ввести исчисление отпусков исключительно  в календарных днях. В ТК РФ желательно закрепить понятие отпуска.

В целом можно сделать  вывод, что на законодательном уровне права работников (в том числе  и право на отпуск) закреплены достаточно надёжно. Но реализация этих прав весьма проблемна. В связи с этим представляется целесообразным как усиление государственного надзора и контроля в указанной сфере, так и повышение ответственности работодателей за нарушение трудовых прав граждан (в том числе и права на отпуск).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)// Российская газета.-1993.-25декабря: Российская газета.-2009.-21 января.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (с изм. внесенными Федеральным законом от 12.11.2012 № 188-ФЗ) //Собрание законодательства РФ.-2009.№32.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КОаП РФ) от 30.12.2001г. №195-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 12.11.2012 № 192-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 2002, №1, 2009, №48.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000г. №117-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 28.07.2012 № 144-ФЗ) // Собрание законодательства РФ от 07.08.2000г. №32, №29.
  5. Федеральный закон от 27.06.2004г. №79-ФЗ «О Государственной гражданской службе Российской Федерации (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, №31, №30.
  6. Федеральный закон от 22.08.1995г. №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 28.08.1995г. №35, от 30.11.2009г. №48.
  7. Федеральный закон от 07.11.2000г. №136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 13.11.2000г.№46, от 27.07.2009г. №30.
  8. Федеральный закон от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ от 27.11.1995г.№48, от 27.07.2009г. №30.
  9. Закон РФ от 17.01.1992г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции от 17.11.1995г. (ред. от 28.11.2009)//Собрание законодательства РФ, 20.11.1995, №47; 28.11.2009 №303-ФЗ.
  10. Закон РФ от 26.06.1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 10.07.2012, с изм. от 19.11.2012г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, №30, №29, №45.
  11. Закон РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (с изм.) // Российская газета, №124, 01.07.1993г.; Российская газета №138, 29.07.2009г.
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2002 №724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений» (в ред. 16.07.2009 №576)// Собрание законодательства РФ, 2002, №40.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996г. №242 «О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями» // Собрание законодательства РФ, 1995, №47.
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996г. №391 «О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения вирусам иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей» // Собрание законодательства РФ от 08.04.1996г. №15.
  15. Приказ Минобразования России от 07.12.2000г. №3570 // Бюллетень нормативных актов. 2001. №11.
  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. №2 (с изм., внесенными Федеральным законом от 12.11.2012 N 188-ФЗ) // БВС РФ.2004 №6; 2007.№2.
  17. Бочарникова М.А. Время отдыха: постатейный комментарий к Трудовому кодексу РФ.-М.; Юринформцентр.-2004.
  18. Гусов К.Н. Трудовое право России: учебник/ К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова.-М: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004.-496с.
  19. Комментарии к ТК РФ / О.М. Буянова, К.Н. Гусов [и др.]; под ред. К.Н. Гусова – 7-е изд., перераб. и доп. –М: Проспект, 2008.
  20. Котко Е.А. Ежегодные и учебные отпуска: предоставление и оплата//Налоговый вестик.-2009.-№6.-447с.
  21. Миронов И.В. Правовое заключение по вопросу предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска за первый и последующие годы работы //Трудовое право.-2009.-№4.-864с.
  22. Михайлов И.А. Отпуска: порядок предоставления и оформления.-Москва. Вершина, 2008.
  23. Терехова Ю.К. Отпуска по новому // Трудовое право.-2007.-№2.
  24. Трудовой кодекс РФ – важный этап реформы трудового законодательства (Ю.П. Орловский, «Журнал российского права», №8, август 2002г.).
  25. Чижов Б.А. Продолжительность и условия предоставления отпусков без сохранения заработной платы// Право и экономика.-2007.-№11.

Информация о работе Понятие и виды отпусков