Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 21:19, курсовая работа
Актуальность исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное состояние и анализировать процесс развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации.
Цель данной работы определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей становления гостиничного хозяйства России;
2. Сформулировать современные направления развития малого гостиничного бизнеса;
Содержание
Современная туристская индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей экономики.
Издавна гостиничное дело и туризм как две области общественной жизни были неразрывно связаны между собой. Постоянно мы становимся свидетелями того, как туризм влияет на развитие гостиничного дела и, наоборот, как от уровня гостиничного дела зависит развитие туризма.
Сегодня индустрия гостеприимства - это мощнейшая система хозяйства региона или туристского центра и важная составляющая экономики туризма.
В экономике современной России туризм занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы туризма в Российской Федерации является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли.
Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определенные задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.
Размещение — самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия — суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества — уважения гостя, торжества его приема и обслуживания.
Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма.
Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, мотелях, кемпингах и в других средствах размещения за вознаграждение.
Тема данной курсовой работы – «Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России».
Актуальность исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное состояние и анализировать процесс развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации.
Цель данной работы определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей
становления гостиничного
2. Сформулировать современные направления развития малого гостиничного бизнеса;
3. Рассмотреть понятие,
сущность и классификацию
4. Изучить особенности
организации малых гостиниц
5. Рассмотреть современное состояние, проблемы и перспективы развития малого гостиничного бизнеса в России;
6. Сформулировать выводы и предложения.
Цель и задачи исследования формируют структуру курсовой работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Во введении раскрывается актуальность, объект, предмет и цель исследования. В первой главе подлежит рассмотрению история развития и основные понятия в сфере малого гостиничного бизнеса. Во второй главе рассматривается теория организации малого гостиничного предприятия. Третья глава посвящена анализу состояния малого гостиничного предпринимательства в России. В заключении сформулированы итоги и сделаны выводы. В конце работы приведен список использованных источников и литературы.
При написании курсовой работы были использованы учебные пособия и научные статьи, все источники отражены в библиографическом списке в конце работы.
Становление и развитие гостиничного хозяйства в России делится на тир периода:
1. История средних веков;
2. Новая история;
3. Новейшая история.
Первый этап начинается с образования постоялых дворов на Руси в XII-XIII столетиях. Постоялые дворы именовались ямами и находились на расстоянии конного перехода друг от друга. С установлением в России регулярной почтовой и транспортной сети на конной тяге, вдоль почтовых трасс появились почтовые станции для государственного транспорта, служившие также и местом отдыха. В XV веке постоялые дворы объединилась с почтовыми станциями, образовав первые прототипы отелей. В крупных городах России начали создаваться гостиные дворы с меблированными комнатами, торговыми рядами, складами и лавками, которые, кроме размещения и питания, давали клиенту возможность осуществления коммерческих операций. Безопасность гостиных дворов обеспечивали стены и башни с въездными воротами. Существовали правила («скрой), регулировавшие функционирование гостиных дворов период средних веко.
Первые правила предоставления гостиничных услуг на Руси была созданы в XII столетии. Они устанавливали порядок взаимоотношений жителей двора между собой и с местным населением, определяли требования к поведению, осуществлению торговых операций и т.п. Большое значение имели меры по обеспечению безопасности (жизни, имущества, жилища).
Уже к XVIII столетию в России насчитывалось большое количество постоялых и гостиных дворов. В крупных городах к функциям таких предприятий прибавлялось ещё и предоставление места для торговой деятельности, осуществления коммерческих и купеческих договоров. Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному признаку. К примеру, в Москве существовали «английский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде - «немецкий», «голландский» гостиные дворы.
Развитие промышленности способствовало росту площади и численности населения городов, а расширение торговых и других связей между российскими городами и губерниями оказало благоприятное воздействие на развитие гостиничного хозяйства Российской империи. Во всех крупных городах к началу XIX столетия функционировали современные по тем временам гостиницы. В 1821 году вышло Положение, которое устанавливало правила содержания гостиниц, рестораций и трактиров. Теперь гостиницы предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд и напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц. Гостиницы строились быстрыми темпами.
В Москве к 1818 году насчитывалось семь гостиниц. На улице Неглинной открылась роскошная гостиница «Европа», которая в годы советской власти именовалась «Центральной». В Петербурге к началу XX столетия существовало уже более 320 гостиниц, а в целом по России у 1910 году их насчитывалось около 4600, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами. В 1878 году купец Н. И. Корзинкин организовал товарищество «Большая Московская гостиница», приобретает пятиэтажный дом с рестораном и садом.
Один из первых трактиров в новой истории развития гостиничного хозяйства в России – «Истерийский» - построили в Москве, в доме купца Шевалдышева в XIX веке. Отличительной особенностью московских трактиров являлась русская национальная кухня и складывающиеся практически в каждом трактире свои обычаи и традиции.
В дореволюционной России существовали трактиры, ориентированные на различные слои населения. К концу XIX - началу XX столетий в России под влиянием западной культуры развиваются кондитерские, кафе и рестораны. Москва в те времена славилась своими чайными, а Петербург - кофейнями, где подавали вкусные пирожные.
В начале XX столетия в России происходит крупное развитие ресторанного и гостиничного бизнеса. Среди развлечений клиентов - музыка, бильярд, петушиные бои. Обслуживающий персонал одевается в именную униформу, которая была различной в зависимости от типа заведения.
В новейшей истории развития представители гостиничного предпринимательства в 1990-е годы создали национальные ассоциации для укрепления своих позиций, для поддержки отечественного гостиничного хозяйства и защиты интересов национальных производителей гостиничных услуг. Российская гостиничная ассоциация была учреждена ГАО «Москва», Российской ассоциацией туристских агентств, АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др. В настоящее время РГА является членом Всемирной туристской организации и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса. В нее входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Рязани, Калининграда, Ярославля и других городов Российской Федерации.1
К концу 1990-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняют положение гостиничного хозяйства в РФ. В стране, при поддержке иностранного капитала, начинается формирование гостиничных сетей. Рынок гостиничных услуг ориентируется на западные стандарты. Отличительной особенностью развития гостиничного хозяйства стало внедрение иностранных гостиничных компаний из Австрии, Франции, США, Великобритании и других стран, а также привлечение иностранных инвестиций для реконструкции гостиниц в крупных городах и туристских центрах России. На российский рынок пришли международные гостиничные сети («Аккор», «Марко Поло», «Кемпински», «Мариотт», Холидей Инн» и другие), которые подняли стандарты обслуживания, ввели гибкую ценовую политику и усилили конкуренцию на рынке гостиничных услуг. Начинается строительство новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованиям международного туризма.
Функционирование гостиничного хозяйства России на современном этапе выявило наличие благоприятной тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах. Отечественный гостиничный рынок в последнее время лихорадит: появляются все новые управляющие компании, уже заявлены, по меньшей мере, пять национальных отельных брендов, а в течение последнего года сделано сразу несколько громких заявок на создание общероссийских сетей из десятков и даже сотен объектов размещения. Как полагают специалисты, владельцы российских гостиниц в большинстве своем пока не готовы к внедрению внешнего управления. Действительно, сегодня российские управляющие компании в гостиничном бизнесе в большинстве своем либо сами являются собственником управляемых объектов, либо представляют собой дочернюю организацию собственника.2
Гостиничное предприятие представляет собой базу любого туристского продукта. Размещение всегда входит в пакет услуг, какими бы ни были путешествие или отдых. Так уж устроен человек, что раз в сутки он должен отдыхать, должен иметь ночлег в месте пребывания. Эти основные услуги и оказывают гостиничные предприятия разного типа и уровня обслуживания. Поэтому наличие гостиничных предприятий в том или ином регионе, туристском центре значительно влияет на возможности приема туристов. Кроме того уровень и стандарты гостиничного обслуживания в значительной степени оказывают влияние на стандарты обслуживания туристов в целом.
Более простое для восприятия определение гостиницы: гостиница – это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых (комплексообразующими) являются в равной степени услуги размещения и питания.
К основным тенденциям развития предприятий индустрии гостеприимства, оформившимся достаточно четко только в последние десятилетия можно отнести следующие:
1. Углубление специализации гостиничного и ресторанного предложения;
2. Образование международных гостиничных и ресторанных путей;
3. Развитие сети малых предприятий;
4. Внедрение в индустрию гостеприимства новых компьютерных технологий.3
В последнее время наряду с традиционными отелями и ресторанами стали появляться специализированные предприятия с сокращенным набором услуг и блюд, ориентированные на обслуживание представителей определенного сегмента туристского рынка.
Как показывает практика, малые гостиницы в своем большинстве – это независимые гостиницы, находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления и использовании чужого знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
За последние несколько лет малые гостиницы стали лидером специализированных программ и маркетинговых исследований. Что же это за категория отелей и с чем связана их популярность? На сегодняшний день не существует строго определенных международных или национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров).
Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением. В этом отношении Россия находится ближе к Европе, хотя и наша страна переболела гигантоманией в ярко выраженной форме. Сейчас в России малой считается гостиница вместимостью от 10 до 100 номеров (средство размещения, не имеющее 10 номеров, гостиницей у нас не считается). В общей массе функционирующих на сегодняшний день отелей малые занимают очень скромное место: в Москве на их долю приходится чуть более 4%. Массовый туризм, диктовавший правила игры в сфере гостинично-туристских услуг, оставил множество «родимых пятен», и однотипность гостиничного продукта – одно из них.4
Информация о работе Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России