Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:24, контрольная работа
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).
1. Соглашения: понятие и виды. Порядок разработки проекта 3 соглашения, действие соглашений.
2. Право на забастовку и его ограничения. Порядок проведения забастовки, признание ее незаконной. 8
Задача № 1. 10
Задача № 2. 10
Список использованной литературы 12
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(наименование кафедры)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 5
______________________________
(наименование темы или номер варианта)
______________________________
«___» ____________20__г.
Содержание
Задача № 1.
Задача № 2.
Список использованной
литературы
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции (ст. 45 ТК).
1. Приведенное определение подчеркивает регулятивное значение соглашений, которые содержат нормы трудового права. В зависимости от уровня заключения соглашения устанавливают либо конкретные условия труда соответствующих категорий работников, либо общие обязательства сторон по обеспечению определенных трудовых прав и гарантий.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (ст. 46 ТК).
В соглашение могут включаться положения об оплате труда, развитии социального партнерства, условиях и охране труда, режимах труда и отдыха, других условиях труда, определенных сторонами (ст. 46 ТК).
Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица последних принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.
Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.
Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми) (ст. 45 ТК). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях. По выбору сторон могут заключаться и другие соглашения.
Генеральное и региональное соглашения по сложившейся практике заключаются на трехсторонней основе и, по существу, определяют основные направления социально-экономической политики и программу законодательных работ на период своего действия.
Межрегиональные соглашения являются новым видом соглашений, которые заключаются сравнительно редко.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение , заключаемое как на федеральном, так и на региональном уровне (на территориальном уровне такие соглашения заключаются довольно редко), определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон г. Москвы «О социальном партнерстве» предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.
Соглашения могут быть двусторонними — заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними — заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.
2. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Помимо общих правил проведения коллективных переговоров, предусмотренных ст. 37 ТК, стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения соглашения.
Особое внимание законодатель уделяет согласованию государственных интересов с интересами социальных партнеров. Это проявляется в установлении сроков заключения соглашений, предусматривающих бюджетное финансирование. Такие соглашения могут заключаться и часто заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики, других отраслей.
При финансировании из федерального бюджета соглашения должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ. При финансировании из регионального или территориального бюджетов соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов (ст. 47 ТК).
3. Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий 3 лет.
Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации), за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания (ст. 48 ТК).
4. Действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от участия представителей сторон в его заключении: соглашение распространяется только на тех работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на участие в коллективных переговорах по заключению данного соглашения.
Это означает, что члены соответствующего объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Работодатели, которых могут представлять органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 34 ТК), выполняют заключенное соглашение, если они уполномочили указанные органы на представительство своих интересов или если в соответствии с законодательством эти органы признаются их представителями в системе социального партнерства.
На работников действие соглашения распространяется, если они состоят в трудовых отношениях с работодателями, его заключившими.
Часть 3 ст. 48 ТК предусматривает специальные правила действия соглашения в отношении работодателей, прекращающих свое членство в объединении работодателей или вступающих в него. Для того чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами члена соответствующего объединения работодателей и ориентировать работодателей на ответственное отношение к взаимодействию с профессиональными союзами (их объединениями), закон устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Равно и работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, обязан соблюдать его положения.
В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.
После заключения соглашения (как правило, отраслевого (межотраслевого)) к нему могут присоединиться любые работодатели и профессиональные союзы (объединения профсоюзов). Такое присоединение оформляется соглашением сторон — работодателей и профсоюзов, желающих распространить действие соглашения на соответствующие организации. Присоединение к соглашению — добровольная процедура.
При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях.
Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности.
Предложение о присоединении к соглашению публикуется в официальных изданиях, например в «Российской газете».
Для решения вопроса о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится 30 календарных дней.
Если работодатель (работодатели) не ответил в течение 30 дней или согласился присоединиться к заключенному отраслевому соглашению, соглашение считается распространенным на него с момента официального опубликования предложения о присоединении.
Если работодатель в этот срок направил в Минздравсоцразвития России отказ присоединиться к соглашению (отказ должен быть представлен в письменной форме с приложением протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации по этому вопросу), представители работодателя и действующего у него выборного органа первичной профсоюзной организации могут быть приглашены для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Участие в консультациях обязательно. В этом случае вопрос о присоединении к соглашению полностью или частично решается на основе состоявшегося обсуждения.
Сторонам предоставлено право продлить действие соглашения на срок не более 3 лет. Такое решение должно быть принято по соглашению сторон.
Соглашение любого вида изменяется и дополняется в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила внесения изменений и дополнений могут быть определены сторонами в соглашении.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.
Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (ст. 406 ТК) либо работодатель (представители работодателя) или работодатели (представители работодателей) не выполняют соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора (статья 408 настоящего Кодекса), или не исполняют решение трудового арбитража, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй ст. 413 ТК в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.