Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 08:10, контрольная работа
В первой половине XIX в. несколько уменьшились масштабы перемещения нерусских народов. К началу века Россия по производству черных металлов стояла на первом месте в мире, а Урал давал 4/5 русского чугуна и железа. Производство металла на Урале росло, но существенно более медленно, чем в других странах. Важными видами транспорта в первой половине века был гужевой и водный. Основной дорогой являлся Сибирский тракт, по которому Россия была связана с восточными районами страны. С Урала в центр страны везут лес, лен, свечи, мыло, подносы, сундуки. Часть товаров шла, как и прежде, на Нижегородскую ярмарку, но металлы направлялись прямо к местам их потребления, сало — в Петербург, лес — на Нижнюю Волгу. Вверх по Каме везли хлеб, растительное масло, фрукты, табак, ткани, посуду, галантерейные товары.
Изменения в интерьере жилища не были слишком заметными. В избе почти четверть жилого пространства традиционно занимала огромная русская печь, глинобитная или кирпичная, возвышавшаяся в углу, направо или налево от входа. Более разнообразной стала мебель. Даже в крестьянских домах привычными были теперь стулья, табуреты, шкафы, кровати. Многие сельские и городские жители специализировались на изготовлении мебели. Особое развитие мебельное производство получает в Вятской губернии.
Предметы домашнего обихода крестьян
XIX в.
Отмеченные новые черты в интерьере и конструкции жилища наблюдались и у тех уральских народов (или отдельных групп этих народов) материальный быт которых имел много сходства с бытом русских. Правда, проявлялись они с меньшей интенсивностью и некоторым запозданием. При этом русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде манси, хантов, марийцев, удмуртов, татар и башкир. Известный фольклорист Н. Е. Ончуков, побывавший у манси, живущих на Вишере, так отзывался о их жилище: «Изба обыкновенная, с иконами, столом в переднем углу, с лавками по стенам и всей прочей совершенно русской крестьянской обстановкой».
Кожаная обувь и берестяная утварь жителей
Прикамья XIX в.
У марийцев Среднего Урала в домах от старого сохранялись, как правило, только две детали: окно на «кухне» (в кутном секторе) в стене под потолком и котел, «вмазанный» возле устья печи. Те из марийцев и удмуртов, кто жил на землях башкир, в быту испытывали сильное влияние последних. Они заимствовали многое из внутренней обстановки башкирского жилища. Значительную часть жилого помещения занимали нары, которые делались на высоте 10—11 вершков от пола во всю длину комнаты. Нары являлись обязательной и универсальной принадлежностью жилища тюркских народов. На них отдыхали, работали, держали сундучки с постельными принадлежностями.
Вместе с тем в домах зажиточных башкир и татар, живших на Среднем Урале, преобладающим становился русский вариант внутренней планировки: появились, как и в русских избах, полати над входом, западни для входа в поклет, лавки и полки вдоль стен. Имелись у них также кровати, стулья, столы, шкафы. Нары сохранялись дольше в отдаленных селениях и семьях бедняков.
Русская домостроительная техника продолжала распространяться в среде коренных народов Урала.
Одежда народов Урала сохраняла этническое своеобразие в большей степени, чем жилище. От русских в обиход мужчин-марийцев вошли штаны с широким шагом, рубахи-косоворотки, шубы с отрезной талией, темные кафтаны без отделки. Продолжался процесс сближения с русским костюма мужчин-коми, хантов, манси, удмуртов. Вообще мужская одежда включала больше заимствований, чем женская, причем процесс заимствований сохранял многосторонний характер. При этом переход на преимущественное ношение «чужой» одежды был характерен только для ассимилированных групп населения — для обруселых хантов и манси, обашкирившихся удмуртов и марийцев. Одежда башкир и татар менее других оставалась подверженной изменениям; взаимообмена в одежде у этих народов с русскими по-прежнему не наблюдалось.
Русское население в одежде в большинстве своем тоже оказывалось верным традиции. У женщин-крестьянок преобладал комплект с сарафаном. При безусловном господстве в быту заводского женского населения сарафанного комплекса немалая часть его начинает отдавать предпочтение новым формам одежды: парочке (юбка с кофтой) и платью, из верхней одежды — пальто, из головных уборов — наколке, шали, косынке; из обуви — башмакам. Жены и дочери заводских служителей, как и городской верхушки, выглядели, по словам очевидцев, «настоящими барынями». Мужья их носили сюртуки, жилеты, манишки, шинели и другую «общую европейскую одежду». Мужчины-рабочие ходили в суконных кафтанах, красных «александрийских» рубахах, сапогах со складками и сафьяновой оторочкой. Вместо крестьянских валяных колпаков на головах у них были круглые шляпы и фуражки.
Обычная пища у русских состояла из ржаного хлеба, щей, каши, капусты, редьки и свеклы. Собирали и широко использовали в пищу грибы и ягоды, в скоромные дни на стол подавались и мясные блюда. Традиционными блюдами для Урала были пельмени (от коми-пермяцкого «пельнянь» — хлебное ухо). Их делали мясными, грибными и рыбными. В первой половине века в крае распространяется картофель. Первоначально местное население отнеслось к нему враждебно. Однако вскоре его стали использовать для приготовления самых различных блюд. Массовым стало чаепитие.
Особым разнообразием отличался праздничный стол. На Урале, как и по всей России, умели весело отмечать календарные, храмовые, семейные праздники, любили ездить в гости и принимать гостей. К празднику наваривалось несколько бочонков разных родов пива: хмельного, постного, с душицей, со смородиновым листом и пр., делался запас вина, приготовлялись пироги с разнообразной начинкой, блины, оладьи, разные похлебки из мяса, жаркое (из говядины, баранины, молодой свинины и птицы), холодцы нескольких видов, сырники и пр.— до двадцати и более «перемен». Десертом чаще служили пряники, орехи, изюм, ягоды, варенные в сладком сусле.
Отдыхом и развлечением для молодежи были вечерки, супрядки, капустки. Вечерки устраивали обычно зимой, от Рождества до масленицы. Девушки собирались в доме, приносили с собой пряжу, шитье, вышивки, позже в дом приходили парни, начинались песни, игры, устраивалось нехитрое угощение.
Праздники играли важную роль в сближении народов, поскольку в праздничное общение нередко втягивались люди разных национальностей. Запретов на участие в нем по этническому признаку (как и по сословному, территориальному и пр.) не существовало.
Детей с раннего возраста приучали к труду. Уже в 5 — 6 лет мальчики ездили верхом, гоняя лошадей на водопой, в 8 — управляли лошадьми при вспашке и бороньбе. К 14 годам они уже хорошо владели топором, косой, серпом, молотили хлеб, могли пахать. Девочки с 6 лет пряли пряжу, пасли цыплят, с 10 лет шили одежду и жали хлеб, домовничали и нянчили своих младших братьев и сестер. В заводских поселках мальчиков в возрасте 10—12 лет посылали на разборку руд, а дальше их ждали работы на заводе.
Большое влияние на жизнь
Урала оказывало
Новый этап в истории просвещения России начался в первые годы века. В 1804 г. был принят университетский устав, положивший начало постепенной перестройке органов народного образования в России. Край вошел в состав Казанского учебного округа. На Урале создавались начальные школы (приходские училища) с годичным сроком обучения в губернских и уездных городах. Обучаться в них могли дети низших сословий. Финансирование возлагалось на городские и крестьянские общества. Второй ступенью школьной системы были уездные двухклассные училища, где преподавали грамматику, чистописание, закон божий, основы физики, геометрии, ремесел и рисования. Среднее образование давали гимназии. Здесь учились главным образом дети дворян и чиновников. Гимназии были созданы в 1808 г. в Перми, в 1811 - в Вятке, в 1828 г. - в Уфе. К середине века в них обучалось около 500 гимназистов.
Наряду со школами
системы министерства просвещения,
создаются школы министерством
внутренних дел, госимуществ, финансов,
удельного и духовного
Школы для обучения грамоте организовывало и мусульманское духовенство — низшего типа (мектебе) и более высокого типа (медресе). В мордовских, чувашских и коми-пермяцких селениях открывались начальные общеобразовательные школы удельными ведомствами и частными лицами.
Важным событием в культурной жизни Урала стало создание публичных библиотек, книгами которых могли за определенную плату пользоваться все желающие. Одной из первых была библиотека в Чермозе Пермской губернии, основанная в 1812 г. Позднее были созданы библиотеки в Сарапуле (1835), Уфе и Перми (1836), Вятке (1837), Кунгуре (1840) и другие.
В крае даже в первой половине века продолжало существовать местное летописание в таких центрах, как Чердынь, Соликамск, Верхотурье.
Появляется на Урале и книгопечатание. В 1792 г. в Перми возникла первая на Урале типография. В 1801 г. основывается типография в Уфе, в 1803 г.— в Екатеринбурге, а в 1827 г.— в Оренбурге, где с 1832 г. печатались книги на арабском языке. В 1838 г. в губернских центрах возникли «Губернские ведомости», с которых берет свое начало история провинциальной периодической печати на Урале.
14. Наука и техника
В первой половине века продолжается изучение природы Урала. И хотя Академия наук в это время не направляла на Урал ни одной экспедиции, его посетил целый ряд крупных ученых. В 1829 г. немецкий ученый-натуралист А. Гумбольдт, профессор А. Я. Купфер (1828), английский геолог Р. Мурчисон (1840—1841) и другие. Проводится большая работа по описанию геологических богатств края и его экономического потенциала. Здесь выделяются работы А. Ярцева, А. Дерябина, И. Германа. В 1825 г. в Екатеринбурге начинает работать Горное общество. По инициативе общества в городе создается в 1834 г. «Музеум», ставший вскоре одним из богатейших минералогических собраний мира.
В крае начинают формироваться кадры ученых-исследователей из числа местной интеллигенции. Многое было сделано уральскими инженерами и техниками. Л. И. Брусницын (1784—1857), работавший на Березовских золотых промыслах, в 1814 г. создал впервые в России экономически выгодную технологию добычи россыпного золота и разработал систему устройства для промывки золотоносного песка.
Паровоз Черепановых. Чертил А. Черепанов.
30-е годы XIX в.
Талантливые мастера Казанцев и Истомин, под руководством инженера П. Г. Соболевского, построили в 1816—1817 гг. два первых парохода, плававших по Волге и Каме. Крупный вклад в дело развития русской техники внесли крепостные нижнетагильские механики Ефим и Мирон Черепановы, построившие первый в России паровоз и паровую железную дорогу. Еще в 1824 г. Е. А. Черепанов построил первую на тагильских заводах паровую машину. В конце того же года они побывали в Петербурге и Швеции «для присмотра машин». После возвращения Черепановы приступают к изготовлению целой серии паровых машин, для чего открыли на Выйском заводе механическую мастерскую, производившую для всего Нижнетагильского округа машины и механизмы. Они строят, несмотря на большие трудности, в августе 1834 г. «пароходный дилижанец». Он перевозил по рельсам на расстояние 800 метров 3,5 т груза со скоростью 15 км в час. Первая в России железная дорога была построена на Урале на три года раньше Царскосельской. А на Полевском заводе в 1839 г. был построен паровоз для Царскосельской дороги, оказавшийся дешевле и лучше иностранных образцов.
15. Искусство
Развитие в первой половине века приобрела художественная обработка камня. Наибольшего расцвета достигает «русская мозаика» — изготовление изделий из малахита и лазурита. Делаются успешные шаги по дальнейшему развитию мозаичного искусства, в частности флорентийской мозаики, «резного художества» — искусство изготовления камней. Рождается новая отрасль изготовления «накладок»: пресс-бюваров, красочных натюрмортов из различных камней.
Успеху в развитии художественной обработки камня способствовало участие крупнейших русских архитекторов в создании проектов уральских изделий. Екатеринбургская гранильная фабрика работала по рисункам А. Воронихина, К. Росси, И. Гальберга, А. Брюллова, А. Тебенева, К. Тона. Вазы и чаши занимают первое место среди изделий фабрики. Именно в них с особенной яркостью и силой проявилось великолепное мастерство уральских камнерезов.
В 1814 г. в Златоусте началось строительство фабрики белого (парадного) оружия. Для первых изделий этой фабрики характерно влияние немецкой школы. Однако уральские художники смело вводят в художественное оформление не только орнаментальные мотивы, преобладавшие у немецких оружейников, но и сюжетные сцены. Значительное место в их композициях заняли батальные сцены, связанные с войной 1812 г. В 30—40-е гг. происходят заметные стилистические изменения: типичным становится стремление к чистой поверхности булатного клинка, а в 40—60-е гг. господствующее положение заняла художественная насечка. К числу выдающихся металлургов, работавших на Урале, относится и инженер П. П. Аносов. Ему удалось на Златоустовских заводах разработать новый способ получения литой стали и раскрыть секрет булата. Он явился основоположником отечественной металлографии.
16. Архитектура
В первой трети века российская
архитектура переживала расцвет. Это
связано с созданием
На Урале возводимые производственные здания и сооружения формировались в комплексы. Реконструкция заводов проводилась при активном участии архитекторов Горного ведомства. Реформа горного ведомства 1806 г. привела к учреждению должности архитектора горных заводов, горных округов и Главного правления горных заводов. Более 70 архитекторов внесли свой вклад в промышленное зодчество Урала. Наиболее крупными из них были М. Свиязев, А. Комаров, М. Малахов, В. Печенкин, С. Дудин, А. Вяткин, Л. Мальцев. Большинство из них окончили Академию художеств в Петербурге и были воспитаны на традициях классицизма.
Особенно следует выделить конторы Нижнетагильского (арх. А. Чеботарев) и Верхисетского заводов, здание Уральского горного правления в Екатеринбурге (арх. М. Малахов). Конторы заводов строились часто с портиками и завершениями в виде башен, предназначавшихся для сторожевой и противопожарной службы. Каждый из городов-заводов отличался самобытным архитектурно-художественным и композиционно-пространственным решением.
Информация о работе История развития Среднего Урала первой половины XIX в.