Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 05:01, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
дать определение пенсионной системы, раскрыть ее значение;
исследовать историю развития пенсионной системы России;
проследить эволюцию зарубежных пенсионных систем;
провести анализ состояния пенсионной системы России на современном этапе;
Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России
Понятие и значение Пенсионной системы РФ
История развития Пенсионной системы
Эволюция Пенсионной системы в мировой практике
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе
2.1 Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе
2.2 Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ
Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России
3.1 Концепция оптимизация Пенсионной системы РФ
3.2 Пути совершенствования Пенсионной системы в России
Заключение
Список литературы
Содержание
Глава 1. Сущность и история развития Пенсионной системы в России
Глава 2. Пенсионная система России на современном этапе
2.1 Анализ состояния Пенсионной системы на современном этапе
2.2 Основные проблемы и недостатки Пенсионной системы РФ
Глава 3. Совершенствование Пенсионной системы в России
3.1 Концепция оптимизация Пенсионной системы РФ
3.2 Пути совершенствования Пенсионной системы в России
Заключение
Список литературы
Введение
В цивилизованном обществе проблема накопления средств для обеспечения людей в старости перерастает из индивидуальной в общенациональную проблему, когда государство с социально ориентированной экономикой не может игнорировать проблемы материального обеспечения значительной части своего населения. Можно констатировать, что пенсионное обеспечение является одной из актуальнейших проблем, требующих скорейшего решения в нашем государстве.
Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, которое составляет свыше 25 – 30% населения любой страны
Таким образом, актуальность исследования пенсионной системы обусловлена тем, что вопросы пенсионной политики, так или иначе, касаются каждого из нас: и тех, кому уже назначена пенсия, и тех, кто будет претендовать на ее получение в будущем.
Известно, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и те же принципы, имеют специфические, характерны для данной страны национальные черты.
Специфика российской пенсионной системы обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей и переживает в настоящее время период осмысления, подвергается различным изменениям, направленным на совершенствование возложенных на нее целей и задач.
Целью данной работы является исследование и анализ пенсионной системы Российской Федерации, оценка недостатков пенсионной системы и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
При написании курсовой работы были использованы такие журналы как «Финансы и кредит – 2008 №10», «Финансы и кредит – 2008 №8», «Финансы и кредит – 2008 №30», «Страховое дело – 2007, август», «Человек и труд – 2007 №11 и тд, также учебники: Финансы, денежное обращение, кредит – 2006 автора Климович А.М., Финансовая система и экономика – 2004, автора Нестеров В.В., Желтов Н.С.
Глава 1. Сущность и история развития пенсионной системы
Попытки реформирования в области пенсионного обеспечения в Российской Федерации предпринимались с начала 90-х годов. Фактически эти попытки сводились к осовремениванию заработка, выплатам компенсаций и прочим весьма непопулярным мерам. Однако наличие достаточно низкого пенсионного возраста, большого числа льготников и «северян», возможность получения пенсии после достижения пенсионного возраста, соотношение числа активно работающего населения к числу пенсионеров, резкое снижения числа плательщиков взносов по сравнению с числом получателей пенсий при проводимых мерах не могло привести к значительному изменению уровня социальной защищенности неработающего населения.
Анализ сложившегося положения привел к единственному решению необходимости реформирования самой системы пенсионного обеспечения.
С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная пенсионная реформа с целью повысить уровень пенсионного обеспечения населения и обеспечить текущую и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы в условиях предстоящего серьезного ухудшения демографической ситуации. Пенсионная реформа, наряду с принятием Трудового кодекса, стала одним из наиболее значительных событий в социальной сфере России последних лет.
В результате реформирования пенсионная система в Российской Федерации - совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии - состоит из следующих частей1:
Существует большое многообразие пенсионных систем, различающихся спектром и определением пособий и методами финансирования: пенсия по старости, пособие по нетрудоспособности, пенсия по инвалидности, пособие по потере кормильца и т.д.
Пенсионный фонд является одним из самых важных и значимых по своим количественным параметрам среди фондов социального назначения. Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции.5 Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ. Денежные средства и иное имущество Фонда находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Средства ПФР формируются за счет:
Средства ПФР направляются на:
Целью создания фонда является государственное управление финансами пенсионного обеспечения и перераспределение средств. Для этого Пенсионный фонд:
Различают два основных типа пенсионных систем — распределительную и накопительную.
Распределительная пенсионная система предусматривает, что выплаты пенсионерам производятся за счет текущих доходов работающих. Финансовая база этой пенсионной системы основана на принципе солидарности поколений. Солидарность поколений заключается в том, что выплата пенсии производится за счет средств, перечисляемых в текущем периоде в качестве взносов экономически активного населения, а не за счет прошлых поколений.
При этой системе важнейшее значение имеет соотношение численности плательщиков взносов к численности пенсионеров, которое составляло: в странах с рыночной экономикой 2,2—2,4 работающих к 1 пенсионеру; в СССР соответственно 4 к 1; в РФ — 1,4 к I. На формирование этих пропорций влияет много факторов (войны, уровень экономического развития страны и др.).6
При распределительной системе размер пенсии зависит, прежде всего, от трудового стажа и среднего заработка. В СССР размер трудовой пенсии в сумме 132 руб. в месяц был достаточно высоким.7
Сложившиеся в Российской Федерации социально-экономические условия потребовали проведения пенсионной реформы:
Осуществление пенсионной реформы началось с утверждения Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, одобренной Правительством РФ. Концепция предусматривает переход к накопительным принципам финансирования трудовых пенсий и создание трехуровневой пенсионной системы.
Накопительная пенсионная система предусматривает, что работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплату пожилым людям, а накапливаются, инвестируются и вместе с полученными от инвестирования доходами в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
Первый уровень пенсионной системы образуют базовые (социальные) пенсии — выплачиваются тем, кто не имел возможности накопить необходимые средства в процессе трудовой деятельности.
Базовые пенсии в принципе должны предоставляться всем гражданам РФ и обеспечивать материальные условия жизни человеку при наступлении инвалидности, или по достижении пенсионного возраста, или в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Этот уровень полностью функционирует за счет бюджетных средств.
Второй уровень — трудовые (страховые) пенсии для всех лиц, работающих по найму и охваченных обязательным государственным пенсионным страхованием. Трудовые пенсии построены на принципе индивидуального финансирования пенсии каждым работником за счет процента от заработной платы и инвестиционного дохода.
Третий уровень — негосударственные
пенсии. Этот уровень пенсионной системы
может быть как обязательный для отдельных
категорий работодателей и работников,
так и носить добровольный
характер. Он должен позволить достигать
более высоких стандартов
пенсионного обеспечения. Этот уровень
находится в ведении
негосударственных пенсионных фондов.
Информация о работе Совершенствование Пенсионной системы в России