Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное состояние и анализировать процесс развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации.
Цель данной работы определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей становления гостиничного хозяйства России;
2. Сформулировать современные направления развития малого гостиничного бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 79.02 Кб (Скачать файл)

Но интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса проявляется не только в России. Определяется он изменениями в поведении основных потребителей гостиничных услуг, которыми, как известно, являются туристы.

Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома», что не исключает привнесения в быт гостей национального колорита. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и в России. Таким образом, появление малых гостиниц – ответ на возникший у туристов спрос на малые формы и домашний уют.

В Москве о малых гостиницах заговорили в начале 90-х годов. В это время на столичный рынок вышли такие отели как «Паллада» и «Вешняки», на 24 и 19 номеров соответственно.

Основные клиенты малых гостиниц – бизнесмены среднего класса, пребывание которых не требует обстановки престижных международных сетей. Как правило, эти клиенты нуждаются в умеренном комфорте, хорошей еде, чистоте и безопасности, и все это они находят в малых отелях. К этому добавляются приемлемые цены и особая обстановка уюта, которую трудно создать в гостиничных гигантах. Малые гостиницы имеют еще одно преимущество перед крупными отелями: они максимально приближают туристов к объектам показа, поскольку их легче внедрить в историческую среду города.5

Однако, имея небольшую вместимость, гостиница, соответственно, имеет невысокие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на моющие средства, на услуги прачечной и т.д.

Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным. Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны под давлением конкуренции она не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малая гостиница имеет только один путь – объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета. В России малые гостиницы уже сделали первые шаги на этой дороге, создав собственную ассоциацию.

Иным способом решения проблем малых гостиниц увеличение их вместимости. Оптимальным количеством номеров для малого отеля является примерно 80-90 номеров.6

Таким образом, сегмент рынка малых отелей не очень устойчив, несмотря на то, что определенная часть турпотока предпочитает его всем остальным. В таких условиях развитие малых форм предпринимательства, к которым смело можно отнести малые гостиницы, требует направленной поддержки со стороны органов центрального или местного управления.

 

1.4 Понятие и классификация малых гостиниц в России

 

Мини-гостиница (англ. guest house) - здание для проживания людей на период от одного дня до нескольких месяцев. Как правило, мини-гостиницы представляют собой большие квартиры, комнаты в которых переоборудованы в отдельные номера.7

Зачастую мини-гостиницы располагаются на первых этажах, что делается для удобства пребывания гостей. Однако бывают и исключения, когда номера располагаются на верхних этажах или же мансардах. В таких случаях постоялец получает удовольствие видеть город, в который он приехал, с высоты.

Мини-гостиницы, в отличие от обычных гостиниц, по количеству звезд классифицировать не принято. Их выделяют в отдельный класс. Поскольку мини-гостиницы по определению небольшие, то чаще всего они располагаются в центре города, в непосредственной близости от городских достопримечательностей. Большая часть гостиниц имеет собственную кухню, пользоваться которой может любой проживающий. Мини-гостинцу можно заказать по телефону или через интернет.

Виды мини-гостиниц:

1. Хостелы;

2. Собственно мини-гостиницы (до 10 номеров);

3. Бутик-отели;

4. Гостевые дома;

5. Мини-отели.

Категории номеров в мини-гостиницах:

1. Эконом;

2. Стандарт;

3. Улучшенный;

4. Полулюкс;

5. Люкс.

В классификацию малых гостиниц в зависимости от организационно-правовой формы, обеспечивающей деятельность гостиничных предприятий, входят гостиницы малой (до 100 номеров) вместимости, обслуживаемые акционерными обществами и гостиницы, как правило, много меньшей (до 50 номеров) вместимости, обслуживанием которых занимаются малые предприятия.

В случае обслуживания малых гостиниц малыми предприятиями последние подпадают под соответствующее законодательство и должны поддерживаться государством через льготные системы подготовки кадров, налогообложения, кредитования и т.п.8

Классификация малых гостиниц по объему и номенклатуре услуг является стандартной по принятой в России системе добровольной сертификации услуг и может включать в себя как небольшие эксклюзивные отели уровня «4 звезд» и выше для туристов-индивидуалов, так и более низких классов, предназначенные для размещения групп туристов, деловых людей.

К отдельным видам малых гостиниц могут быть отнесены мотели и кемпинги, а также размещение туристов в сдаваемом в аренду жилом секторе города, если данный бизнес выходит за рамки частной предпринимательской деятельности.9

По организационно-структурному параметру создаваемые в Российской Федерации малые гостиницы предполагается формировать, исходя из следующей классификации:

1. Малые гостиницы, создаваемые на базе вновь строящихся или реконструируемых зданий с привлечением зарубежных и отечественных инвестиций и, при необходимости, гостиничной компании; финансирование и обеспечение отселения жильцов или арендаторов из реконструируемых под малые гостиницы зданий возлагается на инвестора;

2. Малые гостиницы, организованные на базе действующих гостиниц малой вместимости городского подчинения;

3. Малые гостиницы, образованные на основе действующих многокорпусных гостиниц путем выделения отдельных корпусов с их реконструкцией и реструктуризацией;

4. Малые гостиницы, образованные на базе неэффективных ведомственных гостиниц и общежитий (с передачей, в случае необходимости, их имущества в городскую или муниципальную собственность), предусматривая выделение под малые гостиницы отдельных этажей и подъездов, их реконструкцию и предоставление их в аренду или лизинг гостиничным предприятиям по типу пункту 2. Спецификой деятельности именно этого типа малых гостиниц может стать активное участие в организации их создания и эксплуатации префектур города, обеспечивающее увеличение поступлений в местные бюджеты;

5. Специализированные малые гостиницы (мотели, кемпинги и т.п.) – создаются как на базе действующих гостиничных объектов, так и на базе сооружений из быстровозводимых конструкций с применением любой из вышеуказанных организационных технологий.10

При создании сети малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность для малого бизнеса, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере.

В частности, уже на начальном этапе реализации проекта по созданию сети малых гостиниц предусматривается:

1. Проектирование системы договоров на управление, обеспечивающих единые стандарты обслуживания, централизованные бронирование, загрузку, материально-техническое снабжение, рекламу, информацию и т.п.;

2. Создание организационно-экономического механизма создания и поддержки малых гостиничных предприятий в соответствии с Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства, включая разработку соответствующей законодательной и нормативной базы, комплектов учредительной документации для малых гостиничных предприятий, договоров аренды, лизинга и т.д.;

3. Целевая организация подготовки и повышения квалификации кадров для малых гостиниц.11

Как и все предприятия гостиничного бизнеса, малые отели также сегментируются на следующие классы:

1. Отели класса «люкс» отличаются большой численностью персонала и обеспечивают очень высокий уровень сервиса самым требовательным клиентам. Гостиницы класса «люкс» располагаются в центре крупного города; цены на размещение и услуги очень высокие, однако и условия проживания – элитные. Цена, как правило соответствует качеству - номера с дорогой отделкой, управление – по высшим профессиональным европейским стандартам. Такие отели обычно используют деловые туристы для деловых встреч: руководители корпораций, профессионалы высокого уровня, участники международных конференций на высоком уровне.

2. Отели высокого класса - обычно располагаются в пределах крупного города и имеют широкий набор услуг, качественно обученный обслуживающий персонал управляется профессиональной командой менеджеров и, соответственно, цены выше средних по региону. В номерах - дорогая мебель и оборудование, в отеле – просторное фойе и ресторан. Обычно в таких отелях останавливаются бизнесмены, участники конгрессов или индивидуальные туристы.

3. Отели среднего класса - размещены обычно в пределах города и предполагают типичный набор услуг. Тарифы – на уровне средних цен данного региона или чуть выше их. Команда управления подготовлена достаточно профессионально.

4. Отели экономического класса - обычно находятся вблизи городской черты, вдоль транспортных магистралей города, по которым легко доехать до центра. Цена за номер в таких отелях обычно на 30 –50 % ниже средней по региону. Эти гостиницы рассчитаны на бизнесменов и туристов, не нуждающихся в полном пансионе и стремящихся получить просто современный стандартный номер и расположенный вблизи ресторан с приличной кухней.12

Следует уточнить, что термин «экономический» указывает, что снижение стоимости услуг происходит не за счет снижения качества обслуживания, а за счет определённых факторов, таких как:

1. Экономия денежных ресурсов при строительстве отеля;

2. Упрощенная системы обслуживания и управления;

3. Стандартизации и систематизации гостиничного продукта за счет резкого снижения расходов на обслуживание.13

На современном этапе развития малого гостиничного предпринимательства в России именно малые гостиницы экономического класса имеют тенденцию гибко и быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру российского туристского рынка, экономически выгодны и быстро окупаются.

В качестве примера предприятия малого гостиничного бизнеса в России можно привести туристский комплекс, расположенный в одном из красивейших мест вблизи города Иваново, в центре «Золотого кольца». В комплексе предусмотрены двух- и трехэтажные коттеджи для размещения гостей, выполненные в национальном русском стиле; ресторан с русской кухней; русская парная; конноспортивный комплекс, позволяющий туристам получить навыки верховой езды, а зимой прокатиться на тройках в санях.

Чистый воздух, удивительная природа средне русской полосы создают неповторимый ансамбль гармонии человека и природы. Возврат к деревянным, экологически чистым домам для гостей, близость к природе, возрождение национальной кухни, здорового образа жизни, занятие конным спортом и туризмом на свежем воздухе – все это можно считать «симптомом» начинающегося выздоровления нации и возрождения духовности россиян.

Горный отель «Пик-отель», расположенный в поселке Красная Поляна, около Сочи, также может служить подтверждением оригинальности малых гостиниц. Гости «Пик-отеля» сравнивают его с большой ухоженной избой зажиточного русского крестьянина – настолько интересно и комфортно, в чисто русском архитектурном стиле он исполнен. На близлежащих к Красной Поляне горных хребтах почти круглый год лежит снег, поэтому окрестности этого поселка стали настоящей туристской «Меккой» для тех, кто любит спуски на горных лыжах с заоблачных высот, сплавы по своенравным горным рекам, или жаждет испытать острые ощущения полета на параплане.

Интересным представляется опыт по возведению мини-гостиниц для отдыха и лечения, например таких, как пансионат «Подмосковье» - очень уютный и тихий (туристы часто называют его виллой), рассчитанный на отдых небольшой, хорошо подобранной компании – создает теплую домашнюю обстановку. Пансионат «Подмосковье» рассчитан на одновременный отдых 43 гостей, построен в виде четырех этажного корпуса и напоминает архитектуру подмосковных усадеб. В пансионате комфортабельные номера со всеми необходимыми удобствами.

Именно такие небольшие гостиницы, расположенные на возвышенности, недалеко от крупных курортных городов, например, Сочи, да еще по соседству с такими знаменитыми парками, как «Дендрарий», имеют большое будущее. Они престижны, экономичны и пользуются спросом.

Следует отметить, что туристские фирмы в России стали ориентироваться на индивидуальный подход в организации отдыха небольших групп клиентов, с сохранением местного колорита, вкусов, привязанности к историческим, культурным и архитектурным традициям мест отдыха.

Привлекает внимание и малая гостиница в Рязани «Русская тройка» с пятью однокомнатными и пятью двухкомнатными номерами «люкс», президентским номером и апартаментами.

Здесь есть все для плодотворной работы и полноценного отдыха. Есть зал-бильярд, ресторан, где клиент может заказать все, что он пожелает, так как повара учились мастерству у очень авторитетных европейских мастеров- кулинаров. Все блюда в «Русской тройке» только их натуральных, экологически чистых продуктов. Также здесь можно попробовать элитные, коллекционные сорта вин и коньяков.

На Черноморском побережье Краснодарского края в последние годы также наблюдается бум строительства малых гостиниц. И это именно отели со всеми соответствующими атрибутами, а не дома на приусадебных участках, которые специально строят для сдачи отдыхающим, но в качестве гостиниц, конечно, не регистрируют.

Информация о работе Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России