Лекции по "Реклама в туризме"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:37, курс лекций

Краткое описание

Лекция 1. Введение в предмет. Понятие рекламы в туризме.
На рубеже 80-х и 90-х годов произошел настоящий бум развития рекламной отрасли по всем направлениям.
В настоящее время можно наглядно наблюдать становление и развитие рекламы в России, поскольку именно наша страна на данный момент является крупнейшим и одним из наиболее выгодных рынков вложения капиталов и имеет наибольшую емкость рынка различных товаров.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция Реклама в туризме.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

Лекция 1. Введение в предмет. Понятие рекламы в туризме.

На рубеже 80-х и 90-х годов  произошел настоящий бум развития рекламной отрасли по всем направлениям.  
 
В настоящее время можно наглядно наблюдать становление и развитие рекламы в России, поскольку именно наша страна на данный момент является крупнейшим и одним из наиболее выгодных рынков вложения капиталов и имеет наибольшую емкость рынка различных товаров. Основной упор делается на привлечение новых клиентов и предоставление наиболее оперативной и разносторонней информации по интересующим клиента компаниям. В условиях достаточно жесткой конкуренции перед каждой из компаний стоит задача создания своего собственного имени, выработки основной концепции и политики, проводимой на рынке, а также, как основная цель, привлечение инвесторов и партнеров. Именно эти задачи, как правило, решает менеджер по связям с общественностью и рекламе. 
 
         Реклама нужна для того чтобы сбыть товар, для поиска надежных партнёров, для процветания предприятия и хорошего заработка. 
 
В принципе все будут правы. Реклама маленькая часть экономических и рыночных отношений, она также и часть взаимоотношений между людьми, диалог сложный, имеющий свои законы и особенности, но все же диалог. 
 
 Реклама- это диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель - заинтересованностью в данном товаре. 

На рубеже 80-х и 90-х годов  произошел настоящий бум развития рекламной отрасли по всем направлениям.  
 
В настоящее время можно наглядно наблюдать становление и развитие рекламы в России, поскольку именно наша страна на данный момент является крупнейшим и одним из наиболее выгодных рынков вложения капиталов и имеет наибольшую емкость рынка различных товаров. Основной упор делается на привлечение новых клиентов и предоставление наиболее оперативной и разносторонней информации по интересующим клиента компаниям. В условиях достаточно жесткой конкуренции перед каждой из компаний стоит задача создания своего собственного имени, выработки основной концепции и политики, проводимой на рынке, а также, как основная цель, привлечение инвесторов и партнеров. Именно эти задачи, как правило, решает менеджер по связям с общественностью и рекламе. 
 
         Реклама нужна для того чтобы сбыть товар, для поиска надежных партнёров, для процветания предприятия и хорошего заработка. 
 
В принципе все будут правы. Реклама маленькая часть экономических и рыночных отношений, она также и часть взаимоотношений между людьми, диалог сложный, имеющий свои законы и особенности, но все же диалог. 
 
 Реклама- это диалог между продавцом и потребителем, где продавец выражает свои намерения через рекламные средства, а потребитель - заинтересованностью в данном товаре. 

История возникновения и развития рекламы. 
 
Институт глашатаев – одно из древних установлений государственной власти. Эти должности зафиксированы в различных древних государствах. На европейской территории таблички  с перечнем профессий, где значатся и глашатаи, найдены при раскопках в центрах Крито–Микенской культуры, относящейся к XIV веку до нашей эры. Для чего служила эта профессия? Для повседневного информирования людей, живших в то время в крупных городах. Глашатаи сообщали населению о чествовании прославленных полководцев, о прибывших в город послах, об очередной раздаче хлеба или грандиозном цирковом представлении. В этих объявлениях информация тесно переплетается с рекламой. По свидетельствам культурологов, в античности и средневековье духовная жизнедеятельность общества проявлялась по преимуществу в устной форме. Это подтверждается преобладанием устных вариантов рекламных текстов. Их постоянная часть - выкрики торговцев – впоследствии выделилась в особый жанр. 
 
Говоря об исторических особенностях, необходимо отметить, что на авансцену культуры выдвинулись религиозное мировоззрение, христианская идеология, институты церкви. В такой ситуации умы людей становятся все более восприимчивыми к духовному воздействию проповедей, наставлений, учений. Наиболее убедительными элементами народной проповеди стали «поучительные примеры». Этот прием проходит через всю средневековую гомилетику (мастерство церковного красноречия). Особенно концентрированное воздействие приемы рекламы находили свое выражение в деятельности миссионеров, обращавших в христианскую веру население европейских окраин. Устным  словом воздействовали на массы не только служители церкви, но и представители администрации, торговцы. Ремесло публичного рекламирования востребовалось различными слоями средневекового общества: духовенством, рыцарями, бюргерством.  Первый сборник «Криков Парижа», составленный Гильомом де Вильнев, относится к 13 веку. По существу в этих сборниках реклама начинает осознаваться как специфическая деятельность, особая форма общественной связи. Ранняя устная реклама запечатлена также в книге «Крики Лондона», изданной в 1608 году. Пример: «Внимание! Каждый мужчина или женщина, которые могут что-нибудь сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет на вас!». 
 
Формирование средств рекламной деятельности в России в 17-18 веках происходит от раннего российского средневековья до нас не дошло источников, где были бы собраны «крики улиц». Это обстоятельство не мешает нам предположить, что звуковой фон российской жизни был разноголосым. В 15 веке вошло в обыкновение оглашать правительственные указы с Красного крыльца кремлевских палат в Москве, на Ивановской площади. В конце 16 века с появлением книгопечатания на Руси, у Спасской башни создается место постоянного распространения печатных и рукописных книг, летучих листков, лубочных картинок, постоянно толчется народ для обмена новостями. «Тут же стояли попы без мест, нанимавшиеся служить обедню; они расхаживали с калачом в руке, торговалась с нанимателями и для большего убеждения их выкрикивали «смотри, закушу!», т.е. – дай, что прошу, не то отведаю калача и обедни служить будет некому ». По правилам  перед богослужением надо было поститься. Для общей информационной ситуации в России в 15-17 веках характерно отсутствие регулярного массового информирования. Подлинная периодическая печать начинается с появлением газеты «Ведомости» в 1703 г.  Иногда она выходила  в форме летучего листка с подзаголовком «реляция». Рекламной деятельности газете не вела, но любопытна параллель с первой французской правительственной газетой Теофраста Ренодо. В ней печатали объявления о пользе лечения минеральными водами и об издании многотомной Библии. В петровских «Ведомостях» также популяризировал минеральные воды – во втором номере за 1719 год газета убедительно советует посетить новый курорт: «Понеже оные воды исцеляют различная жестокая болезни, а именно: цинготную, желчь, бессильство желудка, рвоту…..». иногда печатались списки свежевышедших книг, так в русской культуре появляется библиографическая реклама: «как письма писали разным особам, архитектура военная, или штурмовые науки, образцы, история о взятии града Трои, география, или описание земли сокращенное, календари». Вышедшая в 1728 году новая правительственная газета «Санкт- Петербургские ведомости», стала размещать коммерческие объявления. Редакция охотно шла навстречу предпринимателям, которые увидели в газете средство для рекламирования свое продукции, и преследовала собственный интерес: тираж был невелик (500-600 экз.), его реализация по 4 коп. за номер не покрывала расходы Академии наук на издание газеты. Объявления были едва ли не единственной информацией об экономической и культурной жизни, так в №13 «С- Петербургских ведомостей» читаем: «продаются огурцы лутчего состояния и примерного поведения кучер с женой». Со временем страницы газет стала заполнять частная информация: «Продается подержанный черпак, обшитый широким позументом и бахромою». В 1756 году стала выходить газета «Московские ведомости», сходная по структуре с петербургскими. Аналогичной была и реклама. Изменения происходят с появление просветителя Н.И.Новикова, который редактировал газету с 779-1789 гг. Главным его новшеством стал библиографический отдел – рубрика «О российских книгах» 
 
         Новая эпоха даровала рекламной деятельности вовсе беспримерные  возможности с возникновением кино, телевидения. В заключении сформулируем определение того, что же такое рекламная деятельность  в её современном виде – это массово-коммуникативная деятельность, создающая и распространяющая лаконичные, экспрессивно – суггестивные, информативно – образные тексты, адресованные группам людей с целью побудить их к нужному рекламодателю выбору и поступку.

Рекламная кампания -- это комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга фирмы, охватывающий определенный период времени и направленных на заданную целевую аудиторию с целью вызвать реакцию, способствующую решению фирмой ее стратегических или тактических задач. При планировании рекламной кампании, прежде всего, необходимо точно определить и сформулировать ее цели. Цели рекламной кампании обусловливаются стратегией развития предприятия в целом, решаемыми на данном этапе тактическими маркетинговыми задачами, а также состоянием целевой аудитории. Рекламная кампания должна быть скоординирована с учетом двух позиций: во-первых, с учетом общего маркетингового плана предприятия, во-вторых, должны быть взаимосвязано спланированы все рекламные акции данной рекламной кампании. Можно выделить три типа целей рекламной кампании: экономические, имиджевые, социальные.

Экономические (коммерческие) цели выражаются, как  правило, в увеличении объемов продаж товаров или услуг, росте прибыли, увеличении доли занимаемого фирмой рынка, выходе на новые рынки и т. п. Экономические цели рекламной кампании являются преобладающими и основными в деятельности предприятий туризма. Примерная и наиболее распространенная схема коммерческой рекламы указана в приложении 1

Имиджевые цели сводятся к формированию положительного имиджа фирмы, повышению ее престижа и репутации, известности и популярности. Эти цели, как правило, тесно координируются с экономическими целями.

Для предприятий  сервиса постановка и достижение имиджевых целей является очень  важной задачей. Это связано с тем, что качество сервисных услуг можно оценить только после их использования и для привлечения и удержания клиентов фирма должна иметь определенную имиджевую стратегию. С учетом того, что в настоящее время основное поле конкурентной борьбы в сфере сервиса лежит не в области ценообразования и разнообразия предлагаемых услуг, а в их качестве, надежности, стабильности, можно говорить о возрастании роли имиджевой рекламы. Именно имидж фирмы является одним из элементов, посредством которых клиент может судить о качестве предоставляемых услуг, надежности самой фирмы.

Социальные  цели в рекламе связаны с проблемами охраны окружающей среды, улучшением социальных условий, повышением уровня занятости  населения и т. п.

Цели рекламной  кампании фирмы зависят от состояния целевой аудитории. Можно выделить следующие основные цели:

· создание осведомленности  у потенциальных клиентов о существовании  фирмы или о предлагаемых фирмой новых продуктах (услугах);

· предоставление необходимой информации о фирме  и ее продуктах (услугах);

· формирование благосклонности по отношению к  фирме;

· создание предпочтения перед аналогичными продуктами (услугами) других фирм;

· формирование убежденности о необходимости воспользоваться  услугами именно данной фирмы;

· побуждение к  приобретению услуги.

Определение цели рекламной кампании является трудоемкой, сложной и не всегда до конца выполнимой задачей.

При этом установленная  цель должна быть реальной, достижимой в заданный срок и определенными  средствами. Без четко поставленной цели нельзя успешно проводить рекламную деятельность и точно прогнозировать ее результат.

В зависимости  от временного интервала различают  долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные  рекламные кампании и, соответственно, рекламные цели. С учетом того, что  горизонт планирования на предприятиях сферы сервиса и туризма, как правило, не выходит за рамки года, можно предложить следующие временные границы для определения срочности рекламных кампаний. К долгосрочным рекламным кампаниям целесообразно отнести рекламные кампании, спланированные в рамках перспективных программ развития компании и рассчитанные на год и более. Такого рода рекламные кампании связаны с поддержанием имиджа фирмы, запланированным выходом на новые региональные рынки, участием в международных выставках, на которые заявки подаются, как правило, за год и т. п. Среднесрочными являются рекламные кампании, рассчитанные на несколько месяцев и чаще всего приуроченные к началу туристского сезона. Краткосрочные рекламные кампании, как правило, охватывают период в пределах месяца и связаны с реализацией горящих путевок и тому подобных акций. Правильно сформулированные цели рекламной кампании влияют как на выбор средств распространения рекламы, так и на стоимость всей рекламной кампании. Кроме того, верно выбранная рекламная стратегия фирмы приносит большой эффект и существенно увеличивает объемы продаж.

Таким образом, к основным факторам, влияющим на выбор  и формирование целей рекламной  кампании, относятся:

· общие цели развития предприятия сервиса и  туризма;

· маркетинговая стратегия предприятия сервиса и туризма;

· состояние  целевой аудитории.

В зависимости  от занимаемой доли рынка и маркетинговых  задач предприятие сервиса и  туризма может реализовывать  одну из трех видов маркетинговых  стратегий: атакующую, оборонительную или отступательную. С каждой из этих маркетинговых стратегий можно сопоставить рекламную стратегию, что показано в таблице.

1.2 Соотношение  маркетинговых и рекламных стратегий  фирмы

Атакующая, или  наступательная, стратегия преследует цель завоевать или расширить рыночную долю, существенно увеличить количество клиентов, занять более устойчивую и независимую ситуацию на рынке. Существует понятие оптимальной рыночной доли, которая обеспечивает необходимый уровень прибыли для компании без ущерба качеству предоставляемых услуг. Если занимаемая доля рынка ниже оптимальной (прибыль мала), то встает задача либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка. При необоснованном, необеспеченном, чрезмерном увеличении доли рынка может существенно пострадать качество предоставляемых туристских услуг.

Атакующая стратегия  компаниями применяется в тех  случаях, когда:

· занимаемая доля на рынке недостаточна и ее целесообразно  расширять за счет привлечения новых  клиентов;

· осуществляется продвижение на рынок нового продукта;

· фирмы-конкуренты теряют свои позиции на рынке, и есть возможность при относительно небольших  затратах увеличить рыночную долю;

· фирма планирует  выход на новые рынки, например открытие региональных филиалов.

При выборе атакующей  маркетинговой стратегии рекламная кампания носит также достаточно агрессивный характер и требует значительных затрат.

Оборонительная (удерживающая) стратегия применяется  в следующих случаях:

· при удовлетворительной позиции фирмы на рынке;

· в случае недостатка средств для проведения атакующей стратегии;

· в ситуации, когда фирма опасается активных противодействий со стороны конкурирующих  фирм в случае проведения ею более  агрессивной политики.

Эту стратегию  обычно применяют крупные фирмы-монополисты  на уже освоенных ими рынках. Однако при проведении такой стратегии надо четко отслеживать рыночную ситуацию, чтобы не потерять свою долю рынка при изменении стратегии конкурентов. В этом случае целями рекламной кампании являются напоминание о самой фирме и ее продуктах, стимулирование сбыта и поддержание имиджа фирмы.

Стратегия отступления  является, как правило, вынужденной  и связана с коренной диверсификацией  предлагаемых услуг, перепрофилированием  компании, уходом компании с рынка  по финансовым причинам и т. п. В этом случае необходимость в рекламной кампании отпадает, и она идет по нисходящей.

На высокую  эффективность рекламных кампаний можно рассчитывать лишь в том  случае, если:

· они подготовлены и проведены на основе предварительных  маркетинговых исследований с учетом динамичной природы туристского рынка;

· создана профессионально  выполненная, запоминающаяся и должным  образом воздействующая на целевую  аудиторию рекламная продукция;

· квалифицированно и правильно выбраны средства распространения рекламы, а все  рекламные мероприятия скоординированы.

Функции рекламы:

Реклама отличается разнообразием  форм и служит различным целям, оказывая большое влияние на экономику, идеологию, культуру, социальный климат, образование  и многие другие аспекты действительности. Однако главное, традиционное назначение рекламы - обеспечение сбыта товаров и прибыли рекламодателю.

Формируя спрос и  стимулируя сбыт, заставляя потребителей покупать товары и ускоряя процесс "купли-продажи", а в результате и оборачиваемость капитала, реклама  выполняет на рынке экономическую функцию. Эта функция проявляется и в поддержании конкуренции, расширении рынков сбыта. Помимо оказания мощного влияния на экономику в целом, рекламная деятельность сама по себе является важнейшей отраслью хозяйствования.

Информация о работе Лекции по "Реклама в туризме"