Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики.
Цель курсовой работы – рассмотреть современное состояние и анализировать процесс развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации.
Цель данной работы определяет задачи исследования:
1. Ознакомиться с историей становления гостиничного хозяйства России;
2. Сформулировать современные направления развития малого гостиничного бизнеса;

Вложенные файлы: 1 файл

Туризм.docx

— 79.02 Кб (Скачать файл)

Сеть мини-отелей считается сегодня самым выгодным проектом, как в плане окупаемости, так и в плане выгоды вообще. Чем больше отелей планируется открыть в сети, тем больше падает средняя стоимость квадратного метра площади для их строительства: в случае с 5 гостиницами до 15 процентов, а с 10 отелями - на 20 процентов. Всё это помогает снизить срок окупаемости, в идеале он не должен превышать 5 лет, однако порой, в случае неграмотного управления, всё затягивается более чем на 10 лет. Вообще персонал гостиницы, не только управляющий, играет для мини-отелей куда большую роль, чем, скажем, для 4-5 звездных гостиниц, потому как мнение о них складывается, в первую очередь, по уровню человеческого сервиса.17

Персонал мини-отеля часто весьма сильно отличается от других гостиниц. Обычно это 1-2 человека, особенно в гостиницах с номерным фондом не более 10-15 единиц. Управляющими в таких отелях часто являются непосредственные их владельцы. Специалисты широкого профиля - еще одна особенность персонала таких гостиниц. Часто администраторы мини-отелей не только занимаются регистрацией клиентов, но и телефонной связью, вызовом такси, покупкой билетов и даже обменом валюты. Вообще, чем меньше гостиница, тем меньше людей необходимо для её обслуживания и соотношение персонал/номерной фонд в случае мини отелей - меньше единицы.

Питание, развлечения и наличие других услуг зависит от уровня малых гостиниц. Питание - один из наиболее спорных вопросов. Хотя гостиница, согласно своему статусу, должна предоставлять клиентам питание, это встречает множество препятствий со стороны СЭС и т.п. Часто кухня даже не указывается в плане гостиницы, а каждое помещение отеля имеет статус «меблированной комнаты». Редко где клиентам предлагается полное питание, не говоря о досуге.

Мини-гостиницы в Европе зачастую представляют из себя семейный бизнес, переходящий по наследству и управляемый всего несколькими людьми. Однако в России до этого еще очень далеко. Несовершенство законов финансовой и других сфер вынуждает руководство мини-отелей нанимать довольно большое количество сотрудников в управляющий сегмент персонала.

По последним статистическим данным российский рынок гостиничных услуг вырос более чем на 20%. Увеличивается количество людей, желающих путешествовать по собственной стране. После утомительного труда многие предпочитают отдыхать в уединенных красивых местах и выбирают малые отели, уютные пансионаты, креативные сельские гостиницы. И эта тенденция растет. Российские граждане, учитывая сложности, возникших в сфере международного туризма, и риски, связанные с разорением многочисленных туристических фирм, начинают отдавать предпочтение отдыху у себя «дома».18

В Европе и США малые отели пользуются широкой популярностью. Мировая гостиничная практика предлагает малоформатные гостиницы (до 20 номеров) в качестве достойной альтернативы крупным отелям. Под эти средства размещения можно успешно перепрофилировать и существующие здания, в том числе многоквартирные дома и коттеджи.

Сроки запуска малоформатного отеля могут быть значительно короче, а цены – значительно ниже (в среднем 50–100 $ в зависимости от места и комфортности) за счет более скромного сервиса и меньшего количества персонала, чем в крупных отелях.

В двух крупных городах – Лондоне (Великобритания) и Базеле (Швейцария) – реализована очень интересная модель мини-отеля. В комнате площадью 9 м2 путешественнику предлагают лишь самое необходимое: постель, окно, санузел.

Дополнительные услуги, такие как ежедневная уборка и телевизор, надо заказывать отдельно. А номер в центре Лондона стоит от 25 фунтов за ночь (для столицы Англии весьма дешево).

Для мини-гостиниц не существует общемировых норм и критериев оценки. В США, к примеру, мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе – до 50, в России – от 5 до 50. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах.

Главным факторов успеха мини-гостиниц, как правило, является хорошо развитая инфраструктура местности, в том числе транспортная доступность, наличие поблизости социально важных объектов (магазинов, офисов, мест отдыха и достопримечательностей).19

Малые гостиницы чаще всего называют «семейными», поскольку их содержат и обслуживают семьи, используя минимальное количество наемного персонала. Крупные отели не всегда предлагают домашнюю атмосферу и индивидуальный подход к гостю, которые может обеспечить малый отель.

На российском рынке активно продвигаются семейные гостиницы в Суздале, Санкт-Петербурге, Ярославле, Ростове, на Байкале, в Крыму, Карелии и других регионах России и СНГ, популярных сегодня для российских и зарубежных туристов. «Семейные» гостиницы в регионах, как правило, выполнены в русском стиле, находятся в живописных местах и предлагают разнообразные экскурсии и культурные программы.20

В нашей стране мини-отели различных модификаций наиболее популярны в двух туристических центрах – Санкт-Петербурге и Сочи, где встречаются гостиницы от 3 (есть и такие) до 20–30 номеров. Однако, по мнению консультантов, эффективен и надежен отель, в котором 50 номеров и больше.

Санкт-Петербург отличает длительная история создания мини-отелей как в дореволюционный, так и в советский период. В советский период это были ведомственные гостиницы на 20–30 номеров. Выкупив данные средства размещения в частную собственность, владельцы умело переустроили их, предав креативный характер.

В Москве сегодня функционируют 204 мини-отеля, с номерным фондом 3591.

Настоящий «бум» создания малых отелей можно наблюдать в Краснодарском крае, особенно на побережье Черного моря. Многие собственники жилья уходят от понятия койко-место, а начинают создавать мини-отели, гостевые дома. Благодаря комфорту проживания, умеренной ценовой политике и другим привлекательным условиям взаимодействия с клиентом, бизнес становится постоянным, принося доход не только в летнее время, но и целый год. Это выгодно и для региональных властей. Оформляя отели юридически, владельцы платят налоги, также можно осуществлять паспортный контроль лиц, приезжающих из других стран и регионов. Исчезают криминальные составляющие гостиничного бизнеса. Появление «цивилизованного» частного сектора дает возможность туристам выехать на отдых в любое время года.

Быстрыми темпами идет создание сети мини-отелей в Крыму, Калининградской области, местах религиозного паломничества. Особый интерес представляет опыт создания малых гостиниц возле озер Селигер, Байкал и др.

В малых отелях основными клиентами являются бизнесмены среднего класса, служащие фирм, молодежь, туристы. Их вполне устраивает умеренный комфорт, чистота и хорошее приветливое обслуживание. В таких мини-отелях есть возможность создать домашний уют, предложить прекрасную кухню, и многие приезжающие становятся постоянными клиентами, передавая «из уст в уста» рассказы о привлекательности этих средств размещения.

Они особенно удобны для командированных. Можно снять отель рядом с местом командировки, избавиться от ненужных переездов и сохранить время, которое можно потратить на экскурсии, театры и т.д. Культурную программу клиенту может заранее подготовить менеджер данного отеля.

Перечисленные тенденции гостиничного бизнеса в настоящее время очень неоднородны и противоречивы. Какие-то регионы хорошо освоены, некоторые находятся на зачаточном уровне развития, в частности Сибирь.

Многие предприниматели, пытаясь ускорить окупаемость своих гостиниц, повышают цены на предоставляемые услуги, что отталкивает клиентов, а иногда приводит даже к банкротству. При этом не следует забывают о том, что существует много других возможностей для повышения рентабельности малых гостиниц. Очень рентабельным компонентом развития малого бизнеса является семейный бизнес, который еще и передается по наследству. Дети уже в раннем возрасте получают профессиональные навыки ведения бизнеса, учатся добросовестно относиться к работе, людям и очень быстро становятся профессионалами своего дела. Кроме того, умелая реклама дает возможность сберегать материальные средства.

Сейчас на отечественном рынке в основном встречается вариант «мини-бутик-отель», оказывающий услуги класса «люкс». Это вызвано тем, что наличие небольшого количества номеров вынуждает владельцев гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать свой отель как эксклюзивный. По мнению же специалистов, Россия нуждается в гостиницах эконом-класса, где смогут останавливаться студенты, молодые путешественники, то есть та категория туристов, которая в нашей стране наиболее мобильна, но страдает из-за высоких цен в данной сфере бизнеса.

Но вместе с очевидными плюсами и перспективами развития у сектора малых средств размещения существует немало проблем.

Препятствием для развития гостиничного бизнеса в регионах является фактор высоких цен на недвижимость и землю: малый отель начинает окупаться через пять - шесть лет при благоприятных экономических условиях. Официальное оформление гостиничного бизнеса, перевод жилой недвижимости в нежилой фонд – самая сложная процедура. Она требует много времени, материальных затрат, приходится оплачивать неподъемные налоги на имущество. Россия уже имеет «печальный» опыт «резиновых» квартир и домов, существующих из-за отсутствия должной законодательной базы, разумных экономических регуляторов. Многие собственники стали на криминальный путь развития собственного бизнеса, нанося урон налоговой системе и вызывая недовольство окружающих.

При разработке планов рентабельности регионов, следует включать туда и планы по развитию малого гостиничного бизнеса, отдавая предпочтение помещениям, которые можно использовать под реконструкцию, ведь строительство «с нуля» оттягивает окупаемость отеля на несколько лет.

Имея небольшую вместимость, малые гостиницы не обладают большим объемом продаж. Владелец подобного отеля должен уметь маневрировать при изменениях конъюктуры рынка и искать различные формы экономии денежных средств, а именно: иногда это отказ от посредников, выход на добросовестных поставщиков, необходимость делать долговременные закупки и т.д. Работающий персонал должен быть «многопрофильным» и взаимозаменяемым.21

На современном этапе малое предпринимательство, в том числе и гостиничный бизнес, наталкивается на неполноту законодательной базы, бесконечные инструкции и распоряжения, которые не способствуют развитию малого гостиничного бизнеса.

Необходимо создать действенной системы помощи малому предпринимательству, так как только оно при благоприятных условиях может дать постоянный доход регионам.

Возникают противоречия между федеральными инструкциями и возможностями на региональном уровне. В настоящее время особенно важно сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов. Главное – устранить двойственное отношение к гостиничному бизнесу, четко определить его роль в экономической составляющей региона.

Особые трудности для развития малого гостиничного бизнеса создает оформление документации для регистрации объектов недвижимости. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ представители малых отелей должны представить в Инспекцию архитектурного надзора такой же пакет документов, как и для строительства большого жилого комплекса. Для легального согласования документации требуется около двух лет. В связи с этим многие владельцы ищут нелегальные способы взаимодействия с государственными структурами, что приводит к большим нарушениям и коррупции.22

Главная задача – это сокращение бюрократических преград на федеральном и местном уровнях, предоставление налоговых льгот для улучшения экономической стабильности регионов. Предприниматели перестанут скрывать свои реальные доходы, вести «двойную» бухгалтерию, уходя от криминального пути существования.

Следующая задача – создать возможность доступа малых отелей к финансовым ресурсам региона. Малый бизнес всегда страдает от нестабильности финансового рынка, а также дефицита капитала и возможности самостоятельно преодолевать трудности.

Большую помощь в решении данных проблем могут оказать специализированные консалтинговые фирмы. В данном случае проблема может быть решена за счет создания горизонтальных объединений гостиниц. Именно консалтинговые фирмы способны помочь установить финансовые взаимодействия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.23

Проекты создания мини-отелей будут особенно привлекательны для молодых предпринимателей, так как не требуют больших инвестиций и быстро окупаемы.

Необходимо обратить внимание и на следующий фактор, сдерживающий развитие малого гостиничного бизнеса. Это консервативное мышление большинства административного персонала, которое часто выступает (открыто или подспудно) против предлагаемых реформ и нововведений. Необходимо организовывать подготовку новых кадров и переподготовку уже имеющихся. Проблема – отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения – не менее остра, чем проблема несовершенства законодательства, потому что, во-первых, качество гостиничной услуги в первую очередь зависит от персонала, а во-вторых, создание малых отелей и управление ими требует особого мастерства, ведь каждый неэффективно потраченный рубль, так же как и каждый (подчеркиваю – каждый) невостребованный номер даже на одну ночь, существенно снижают доходность отеля.

Особое внимание в проблеме развития малых отелей следует уделять целевой подготовке и повышению квалификации кадров. В этом вопросе государство должно работать более тесно с частным сектором, обеспечивая методическую, методологическую основы, а также базис подготовки специалистов для эффективной ротации кадров среднего и младшего обслуживающего персонала, инженерно-технических работников, рабочих.24

Можно использовать опыт стран Европы, где малые отели занимают должное место в гостиничном бизнесе и пользуются большой популярностью.

Значимость мини-отелей для развития внутреннего и въездного туризма становится очевидной. Но, к сожалению, многочисленные административные барьеры сегодня затрудняют деятельность этих средств размещения.

В современный период для преодоления существующих проблем необходимо: усовершенствовать федеральное и региональное, а также налоговое законодательство в области малого гостиничного бизнеса, сформировать единую политику в распределении компетенций работы центра и регионов в сфере малого гостиничного бизнеса с учетом региональных особенностей развития данной сферы, обеспечить соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в малых гостиницах услуг.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе были освещены исторические моменты становления и развития гостиничного хозяйства в России, а также проведён анализ современного состояния и определены основные тенденции развития малого гостиничного бизнеса в Российской Федерации

В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты деятельности предприятий малого гостиничного бизнеса, понятие, сущность и классификация малых гостиниц, их особенности.

Информация о работе Анализ развития малого гостиничного бизнеса в России