Роль и функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть роль и функции трудового права.
Объект исследования: роль трудового права на современном этапе функционирования труда.
Предмет исследования: законодательство, регулирующее трудовые отношения.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………….……3
1. Трудовое право России: теоретические подходы………………………...….6
1.1. Понятие и предмет трудового права…………………………………….….6
1.2. Метод трудового права…………………………………………………...…9
1.3. Система трудового права…………………………………………………..15
2. Роль трудового права на современном этапе
функционирования труда……………………………………………………20
2.1. Понятие и общая характеристика
принципов трудового права………………………………………….…….20
2.2. Роль трудового права, его цели и задачи………………………………….24
2.3. Функции трудового права…………………………………………………26
Заключение…………………………………………………………………...…49
Список использованной литературы……………………………………….….51

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и функции трудового права.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

Провозглашенная и гарантированная свобода труда, в свою очередь, является краеугольным камнем организации и функционирования российского рынка труда и в определенной мере всей рыночной экономики России. В этом смысле трудовое право опосредует весьма важные отношения в сфере рынка факторов производства, установления условий приобретения и использования такого рыночного продукта, как труд, осуществления производственной деятельности и распределения результатов труда и производства.

В-третьих, путем предоставления работникам так  называемых коллективных прав трудовое право создает возможность, с одной стороны, «смягчать» хозяйственно-экономическую власть работодателя в отношении работников, а с другой стороны, обеспечивает последних правовыми средствами реординационного (т.е. обратного) воздействия на работодателя. Использование этих средств, в свою очередь, позволяет влиять на содержание локальных нормативных актов, регулирующих коллективные отношения, и на экономические решения работодателя, затрагивающие коллективные и индивидуальные интересы работников. В рамках этой функции трудовое право по сути дела призвано нейтрализовать факторы, способствующие разжиганию классовой ненависти, чреватой угрозой перерасти в перманентную борьбу «труда и капитала», и в то же время стимулировать такие формы поведения участников общественного процесса труда, которые ведут к общественному согласию, классовому миру и в целом к гармонии в социально-трудовых отношениях.

Рассмотренная классификация, несомненно, обогащает  социальную картину функционирования трудового права, но все же не дает полного представления о специфических возможностях трудового права и не отвечает на вопрос: каковы результаты действия именно трудового права в окружающей нас действительности? Иначе говоря, социологический подход к определению функций права, дополняя юридический, безусловно, способствует углубленному пониманию социальной роли права, но не показывает экономических или производственных результатов действия права, что особенно важно для сферы трудовых отношений. Данную задачу, как представляется, помогает решать классификация функций трудового права, которую в свое время предложил А.С. Пашков.

При характеристике функций трудового  права он исходил из следующих  посылок.

1. Право  как надстроечное явление детерминировано  материальными условиями жизни общества. С изменением этих условий преобразуются и функции права; в этом смысле функции права производны от системы общественных отношений, облекаемых в правовую форму, а не от специфических свойств и содержания самого позитивного права.

2. Право – продукт сознательной деятельности людей, в котором выражена их воля, направленная на регулирование общественных от ношений в целях решения стоящих перед государством и обществом в целом (статутное право), коллективом и личностью (договорное право) задач; в этом смысле правовое регулирование является целесообразным, т.е. оно подчинено достижению определенных целей, которые ставят перед собой создатели права.

3. Право  является одним из элементов  структуры общества, оказывающих  влияние на другие составные части этой структуры41.

Исходя  из этих положений, А.С. Пашков пришел к  выводу о том, что функции права необходимо рассматривать в единой системе управления обществом и в неразрывной связи с экономическими, социальными, политическими и идеологическими факторами общественного развития. Соответственно, в качестве объективного критерия классификации основных функций права он предложил рассматривать виды общественных отношений, определяющие структуру общества. Под этим углом зрения были выделены следующие функции права: экономическая, социальная, политическая и идеологическая (воспитательная)42.

Нужно сказать, что такой концептуальный подход в принципе сохранил свою актуальность и сегодня. Однако материальные условия  жизни российского общества кардинально изменились, а вмести с ними, как и предполагал А.С. Пашков, преобразовались и функции трудового права, что в первую очередь коснулось его политической функции.

Достаточно  долгое время трудовое право нашей  страны действительно выполняло политическую функцию, что было вполне оправдано с точки зрения существовавшей тогда модели общественно-политического устройства государства. Известно, что система управления народным хозяйством СССР и, разумеется, РСФСР, строилась в годы социализма на принципах партийно-государственного руководства экономикой; ведущим был принцип всеобщности труда, в частности предполагавший, что труд на благо общества является делом чести и важнейшей конституционной обязанностью каждого советского гражданина. В таких условиях трудовое право не могло не выполнять политической функции, направленной на поддержание и развитие социалистического содержания труда, в котором общественные (государственные, общенародные) интересы превалировали над коллективными, а коллективные над личными.

Перемены, происшедшие в последнее десятилетие в России, привели к тому, что государство и общество отказались от принципа всеобщности труда, заменив его принципом свободы труда. Соответственно, изменилась и система приоритетов различных интересов: отныне каждый работник вправе в первую очередь заботиться о своих интересах и только затем – об интересах коллектива, общества и государства. Адекватно данным изменениям сам факт реализации способностей человека к труду стал расцениваться в качестве сугубо частного дела, самостоятельно решаемого отдельным индивидом. В этом смысле он перестал в принципе интересовать государство, в связи с чем и порождаемые данным фактом трудовые отношения утратили свою публичность, а значит, и политическое значение.

Система управления производством и трудом сейчас фактически разгосударствлена, департизирована и функционирует как область общественных отношений, свободная от прямого воздействия какой-либо государственной партийно-официальной идеологии. Следовательно, правовое регулирование трудовых отношений и, соответственно, трудовое право не выполняют ныне никаких политических функций43.

Сказанное, конечно, не означает, что российское трудовое право вообще прекратило осуществлять какие-либо идеологические функции. Не являясь носителем официальной партийно-государственной идеологии, оно в то же время не перестает быть идеологическим (т.е. нематериальным) явлением, которое выполняет функцию идеологического (воспитательного) воздействия на сознание участников общественного процесса труда. Однако в этом смысле действие трудового права мало чем отличается от действия других отраслей права, что не позволяет говорить о выполнении трудовым правом специфической, только ему присущей воспитательной44, или идеологической, функции.

Воспитательную, или идеологическую, функцию, точно так же, как нормативную, регулятивную, охранительную, распределительную и организационную, выполняют так или иначе все отрасли права. С этой точки зрения все они являются не отраслевыми, а межотраслевыми функциями, которые не могут рассматриваться в качестве основных функций какой-либо одной отрасли, в том числе и трудового права.

Для выявления основных функций современного трудового права следует воспользоваться  новейшими разработками в области  теории права, которые позволяют сделать вывод о необходимости комплексного подхода к понятию функций права. Сказанное в первую очередь означает, что данное понятие должно охватывать не только направления воздействия права на общественные отношения, но одновременно и само назначение права. При этом следует исходить из того, что социальное назначение права формируется из потребностей общественного развития в закреплении, регулировании или охране определенных отношений, а собственно направление правового воздействия является чаще всего результатом законодательной политики, которая концентрирует эти потребности и трансформирует их в позитивное право45. Следовательно, именно потребности общества в различных сферах (экономической, политической, социальной) предопределяют задачи, которые стоят на конкретном этапе общественного развития перед правом. Решение данных задач и происходит посредством реализации функций права.

Таким образом, взаимосвязь функций права  и стоящих перед ним задач  проявляется, прежде всего, в том, что само существование той или иной функции, а также ее содержание обусловлены характером соответствующей задачи или нескольких задач, которые могут качественно видоизменяться под влиянием объективных факторов (исторических, политических, социально-экономических).

С учетом изложенного функции трудового права можно определить как обусловленные потребностями общества основные направления его воздействия на предмет правового регулирования, которые призваны способствовать решению задач в области организации и применения общественного труда.

Нужно сказать, что перед каждой отраслью права объективно стоят свои специфические задачи, вытекающие из тех общественных отношений, которые составляют предмет данной отрасли. Основные направления воздействия отрасли права на собственный предмет и определяются стоящими перед ней задачами и способами их решения46. В этом смысле трудовое право, регулируя отношения в сфере общественного труда, вторгается в экономико-производственную сферу социальной жизни, в которой соединяются материальные, финансовые и социальные факторы производства. «Труд, – отмечал Р.З. Лившиц, – является той областью, где производственные и социальные факторы сливаются воедино, здесь, как в фокусе, концентрируются те проблемы и противоречия производства и социальных отношений, с которыми сталкивается любое общество»47.

Экономические и социальные факторы производства изначально не пребывают в состоянии гармонии, напротив, для них характерно наличие противоречий, вызванных противоположностью интересов участников производства. Эти противоречия свойственны и трудовым отношениям, которые составляют одно из элементарных производственных отношений общества, его первичную ячейку. В них работодатель, олицетворяющий предпринимательский интерес в результатах производства и труда, стремится в первую очередь к увеличению своей прибыли путем удовлетворения потребностей рынка. В то же время его наемный работник имеет интерес, прежде всего, к повышению своей заработной платы и улучшению условий труда. Интересы работодателя объективно составляют производственную сторону трудового отношения, а интересы работника – социальную. «Противоречие производственного и социального элемента - неизбежное противоречие, заложенное в природе трудового отношения, его генетическом коде»48. Причем необходимо подчеркнуть, что это противоречие, как справедливо подметили еще классики марксизма-ленинизма, обладает несомненными чертами антагонизма и касается практически всех сторон труда, включая его имущественную, организационно-управленческую и финансово-денежную сферы.

Поскольку общий интерес работодателя в труде состоит в максимально эффективном использовании или эксплуатации всех факторов производства, включая социальный, а общий интерес работников – в уменьшении испытываемого ими эксплуатационного прессинга, осуществляемого работодателем, постольку трудовое право объективно призвано способствовать поиску компромисса между производственным и социальным факторами.

В таких  условиях трудовое право объективно должно быть стратегически подчинено  достижению общей цели обеспечения  гармонического баланса экономического и социального факторов труда. На пути к ее достижению перед ним стоит необходимость решить две задачи: экономическую, состоящую в содействии нормальному функционированию рынка труда и развитию производства, и социальную, заключающуюся в защите интересов человека труда. Под этим углом зрения к числу основных функций, которые призвано осуществлять именно трудовое право, можно и нужно относить только две: экономическую, или производственную, и социальную, или защитную.

Экономическая (производственная) функция трудового права выражается в его воздействии на ту группу отношений, которые связаны с обеспечением эффективного функционирования рынка труда и реализацией интересов работодателей к повышению конкурентоспособности труда и производства, которое воплощается в максимизации собственной прибыли, получаемой, в частности, за счет роста производительности труда, увеличения его количества, улучшения качества, повышения интенсивности, укрепления дисциплины и т.п. Защитная, или социальная, функция выражается в воздействии на ту группу отношений, которые связаны с поддержкой на рынке труда лиц с пониженной конкурентоспособностью в труде и с защитой здоровья работников, их физических и моральных сил, интересов в улучшении условий труда, повышении заработной платы, участии в решении социальных вопросов производства и распределении прибыли и т.п.49

Экономическая функция свойственна трудовому  праву в той мере, в какой  оно призвано содействовать решению задач рынка труда и экономико-производственных вопросов, стоящих перед работодателем. Реализация этой функции производится главным образом путем:

- обеспечения  равенства и свободы труда  в соответствующем сегменте рыночной экономики;

- закрепления  в нормах трудового права материальных  стимулов труда работников к повышению эффективности производства;

- предоставления  работодателю санкционированных  правом полномочий в области  осуществления принадлежащей ему  локально-нормативной, правоприменительной и директивной власти по организации и управлению трудом работников.

В процессе реализации социальной функции трудовое право призвано:

1) создать  равные стартовые возможности  для осуществления различными  людьми своих способностей к  труду и установить юридические  гарантии реализации работниками своих социально-экономических прав независимо от расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 3 Декларации прав и свобод человека и гражданина50). Об этом, в частности, говорят ст. 3 и 64 ТК РФ, запрещающие какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от пола, расы, национальной принадлежности и отношения к религии. Из этих же соображений исходит и ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, фактически запрещающая какую бы то ни было дискриминацию при оплате труда;

Информация о работе Роль и функции трудового права