Принцип единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 20:36, контрольная работа
Краткое описание
Дифференциация правового регулирования означает отличия в правовом регулировании отдельных видов трудовых отношений. Она обеспечивает применение правовых норм с учетом как объективных факторов, которые характеризуют место работы и условия труда, так и свойств личностного порядка, касающихся самого работника. К объективным факторам относятся: отрасли экономики, условия труда, природно-климатические условия, характер связи между работником и предприятием, формы и виды собственности. Субъективные факторы проявляются в половозрастных и физиологических особенностях субъектов трудовых отношений.
Содержание
Единство в трудовом праве. Дифференциация правового регулирования. Межнациональная и внутринациональная диференциация. Содержание принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений по законадательству о труде Украины. Реализация принципа единства и диференциации правового регулирования трудовых отношений в индивидуальном и коллективном трудовом праве. Задача. Список литературы.
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО
Кафедра правовых и общенаучных
дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Трудовое право»
Вариант 5
Тема «Принцип единства и дифференциации
правового регулирования трудовых отношений»
Выполнил:
Студент грГРС-09
заочной формы обучения
Киприк Л.В.
Проверил:
Шульженко И.В.
Донецк 2013
План
Единство в трудовом праве.
Дифференциация правового регулирования.
Межнациональная и внутринациональная
диференциация.
Содержание принципа единства
и диференциации правового регулирования
трудовых отношений по законадательству
о труде Украины.
Реализация принципа единства
и диференциации правового регулирования
трудовых отношений в индивидуальном
и коллективном трудовом праве.
Задача.
Список литературы.
Единство и дифференциация
правового регулирования труда являются,
с одной стороны, особенностью метода
трудового права, а с другой стороны, особенности
метода определяют существование единства
и дифференциации правового регулирования.
Факторами, определяющими единство и дифференциацию
в трудовом праве, являются: разнообразие
субъектов трудового правоотношения;
задачи правового регулирования; особенности
метода правового регулирования. Единство
и дифференциация правового регулирования
существуют в неразрывной связи, и в определенном
смысле они образуют диалектическое проявление
единства противоположностей.
В основе единства правового
регулирования лежит принцип равенства
субъектов прав, закрепленный в ст.22 КЗоТ:
в соответствии с Конституцией Украины
какое бы то ни было прямое или косвенное
ограничение прав либо установление прямых
или косвенных преимуществ при заключении,
изменении и прекращении трудового договора
в зависимости от происхождения - социального
и имущественного положения, рассовой
или национальной принадлежности, пола,
языка, политических взглядов, религиозных
убеждений, членства в профессиональном
союзе либо ином объединении граждан,
рода и характера занятий, места жительства
не допускается. Равные права, в соответствии
с Законом «О собственности», имеют и предприятия
различных форм собственности. В науке
трудового права высказана мысль, что
единство правового регулирования состоит
в наличии общих правовых предписаний,
устанавливающих единообразное регулирование
трудовых и тесно с ними связанных отношений,
независимо от их вида и характера, а также
условий труда и особенностей субъектов
этих отношений, которые закрепляются
в Конституции Украины и других нормативно-правовых
актах.
Дифференциация правового регулирования
означает отличия в правовом регулировании
отдельных видов трудовых отношений. Она
обеспечивает применение правовых норм
с учетом как объективных факторов, которые
характеризуют место работы и условия
труда, так и свойств личностного порядка,
касающихся самого работника. К объективным
факторам относятся: отрасли экономики,
условия труда, природно-климатические
условия, характер связи между работником
и предприятием, формы и виды собственности.
Субъективные факторы проявляются в половозрастных
и физиологических особенностях субъектов
трудовых отношений.
Дифференциация правового регулирования
труда по категориям работников производится
различными правовыми способами: путем
включения в общие законодательные акты
о труде специальных положений относительно
только определенной группы работников
(например, в КЗоТ Украины являются отдельные
главы "Труд женщин", "Труд молодежи"),
принятие особых нормативно -правовых
актов, распространяются только на ту
или иную категорию работников (например,
постановление Кабинета Министров Украины
от 11 августа 1995 p. № 648 "Об условиях оплаты
труда лиц, работающих в горных районах";
Рекомендации о порядке предоставления
работникам с ненормированным рабочим
днем ежегодного дополнительного отпуска
за особый характер труда, утвержденные
приказом Министерства труда и социальной
политики Украины от 10 октября 1997 p. № 7
и др.).
В отдельных случаях
– путем исключения возможности
применения некоторых общих норм
законодательства о труде к
определенным категориям работников
(например, на государственных служащих
не распространяется норма о
запрете увольнения работника
по инициативе собственника или
уполномоченного им органа по
мотивам достижения пенсионного
возраста (ст. 11 Закона Украины " Об
основных принципах социальной
защиты ветеранов труда и других
граждан преклонного возраста
в Украине "), поскольку ст.23 Закона
Украины" О государственной службе
"установлен предельный возраст
пребывания на государственной
службе – 60 лет для мужчин и
55 лет для женщин (эти ограничения
не распространяются на лиц, избранных
на выборные должности в соответствии
с Законом Украины "О местном самоуправлении
в Украине")). То есть речь идет не только
о "положительной" дифференциации
(установление льгот, преимуществ, дополнительных
гарантий и т.д.), но и о "негативной"
(Установление некоторых ограничений,
изъятий из действующего законодательства
о труде в отношении отдельных категорий
работников).
Дифференциация проявляется
в установлении особенностей
приема и увольнения отдельных
категорий работников, регулирования
рабочего времени и времени
отдыха, льгот и преимуществ в
оплате труда; дополнительных оснований
прекращения трудового договора,
усилении дисциплинарной и материальной
ответственности и других особенностях.
Межнациональная
и внутринациональная дифференциация.
В соответствии
со ст. 9 Конституции Украины действующие
международные договоры, согласие на обязательность
которых дано Верховной Радой Украины,
являются частью национального законодательства
Украины. Если международным
договором или международным соглашением,
в которых принимает участие Украина,
установлены иные правила, чем те, которые
содержит законодательство Украины о
труде, то применяются правила международного
договора или международного соглашения (ст. 8-1 КЗоТ Украины). Таким образом, в
Конституции нашего государства и в Кодексе
законов о труде Украины закреплен принцип
приоритета международно-правовых норм
перед нормами национального
законодательства.
Субъектами международно-правового
регулирования труда являются ООН
и ее специализированный орган — Международная
организация труда (МОТ). Субъектами
международно-правового регулирования
труда могут быть различные объединения
государств: Совет Европы, Европейский
Союз.
Межнациональная дифференциация
трудового права. Этот вид дифференциации
вызван спецификой конкретных стран: экономического
и политического строя, социальной и производственной
структуры, правовой системы, степени
проникновения государства в экономику
и социальную жизнь, исторического развития,
культурных и бытовых традиций, остроты
социальных противоречий, организованности
и силы рабочего класса, состояния и активности
профсоюзного движения и т.п.
Межнациональные различия трудового
права проявляются главным образом в следующем:
специфика источников трудового права;
соотношение законодательства, коллективных
договоров и судебной практики, решений
трудового арбитража; специфика структуры
и полномочий органов управления трудом;
процедура заключения коллективных договоров,
их содержание и юридическая сила; правовое
положение профсоюзов в общенациональном
массштабе и в рамках предприятий: наличие
или отсутствие органов представительства
коллективов предприятий и объем их полномочий;
наличие или отсутствие представительства
работников в органах управления корпорациями
и характер такого представительства;
наличие или отсутствие общенационального
государственного минимума заработной
платы и порядок его изменения; существование
или отсутствие индексации заработной
платы; продолжительность рабочей недели
и ежегодных оплачиваемых отпусков; регламентация
индивидуальных и коллективных увольнений,
сверхурочных работ, отпуска по беременности
и родам, минимального возраста приема
на работу; особенности в регулировании
других условий труда.
Обращает внимание тот факт,
что некоторые вопросы получают аналогичную
или близкую правовую регламентацию во
всех индустриально развитых странах
или группе стран (например, забастовки,
коллективные договоры, увольнения, структура
заработной платы и др.).
Объективной основой тенденции
к унификации норм трудового права служит
процесс глобализации экономики, интернационализации
стоимости рабочей силы, международной
стандартизации условий ее применения.
Здесь проявляется также стремление к
уравниванию условий конкуренции на мировом
рынке.
Главными критериями типологической
классификации национальных систем трудового
права могут быть особенности источников,
их структура и соотношение; институционные
особенности производственной демократии,
в том числе правовое положение профсоюзов;
формы соучастия трудящихся в управлении
предприятиями и корпорациями; специфика
коллективно-договорного регулирования
труда, способы регулирования трудового
договора и условий труда.
Дифференциация трудового права
в зависимости от государственного устройства
различных стран. В странах, имеющих форму
федерации (США, Канада, Австралия, ФРГ,
Швейцария, Австрия), различается юрисдикция
в области труда и трудовых отношений
центральных (федеральных) органов и органов
членов федерации (штатов, провинций земель).
В унитарных государствах существует
единое, общенациональное трудовое законодательство,
но в странах с унитарным государственным
устройством, где имеется административная
авто-номия определенных областей (Италия,
Португалия, Испания), автономные области
по конституции вправе принимать акты
по труду, которые не должны противоречить
общенациональным трудовым законам. Однако
на практике принятие актов по труду автономными
областями в указанных государствах —
редкое исключение.
Внутринациональная дифференциация
трудового права.
В любой стране наряду с нормативными
установлениями, относящимися ко всем
рабочим и служащим, имеется немало норм,
применяемых лишь к определенным группам
работников, труд которых в большей или
меньшей степени подвергается особой
правовой регламентации. Такая дифференциация
трудового права в конечном счете определена
социальными и экономическими факторами,
воздействующими на его формирование
и развитие.
Наряду с субъективными факторами
(стратегия и политика правящих кругов,
различие в социальном весе, степени организованности
различных категорий трудящихся и т.п.)
на дифференциацию трудового права оказывают
влияние объективные факторы: специфические
производственные условия отраслей (например,
транспорта, атомной промышленности),
своеобразие в применении труда некоторых
категорий работников, общая экономическая
и хозяйственная конъюнктура, положение
на рынке труда, различия в стоимости рабочей
силы отдельных категорий работников
и другие обстоятельства социально-экономического
и иного характера. В реальной действительности
субъективные и объективные факторы, обусловливающие
дифференциацию трудового права, переплетаются,
действуя в одном либо в противоположных
направлениях.
Дифференциация трудового права
осуществляется в зависимости от субъективного
состава трудового отношения, сферы правового
регулирования, характера связи работника
и нанимателя. К первому направлению относится
дифференциация норм, регламентирующих
труд рабочих и служащих, мужчин и женщин,
взрослых работников и молодежи, ко второму
— специализация норм, определяющих особенности
правового регулирования труда государственных
служащих, работников сельского хозяйства.
Третье направление воздействует на правовое
регулирование труда работников, заключающих,
например, договоры на определенный срок.
Особой правовой регламентации
подвергается труд государственных и
частных служащих, работников железнодорожного
транспорта, атомной промышленности, шахтеров,
моряков торгового флота, докеров, летчиков,
сельскохозяйственных рабочих, домашних
работников, надомников, временных рабочих,
журналистов, артистов, учителей, торговых
агентов (коммивояжеров), профессиональных
спортсменов, иностранных работников.
Правовое регулирование труда
названных категорий работников часто
осуществляется в особых нормативных
актах и имеет специфику, относящуюся
прежде всего к вопросам продолжительности
и режима рабочего времени, трудовому
договору, способам оплаты, дисциплине
труда, порядку рассмотрения трудовых
споров и др.
Дифференциация трудовых норм,
с одной стороны, создает для некоторых
работников (например, для части государственных
и частных служащих) льготы в отношении
условий труда, порядка увольнения, пенсионного
обеспечения либо устанавливает ограничения
для забастовочной борьбы, заключения
коллективных договоров, усиливает дисциплинарную
ответственность (для государственных
служащих), с другой — снижает уровень
правовых гарантий для отдельных групп
трудящихся.
На Западе существует дифференциация
трудового права в зависимости от численности
работников предприятий; для малых1, а
частично и средних предприятий установлен
особый, льготный для их владельцев правовой
режим. Они освобождены от выполнения
ряда норм и положений трудового законодательства,
которые, как считает законодатель, чересчур
обременительны для них и могут привести
к банкротству и уходу из бизнеса. Обычно
на малые предприятия не распространяются
нормы, касающиеся гарантий занятости,
прав и полномочий профсоюзов, органов
трудового коллектива, некоторые стандарты
по охране труда. В Бельгии, например, существует
четкая дифференциация трудовых норм
в зависимости от размеров предприятий.
Производственный совет создается лишь
на предприятиях с числом работников более
100 человек, комитет по технике безопасности
и производственной санитарии — на предприятиях
с числом работников более 50 человек. В
ФРГ на малые предприятия (до 5 человек)
не распространяется законодательство
о производственных советах, о гарантиях
при индивидуальных увольнениях. Во Франции
и Испании комитеты предприятий не создаются
при численности работников до 50 человек.
Речь, таким образом, идет об адаптации
трудового законодательства к особенностям
малых и средних предприятий.