Корпоративная культура в туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности корпоративной культуры отеля «LazaHall».
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ проблемы корпоративной культуры.
2.Изучить особенности корпоративной культуры отеля «LazaHall».
3.Определить доминирующий тип корпоративной культуры преобладающий в отеле «LazaHall».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……...3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры……………………………….5
1.2. Функции, задачи и структура корпоративной культуры………………….....8
1.3. Основные методы формирования корпоративной культуры……………….18
1.4. Типы корпоративной культуры……………………………………………… 20
Вывод по главе I………………………………………………………………...….25
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ООО «LAZAHALL»»…………………………………………...….26
2.1. Организация исследования……………………………………………………26
2.2. Характеристика предприятия…………………………………………………27
2.3. Анализ результатов исследования типов корпоративной культуры «ООО«LazaHall»»……………………………………………………………….….28
Вывод по главе II…………………………………………………………………...35 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..38
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2 (2).doc

— 291.00 Кб (Скачать файл)

Саги — исторические повествования о выдающихся достижениях какой-то группы сотрудников компании или ее руководителей.

Легенды - пересказ реальных событий, приукрашенных вымышленными подробностями, в центре которых часто выступает герой или героиня.

Сказки - полностью выдуманные истории, мораль которых содержит намек на ожидаемое поведение сотрудников компании.

Символы и лозунги - запоминающиеся изображения и логотипы различных компаний.

  • материальные проявления культуры;

Артефакты - мебель, инструменты, приборы, приспособления.

Оформление физического пространства распространяется на здания, открытые пространства, расположение офисов. Например, замена 4-местных столов в кафетерии компании на 6-местные расширяет возможности для знакомств и разговоров сотрудников разных отделов компании.

К символам могущества компании относится возможность некоторых фирм предоставлять своим сотрудникам корпоративные автомобили, оплачивать транспортные расходы, давать дотации на отдых сотрудникам и членам их семей. Другие символы включают размер и расположение офисов, престижную меблировку, стиль одежды и презентабельность сотрудников.

  • язык общения;

Почти все организации  используют свой собственный язык общения, изобилующий профессиональными  или производственными терминами, аббревиатурами, жаргонными словами. Узнав этот язык, вновь пришедшие сотрудники поддерживают, сохраняют и развивают его. Часть корпоративного языка создается организаторами компании для отражения ее корпоративных ценностей. [12]

По отношению к  внешнему миру элементы корпоративной культуры разделяются на следующие:

1. Субъективные элементы корпоративной культуры, истории об организации и лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д.

2. Объективные элементы корпоративной культуры: месторасположение организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, стоянки для автомобилей и т.д. [1]

Ф. Харрис и Р. Моран  предложили выделить десять содержательных характеристик, свойственных любой корпоративной культуре:

  1. Осознание себя и своего места в организации;
  2. Коммуникационная система и язык общения;
  3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе;
  4. Привычки и традиции, связанные с приемом и ассортиментом пищи;
  5. Осознание времени, отношение к нему и его использование;
  6. Взаимоотношения между людьми: влияние на них социально-демографических характеристик (пол, возраст, национальность и т.д.);
  7. Ценности и нормы;
  8. Мировоззрение: вера справедливость, успех, свои силы, руководство;
  9. Развитие и самореализация работника;
  10. Трудовая этика и мотивирование. [4]

Корпоративная культура — понятие многогранное, итак, к элементам корпоративной культуры относятся общие для сотрудников компании ценности, убеждения и нормы, которые выражаются в форме символов, преданий, девизов и церемоний и героев фирмы. Какие именно образы и объекты будут олицетворять культуру компании, определяют менеджеры. [21]

 

 

    1. Основные методы формирования корпоративной культуры

 

Бочкарев А.В. выделяет четыре этапа формирования корпоративной культуры:

    1. определение миссии организации, базовых ценностей;
    2. формулирование стандартов поведения членов организации;
    3. формирование традиций организации;
    4. разработка символики. [25]

При этом используются следующие базовые методы:

  • Определение существующих элементов корпоративной культуры предприятия;
  • Разделение существующие элементов корпоративной культуры на положительные и отрицательные;
  • Определение желаемые элементы корпоративной культуры предприятия;
  • Развитие и поддержание существующих положительных элементов корпоративной культуры, устранение существующих отрицательных и принятие мер по формированию новых желаемых элементов корпоративной культуры. [25]

Среди методов формирования желаемых элементов корпоративной культуры следует отметить следующие:

1. Декларируемые менеджментом лозунги;

2. Ролевое моделирование, выражающееся в ежедневном поведении менеджеров, их отношении и общении с подчиненными.

3. Внешние символы.

4. Истории, легенды, мифы и обряды.

5. Что (какие задачи, функции, показатели и т. д.) является предметом постоянного внимания менеджмента.

6. Поведение высшего руководства в кризисных ситуациях.

7. Кадровая политика организации. Это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы. [23]

8. Обеспечение прямых и обратных информационных потоков. Руководитель должен информировать сотрудников о задачах предприятия, функциях персонала, проводимых мероприятиях и т.д. Использование информации, идущей от исполнителей, коллег, широких масс трудящихся, поможет руководителю лучше ориентироваться в сложившейся ситуации, своевременно принимать меры, касающиеся сферы его деятельности. [19]

9. Регламентация деятельности сотрудников предприятия. Предполагает создание двух документов: корпоративных правил – декларацию принципов взаимоотношений предприятия и сотрудника, подробное описание всех возможных ситуаций. [24]

10. Применение методов мотивации, включающих экономические (размер зарплаты, надбавок и компенсаций), административные (перевод на другую работу, увольнение) и психологические (одобрении, похвала). [23]

11. Регулирование конфликтов, возникающих в коллективе посредством педагогических (беседы с конфликтующими сторонами) или административных методов (применяются в случае неэффективности педагогических методов). [11]

На формирование корпоративной  культуры влияют факторы:

  1. Внешней адаптации;
  2. Внутренней интеграции.

К факторам внешней  адаптации относятся следующие:

    • Миссия и стратегия;
    • Цели (установление и внутреннее принятие их работниками);
    • Средства (ресурсы, используемые для достижения целей);
    • Контроль (установление индивидуальных и групповых форм);
    • Корректировка поведения (система поощрения и наказания).

Среди факторов внутренней интеграции необходимо отметить следующие:

  • Общий язык и концептуальные категории (выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций);
  • Границы организации и критерии вхождения и выхода из нее;
  • Власть и статус;
  • Личностные отношения (формальные и неформальные);
  • Награждения и наказания (определение базовых);
  • Идеология и религия;

На всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль  поведения) во многом определяют культуру организации. [26]

Формирование корпоративной  культуры, а тем более изменение  уже существующей на предприятии  – сложная и многоаспектная задача. От ее решения во многом зависит успешность бизнеса. [17]

 

1.4. Типы корпоративной культуры

 

Как мы видим, корпоративная культура явление очень многогранное, имеющее  достаточно сложную структурную  организацию, а потому ряд авторов  предложили типологию корпоративных  культур.

Модель английского специалиста  в области менеджмента Ч. Хэнди описывает четыре типа корпоративной культуры:

Авторитарная культура (культура власти). Значительную роль играет лидер, полностью распоряжающийся всеми ресурсами. Организация характеризуется жесткой иерархической структурой, набор и продвижение персонала осуществляются по критериям личной преданности.

 Бюрократическая культура (культура роли). Характеризуется строгим функциональным распределением ролей и специализацией участков. Этот тип организаций функционирует на основе системы правил, соблюдение которых должно гарантировать ее эффективность, разделять работу и власть, разрешать конфликты. Основным источником власти являются положение в иерархической структуре.

Культура, ориентированная на задачу. Данный вид культуры сориентирован, в первую очередь, на решение задач, на реализацию проектов. Эффективность деятельности организаций с такой культурой во многом определяется высоким профессионализмом сотрудников и кооперативным групповым эффектом. Большими властными полномочиями в таких организациях обладают те, кто в данный момент является экспертом в ведущей области деятельности и кто обладает максимальным количеством информации.

 Культура, ориентированная на человека. Организация с данным типом культуры объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. В этой культуре личность находится в центре; если есть некоторая структура и организация, она существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнения собственных интересов без какой-либо цели. Этот тип культуры обнаруживается не везде, однако, многие отдельные лица придерживаются некоторых его принципов.

В чистом виде подобные типы культур встречаются редко, зато может иметь место их наложение, и тогда образуются культуры смешанного типа, или «дифференцированные» культуры». [9]

Другая модель была предложена А. Вилдавским. В данной модели используются два четких критерия, определяющих тип культуры: первый это «сила границ группы» (хорошо сплоченная, рыхлая или полностью разобщенная); второй - «количество и разнообразие предписаний для действия» (инструкции как вести себя).

Согласно таким критериям  существует четыре основных типа корпоративной  культуры:

Апатичная. Связи в группе слабые, существует много предписаний, из-за чего культура группы или организации имеет тенденцию к апатии или фатализму.

Соревновательная, индивидуалистическая. Связи в группе слабые, предписаний мало и потому в коллективе царит конкуренция.

Иерархическая, коллективистская. Связи в группе прочны и существует много предписаний, как вести себя, что порождает сильную организацию с четкой структурой и определенными линиями коммуникаций и команд.

Эгалитарная. Если связи в группе прочны и существует не так много предписаний, культуре свойственна тенденция быть эгалитарной. Планирование в такой организации принимает коммуникативный характер, соединяя действующих лиц и помогая им проводить изменения».

Куин К. предлагает типы корпоративной культуры:

Адхократическая культура. Организация с такой культурой - динамичное, предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы идти на риск, подчеркивается необходимость деятельности на переднем рубеже.

Рыночная культура. Организация ориентирована на результаты, главной заботой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремлены и соперничают друг с другом. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Данный тип ориентирован на внешнее окружение, в основном внимание организации фокусируется на операциях с внешними клиентами.

Иерархическая культура. Очень формализованное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Заботы организации состоят в обеспечении стабильности и показателей плавного хода выполнения операций.

Клановая культура. Дружественное место работы. Организация держится вместе благодаря преданности и традиции. Высока обязательность организации. Она придает значение высокой степени сплоченности коллектива и моральному климату. [1]

Тромпенаарс Ф. отмечает, что при выделении характера или типа корпоративной культуры особенно важны три аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, определяющая начальников и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее предназначении и целях, а также о своем месте в ней.

Для выделения различных  типов корпоративных культур  Тромпенаарс Ф. выделил такие параметры, как «ориентация на человека (личность) или ориентация на задачу (цель), равенство или иерархия» [17], и на их основе выделил следующие виды корпоративных культур:

Семья. Эта культура одновременно очень личная и иерархическая. Такая культура ориентирована на власть, где руководитель считается главным и заботливым отцом, который лучше подчиненных знает, что принесет пользу. Предпочтение отдается субъективным взглядам, а не объективным данным. Мотивацию работников может усилить скорее похвала и признательность, чем деньги. Работники имеют тенденцию рисковать вместе и способны достаточно хорошо действовать в ситуации неопределенности.

Информация о работе Корпоративная культура в туристской индустрии