Краеведческие экскурсии в наччальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 22:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: углубление, расширение и развитие знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
Объект исследования – организация и проведение краеведческих экскурсий.
Предмет исследования – изучение краеведческой экскурсии по «Окружающему миру» в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ФОРМЫ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……....................6
1.1. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ…………………………..................6
1.2.МЕСТО ЭКСКУРСИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»………………………………………........................................................11
1.3.ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ………………….....................................................13
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОГО ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА…………………………………………...18
2.1. ОСОБЕННОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ…………………18
2.2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya.docx

— 2.00 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

Конспект проведения краеведческой экскурсии в музей.

Тема экскурсии: «Изучая свои истоки»

Цели экскурсии:

  1. Углубление, расширение и развитие знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
  2. Формирование правил поведения в музее.
  3. Развитие наблюдательности, мышления, памяти.

Оборудование: тетради, блокноты, ручки, карта маршрута, фотоаппарат, видеокамера.

Подготовка  учителя к экскурсии. Учитель изучает место будущей экскурсии и, маршрут, намечает объекты, на которых необходимо остановить внимание детей, уточняет их название, определяет места остановки для наблюдений и сбора материала, задания для организации работы учащихся. Предварительно составляется план экскурсии, разрабатывается содержание и подготавливаются карточки-задания для учащихся.

Подготовка  учащихся к экскурсии. Перед экскурсией учитель проводит инструктаж о правилах поведения, в музее обращая внимание на то, что следует передвигаться бесшумно, разговаривать не громко и обсуждать. Для того чтобы ознакомиться с каким-либо экспонатом, не нужно вставать перед другими посетителями.

Затем сообщается тема и  цель экскурсии и проводится предварительная  беседа по следующим вопросам.

1. Что такое музей?

2. Что мы можем там  увидеть?

3. Какие бывают музеи?

 

 

Ход экскурсии:

  1. Рассказ учителя.

Дорогие ребята! Поселок  турки – это ваш родной край. Он знаком вам с раннего детства. Здесь вы научились ходить, говорить, видеть прекрасное. И сейчас окруженные заботой, растете, познаете науки, учитесь  быть достойными гражданами своей Родины.

Вам очень повезло, потому что Турки – замечательный  уголок земли с неповторимой по красоте  природой.

И сегодня я хочу подробнее  вам рассказать о возникновении  нашего поселка Турки.

На берегу Хопра красивы

Турки! Поля окрест.

Начало для меня России

Идёт из этих мест.

Прародительница нашего поселка  – д. Рысья. Она возникла в 1723 году.

Петр I пожаловал эти плодороднейшие земли победителям в русско-шведской войне.

Откуда же, как вы думаете, взялось название деревни - Рысья?

Под горой, где, видимо, обосновались поселенцы, точнее – первопоселенцы, до сих пор течет речушка Рысь, бег которой напоминает движения этого зверя из семейства кошачьих.

Затем к концу 30-х годов  XVIII века деревня выросла в село Богородское. В это время здесь построили первую церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы.

Во II половине XIX века появилось название Турки. Откуда оно? «Село старинное. Около него есть Туркина гора. Здесь в старину будто бы жили турки» (по приданиям).

Итак, наш поселок возник в урочище Турковой горы у реки Хопёр.

Если говорить о геологическом  происхождении, то сложную историю  пережила наша область в далеком  прошлом. Её территория не раз заливалась морем. Туркова гора  ледникового  происхождения. Порода принесена ледником. Давно, очень давно, западная часть  Саратовской области подвергалась обледенению. Огромный ледник в несколько сотен метров толщиной и в стони километров шириной пришел с севера и покрыл большую территорию. НА своем пути он разрушил скалы в Финляндии и у Ладожского озера. Глыбы падали на ледник и двигались с ним на юг. Когда же лед растаял, они остановились на полях. Геологи называют их ледниковыми валунами. Если посмотреть на рельеф Турковского района, он такой, какой свойственен тем участкам Русской равнины, где проходил ледник. В оврагах можно встретить большие глыбы красного гранита, принесенного из Карелии и Финляндии. При дальнейшем изучении стенки дорожной выемки (Туркова гора) и оврагов на северной окраине села можно прочитать всю историю наступления льдов на Турковский район. Еще до подхода ледника к тому месту, где сейчас стоят Турки, по ложбинам устремились потоки талой воды, вытекающей из под ледника: они заполнили ложбины песком и мелкой галькой. Потом уже ледник оставил на этом месте большие скопления принесенных им пород, которые сохранились на этом месте до настоящего времени в виде разнообразных форм холмов.

  1. Осмотр экспонатов, фотографий, архивов.
  2. Практическая деятельность: фотографирование
  3. Выводы:

Важно каждому из нас ощущать  себя частицей живущего во времени  человечества, знать кто «я» и  как мое «я» связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное  и самое трудное: участвовать  в развитии общества с учетом дыхания  прошлого и настоящего.

Знать историю – это  и осмысливать прошедшее, и ощущать  и видеть развитие общества, направление  на поиск новых благородных форм жизни, счастья для людей, живущих  на земле.

  1. Как первоначально назывался наш поселок?
  2. Почему так его назвали?
  3. По какому приданию появилось название Турки?
  4. Откуда взялась Турковая гора?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Краеведческие данные о р.п. Турки

Турковский район Саратовской  области расположен на юго-востоке  Русской равнины, в пределах Окско-Донской  низменности. Площадь района – 1,4 тыс. км. Граничит: на западе с Тамбовской обл., на севере – с Ртищевским районом, на восоке – с Аркадакским районом, на юге – с Романовским.

По территории района протекают две реки: Хопёр, левый берег которого заселен лесами, и Карай с его притоком Щербедино.

Природная зона – степь, по р. Хопёр – пойменный лес.

Все село утопает в зелени, яблоневых садах.

Но Русь украшена не только дарами природы, но и творением человеческих рук, которые на протяжении многих создавали  замечательные памятники земли  русской. К сожалению, многие из них  не сохранились: были разрушены временем или деятельностью человека, а  ведь память – это проявление души народа, она наш золотой запас, поэтому мне хочется рассказать о памятниках моей малой Родины –  р.п. Турков. В реальности их уже нет, но они продолжают жить в памяти моих односельчан, например, Церкви. В  Турках в начале XX века было три церкви: Надеждинская или Кладбищенская, Никольская (Нижняя), Казанская или Богородская. В 1736 году жители деревни Рысья, так назывались ранее Турки, обратились в Святейший Синод с просьбой построить церкви. В 1737 году разрешение было получено: «В деревне Рысья построить деревянные церкви во имя Казанской Пресвятой Богородицы да в приделе Николая Чудотворца». Все церкви функционировали до 1930 года. В праздники служба шла во всех церквях. Звон плыл над Турками от 84 колоколов.

 

«Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась Солнцу

Сонная земля.

Казанская (Богородская) церковь

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздается

Голос по лесам…»

 

В Казанской церкви было три алтаря, две звонницы, колокол  весил 300 пудов, звон его разносился на 30 верст. Когда отливали колокол, богатые бросали серебро и  золото. В церкви пел прекрасный хор. Последним священником был  Евгений Знаменский.

В 1922 году был голод, и  когда проходила церковная служба, прихожане решили отдать голодающим церковное богатство. Церковь стояла на подходе к улице революционной  и была взорвана в 1950 году. Сейчас недалеко от этого места построили новый  храм, но он не заменит той прекрасной церкви.

Никольская (Нижняя) церковь  стояла на теперешней улице Ленина. Она отличалась своеобразной архитектурой, была шатровой. Колокол хоть и весил 360 пудов, но звон был глухим, наверное потому, что храм не стоял на возвышенном месте. Старые люди рассказывали, что священником там был отец Андрей. Он преподавал в церковноприходской школе, которая располагалась рядом. Есть предположения, что еще раньше на этом месте стояла деревянная церковь, но сведений о ней, к сожалению нет. Никольская церковь была разобрана по кирпичику.


Третья церковь – Надеждинская или, как ее называли, Кладбищенская. Она стояла на Большой Логиновке (ныне улица Советская). Это шедевр деревянного зодчества, верхняя  ее часть – башенки были деревянными. Построена церковь была на средства помещицы из села Трубетчино. Здесь  служба проходила только на Пасху, один из главнейших праздников для православного  населения Турков, и День ангела (Вера, Надежда, Любовь). В ней отпевали усопших. Грустно звонили колокола, как бы приглашал: «К нам! К нам!»  На кладбище около этой церкви были похоронены Викторий Арефьев – известный  этнограф, и Владимир Ченыкаев –  врач. Надеждинская церковь была разрушена  сразу после революции. Сейчас на этом месте растет роща.

Я часто думаю, ну почему эти прекрасные памятники были разрушены, ведь они  были центром сельской жизни. Верующие собирались вместе, молились, слушали  чтение святого Писания и проповеди. Тогда же производили сбор в пользу бедных и нуждающихся. Я считаю, церковь  придавала празднованию светлый, торжественный  характер. Нельзя было омрачать праздник ни пиршествами, ни бранью, то есть укреплялась  нравственность людей, что нам сейчас, к сожалению, не хватает. Смотря на фотографии этих церквей, я слышу их укор нам  – людям, они как бы говорят  нам:

«Я – церковь без  крестов –

Стекаю вечно в землю.

Я – каменное эхо…»

Конечно, память о них  сохранилась в сердцах людей, им посвящают стихи, например, бывшая ученица нашей школы Мария  Лощинина написала такое стихотворение:

«Крест на куполе еще держится,

Оживает при свете зари.

А во сне ему часто вержится,

Что живы на Руси звонари.

 

А и церковь вся слухом полнится,

Колокольного звона Руси,

Но молебнам в ней не исполниться,

Как ты, старая, не проси.

 

Не гляди пустыми глазницами

На безбожную землю  отцов…

Тихо спросим тебя: «Все простится ли,

Коль помянем своих  праотцов?»

 

Ты ответишь нам, безголосая,

Мрачным холодом древних  икон,

Что для тех, кто лишил  тебя голоса,

Выжил, жив еще Божий  закон.

 

Крест на куполе еле держится,

Отживет он свой век до зари…

А в последнем сне вновь  привержится

В мертвой церкви живые  звонари».

 

В одном из самых живописных мест Турков; на берегу реки Хопер в  начале XX века была построена мельница. Место выбрали неслучайно – это было займище, где летом шумели ярмарки. На них даже приезжали нижегородские купцы. Построил ее Николая Андреевич Алифанов, рабочих было 60 человек. Мельница была четырехэтажной. Мещерин Порфирий Владимирович работал на мельнице и вспоминает, что когда пекли хлебы из муки с родной мельницы, по всем Туркам, особенно в морозном зимнем воздухе, распространялся неповторимый дух. Многое зависело не только от искусства пекарей, но и от качества муки. Оборудование было из Швейцарии, муку экспортировали. Почти 90 лет жила эта старая труженица. Последние годы, правда, не жила, а доживала, не работала уже. Долго умирала старая мельница. Сколько сочинений в школе было написано о ней. Она вызывала таинственное романтическое чувство. Это место любили все: и стар и млад. Она была свидетельницей многих событий той жизни, целых поколений людей, а теперь мы знаем о ней только по фотографиям. Мельницу разобрали в 1992  году. Очень жалко.

 

Турковская  мельница

 Часто приходит мысль: «Ну почему бы ее не восстановить?» К сожалению  ответа на этот вопрос никто дать не может, а вот в Аркадаке такая  же мельница, построенная Алифановым работает и сейчас. Неужели мы можем  только разрушать, а не строить?! Может  кто-то возразит, что ее время уже  ушло и сожалеть о ней не нужно. Однако, я думаю, это не так –  это наша память, творения мастеров нашей родной земли. И живя настоящим, нельзя забывать прошлого.

«Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли».

Любая страна, уважающая  себя и свой народ, никогда не будет  разрушать памятники людям, которые  сыграли большую роль в ее жизни, но у нас был период, когда было уничтожении много памятников. Одним из них был памятник Александру II. Он располагался между современным парком и бывшим зданием милиции. Построен этот памятник был на средства земства в конце XIX века. На нем было написано: «Государь-император Всероссийский Александр II. Царь – освободитель царствовал 1855 – 1881 гг.» «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божие благословление на твой свободный труд. Залог твоего домашнего благополучия и блага общественного». Это были заключительные слова Всемилостивейшего манифеста 19 февраля 1861 года. Освещение памятника происходило при большом скоплении людей. Памятник был разрушен вскоре после октябрьской революции.

 

Освещение памятника Александру II

Была в Турках в начале XX века и еще одна важная постройка – это пожарная вышка. Именно оттуда дежурный пожарник наблюдал за окрестностями поселка и, в случае дыма, давалась команда: «Пожар!» Эта башня выполняла свою миссию до середины XX века, потом была сломана.

 

 

 

Пожарная  башня

Мои односельчане помнят все  эти исчезнувшие памятники истории, рассказывают о них детям и  внукам. Ведь история – проявление души народа, она наш золотой запас. Историческая память содействует накоплению положительного народного опыта. Знать  историю – это и осмысливать  прошедшее, и ощущать и видеть развитие общества, направление на поиск новых благородных форм жизни, счастья для людей, живущих  на земле.

Важно каждому из нас ощущать  себя частицей живущего во времени  человечества, знать кто «я» и  как мое «я» связано с окружающим миром. Но, наверное, самое главное  и самое трудное: участвовать  в развитии общества с учетом дыхания  прошлого и настоящего.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Информация о работе Краеведческие экскурсии в наччальной школе