Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 22:29, курсовая работа
В 1465-1475 годах ,когда влияние Золотой Орды стало минимальным, Россия не только стала активно расширять свои владения, но и развивать внешние торговые и дипломатические связи. Эти внешние связи строились в основном на торговле. Именно во времена установления внешних связей появился термин первопроходцы. Это люди открывшие новые земли. Одним из известнейших первопроходцев был русский купец Афанасий Никитин. Именно он совершил поход в Индию, который охватил почти всю Европу
1. Введение.............................................................................................................3
2. Глава I: Цели путешествий Афанасия Никитина........................................
§ 1. Причины, мотивы и цели похода...............................................
§ 2. Подготовка похода и начальный этап похода...........................
3. Глава II: Маршруты путешествий................................................................
§ 1. Персия..........................................................................................
§ 2. Индия...........................................................................................
§ 3. Второй поход по Персии.............................................................
§ 4. Крым..............................................................................................
4. Глава III: Значимость путешествий и записей Афанасия Никитина.........
§ 1. В истории географических открытий........................................
§ 2. В литературе.................................................................................
5. Заключение......................................................................................................
6. Список источников и литературы.................................................................
Практика отправления купцов с посольствами за границу была обыденной. Купцам это обеспечивало безопасность, да и товары можно было провозить беспошлинно. Вместе с посольским караваном купцы «проехали свободно Казань, Орду, Услан, Сарай, Берекзан». «Поплыл я с ними вниз по Волге. Казань прошли без препятствий, не видали никого, и Орду, и Услан, и Сарай, и Берекезан проплыли...»3
Ничто не предвещало беды, но купцы уже знали, что возможны нападения на караван, потому что именно 1467-1468 года Иван III предпринял походы на мелкие ханства Золотой Орды, в частности на Астраханское ханство. Именно под Астраханью посольский и купеческий караваны подверглись нападению. Караван встретил 3-ех татарин, которые пообещали незаметно провести их мимо Астрахани, об этом в своих записях написал Никитин: «...И тут встретили нас три татарина неверных да ложную весть нам передали: «Султан Касим подстерегает купцов на Бузане, а с ним три тысячи татар». Посол ширваншаха Хасан-бек дал им по кафтану-однорядке и по штуке полотна, чтобы провели нас мимо Астрахани. А они, неверные татары, по однорядке-то взяли, да в Астрахань царю весть подали. А я с товарищами свое судно покинул, перешел на посольское судно».4 В результате этого нападения корабль Афанасия Никитина был разграблен и все его имущество было утеряно, сам же Афанасий Никитин пересел на посольское судно, которому удалось уйти от погони. Но в устье Волги большое посольское судно встало на мель и татары настигают караван, он также поддается разграблению. В результате этих событий Татары плывут вместе с пленниками, коими являются посол и сам Никитин, а так же вместе с награбленным в Дербент. Но в море разворачивается буря и малое судно разбивается о берег земли - «И пошли мы, заплакав, на двух судах в Дербент: в одном судне посол Хасан-бек, да тезики, да нас, русских, десять человек; а в другом судне — шесть москвичей, да шесть тверичей, да коровы, да корм наш. И поднялась на море буря, и судно меньшее разбило о берег...»1
Одно судно дошло до Тарка, который входил во владения Фуррух Яссара и состоялась там встреча с Московским посольством. В Дербент благополучно добрался Василий Панин. Сам же Афанасий Никитин вместе с Василием и иностранным послом поехал к ширваншаху просить за его людей - «Поехали мы к ширваншаху в ставку его и били ему челом, чтоб нас пожаловал, чем дойти до Руси...».2 Фаррух Яссар отпустил всех пленников, но не дав им ничего, сказал - «...Мол вас много...». И все разбрелись кто куда, кто пошел обратно на Родину, кто пошел куда глаза глядят.
Афанасий Никитин не мог вернуться домой без денег, так как это был бы не только очень большой позор, но и долговая яма, ведь товары, которые забрали татары, были куплены в долг. Купец решается на отчаянный поступок - отправиться морем в Персию... Так начинается великое путешествие Афанасия Никитина.
Биография русского купца Афанасия Никитина
Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Родился в городе Тверь. Достоверных сведений о его детстве и юности не существует. Известно, что в довольно молодом возрасте он стал купцом и посещал по торговым делам Византию, Крым, Литву и другие страны. Афанасий Никитин к середине 1460 годов уже был достаточно состоятельным человеком, торгующим мехами с заграницей. Совершил путешествия в 1468—1474 годах по Персии, Индии, Крыму, Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хождение за три моря» . Это было первое в русской литературе описание на паломничества, а коммерческой поездки, описывающее общественное устройство, нравы и обычаи других стран. Сам же Никитин утверждал, что его путешествие — это грех.
Начал он свое путешествие из Твери, получив грамоту от Тверского князя Михаила Борисовича торговлю. Ограбленный астраханскими татарами в устье Волги, Никитин попадает в плен и оказывается в Дербенте, где встречается с Фаррух Яссаром и просит об освобождении. Его товарищей и Никитина отпускают на свободу, но без гроша в кармане. Купец решил не возвращаться на Родину с пустыми руками, ибо это был бы позор, а решил пробраться в Индию, где думал заработать денег и приехать домой с товаром. Неизвестно где Афанасий нашел средства на дальнейшее путешествие, но известно, что он отправился в Баку, на работу. Далее купец путешествует из Баку в Персию, где подвергается опасности, в Индию, где его впечатляет красота природы. Тем самым проложив торговый путь в Индию на 20 лет раньше, чем это сделал Васко-Де-Гама. По пути домой Афанасий Никитин умер близ Смоленска в 1475 году.
Его записи благодаря товарищам, попали в руки московского дьяка, который записал их в Летописный свод в 1489 года, а затем продублирован в Софийской II летописи. В Новое время записи впервые упомянул Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».
В многих городах есть памятники Афанасию Никитину. Также его имя носят улицы и проспекты. В 1958 году на экраны вышел фильм «Хождение за три моря». Фирменный пассажирский поезд РЖД назван в честь Афанасия Никитина, а фирма Аэрофлот-Российские Авиалинии имеет самолет под названием - «Афанасий Никитин» — Airbus A320.
Персия
Какова же была цель путешествия Афанасия Никитина, когда он покидал Тверь? Собирался он только в Азербайджан или это было началом путешествия в Индию? Первоначальной целью торговой поездки Афанасия Никитина было, по-видимому, Закавказье. Сюда направляются два посольства — московское и ширванское, к которым присоединились тверские купцы во главе с Никитиным. И именно здесь, после двух катастроф, когда Никитин потерял все свое имущество, он принял решение ехать в далекую Индию.
Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг.Из Тарка Афанасий Никитин отправился в Дербент, а оттуда в Баку на заработки.
В связи с развитием Волжско-Каспийского пути значение Баку сильно возросло, город стал главным портом Каспийского моря. В своих записях Никитин пишет о наиболее поразившем его явлении — горящих над землей нефтяных факелах: «Огнь горить не-угосимы» 1 Собственно это все записи, которые оставил русский купец о Баку.
Ученые задаются вопросом, что же двигало Нкитиным — жажда наживы, доход, прибыль или что-то другое. Над таким вопросом думает и Л. С. Семенов в своем анализе материалов путешествия: «Перед Никитиным была возможность идти проторенными путями, но он отверг эту возможность. Он мог остаться вести торговые дела в более знакомых областях Персии или Турции, а он отправляется через Индийский океан. Чем дальше в глубь средневекового Востока, тем вышо была прибыль купца, но тем выше был и риск. Что же толкнуло Никитина в неизвестные дальние страны — жажда прибыли или любознательность? Да и возможно ли заглянуть в душу человека, жившего цять столетий назад? »2 Судя по тому, что он вел записи, им двигало не одно только желание приобрести дорогой товар руководило Никитиным.
После Баку Никитин побывал в Шемахи. Здесь ему предстоял выбор, либо идти сухопутным путем в глубь Персии, а затем в Индию, либо свернуть на Черное море. Но он выбрал путь в глубь Персии, так как хотел попасть в Индию.
Кончилось путешествие в Закавказье. Начался персидский этап путешествия, который привел Афанасия Никитина к Индийскому океану.
Путешествию по Персии, Афанасий Никитин отвел всего лишь 12 строк в своих записях. В эти 12 строк уложились все города Персии в которых он побывал, пока не дошел до Индийского океана. «..а из Баку пошел за море - в Чапакур. И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в Мазандаранской земле. А оттуда пошел к Амолю и жил тут месяц. А оттуда пошел к Демавенду, а из Демавенда - к Рею...Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана - к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана - к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара - к Бендеру - то пристань Ормузская...»1 Чапакур в Мазендеране — это область, лежащая к востоку от Гиляна. В ней русский путешественник пробыл около 8-ми месяцев.
Основной причиной, столь длительного пребывания, историки считают — необходимость заработка, но зачем чтобы вернуться на Родину или продолжить путешествие? Скорее всего продолжить путешествие, ведь после Мазендеране Никитин двинулся дальше, а не повернул в сторону Руси. После такого длительного пребывания при Каспии, купец двигается дальше и на его пути встречается города Рей и Демавенд. На склонах снежного Демавенда добывалась лучшая в стране сера. У подножия горы находилось одноименное селение и свинцовый рудник. Миновав Демавенд, Никитин попал в Рей. Расположенный в окрестностях современного Тегерана, город был знаменит под именем Раги в Древней Мидии, а позднее как один из крупнейших центров Передней Азжи по производству шелковых тканей и «рейской» керамики, известной и на Руси.
Рей — город с далекой историей. О нем сделал запись русский купец - «А ту убили Шаусеня Алеевых детей и внучат Махметевых, и он их проклял, ино 70 городов ся розвалило»2, так как Рей поразил Никитина своим видом. Подвергнутый страшному разрушению в начало XIII в., Рей так и остался в развалинах, символизируя судьбу города, уничтоженного жестоким завоевателем. Клавихо, кастильский посланник ко двору Тимура, проезжал здесь в 1404 г. Город был разрушен и необитаем; центром округа стал Верамин. Мертвый город поразил Никитина. Сам Афанасий Никитин, общаясь с мусульмананми-шиитами, узнал о старом поверье, которое гласило, что богатый Рей с зависимыми городами и областью был обещан полководцу Омару за выступление против имама Хусейна. В результате сын халифа Али и внук Мухаммеда Хусейн был умерщвлен с семьей в 680 г. в г. Кербела в Ираке. Но во времена Никитина шииты, почитавшие Хусейна, видели в разрушении Рея и соседних городов кару за гибель имама. Именно отражение этой легенды записал Афанасий Никитин.
Катан или Кашан был первым большим городом Персии, который посетил Никитин. Лежавший на перекрестке торговых путей, город славился трудом умелых мастеров-ремесленников. Этот город был главным торговым центром Персии. По всей стране и за рубеж расходилась фаянсовая посуда, покрытая глазурью, глазурованные плитки для облицовки зданий («каши»), изделия из прозрачной бирюзовой глазури, фаянсы с росписью эмалью. Кашин, благодаря близлежащим залежам коалина, превратился в центр по изготовлению художественной керамики. В Кашане Никитин задержался по торговым делам примерно на месяц. Далее из Кашана путешественник отправился в Йезд. На пути ему встретился город Наин, в котором он отметил свою вторую годовщину путешествия. Заглядывая вперед, мы видим, что Никитин описывая свое путешествие по Индии, вспоминает о том где встречал праздник пасхи в первые четыре года своего путешествия: «Первый же велик день взял есми в Каине, а другой велик день в Чебокару в Маздраньской земле, третей велик день в Гурмызе, четвертый велик день взял есми в Ындее з бесермены в Бедере».1 Многие ученые задумывались над тем, сколько времени провел Афанасий Никитин в Персии? Все сходились в едином мнении, что год, но в 1986 году, Л. С. Семенов установил, что Никитин пробыл в Персии около двух лет, так как, празднование великого дня в Чебокару всего лишь ошибка памяти.
Никитин прибыл в Йезд. Это был город — оазис посреди пустыни. В Йезде как предполагают историки очень хорошо произрастал шелк, поэтому жителями города являлись ткачи. Город снабжал тканями весь Ближний Восток, а также они встречаются среди товаров русских купцов и бояр. Здесь Никитин также пробыл месяц. Два торговых пути сходились в Йезде: первый шел к порту Ормуз, второй к Шуразу. Из Шираза через Лар можно было попасть в Ормуз, но Никитин выбрал другой путь, он двинулся из Керманской области, что находилась на первом торговом пути, который вел к Ормузу, и отклоняясь к востоку приходит в Лар. Почему он выбрал именно этот путь? Многие историки задавались над этим вопросом, мы находим ответ у Л. С. Семенова в анализе материалов путешествия: «Возможно, причиной явилось неспокойное положение в Ширазе: Узун Хасан, писал Никитин, «на Ширязе сел и земля не окрепила». Но была и другая причина — Никитину нужен был отменный конь, и это привело его на юго-восток Персии.»2
Из Йезда Никитин отправил в Сирджан. Сирджан — бывшая столица Кермана была расположена в оазисе, где собирали большие урожаи пшеницы, хлопка и фиников, но войска Тимура превратили город в груду развалин. От Сирджана Никитин двинулся к Тарому. Именно в Тароме Никитин, как полагают историки купил коня.
Для чего ему нужен был конь? С какой целью он его покупал? Ответ мы дает нам Л. С. Семенов: «Никитин искал новый путь торговли для Руси. О том, что в Индии есть «товар на Русь», он был наслышан от купцов-мусульман. Но, прежде чем познакомиться с условиями рынка и приобрести товар из первых рук, нужны были средства. И Никитин, торгуя, надолго задерживается в Персии. У него нет состояния, которое позволило бы отправиться в отдаленную страну в качестве путешественника. Он едет как купец. Самым выгодным товаром, который в Индии ценился много дороже, чем в Персии или Аравии, были кони. И Никитин приобретает персидского жеребца...»1 Итак приобретя коня, Никитин двинулся дальше к Лару. От Лара он пошел к Старому Ормузу. «...А из Тарома пошел к Лару, а из Лара - к Бендеру - то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. »2 Так Афанасий Никитин вышел к Индийскому океану, последний город Персии, который посетил путешественник, был Ормуз.
Неподалеку от побережья Персидского залива, у входа в Индийский океан, лежит скалистый остров. Остров под названием Джераун. Именно на этом острове расположился Ормуз. Ормуз, расположен был на пересечении важных торговых путей. Здесь сходились караванные пути из Персии и Багдада и морские из Индии. Другой путь, связывающий Ближний Восток и Западную Европу с Индией, проходил через Красное море и Египет. Власть ормузского мелика распространялась на Маскат в Аравии и на Бахрейнские острова, знаменитые добычей жемчуга.
В 1471 г. на остров Джераун приплыл русский купец Афанасий Никитин. «А Ормуз - на острове, и море наступает на него всякий день по два раза...»3 О городе на острове Никитин пишет, что «всего света люди в нем бывают, и всякий товар в нем есть, что на всем свете родится, то в Гурмызе есть все»4 В Ормазе было очень много разнообразных товаров из Индии: пряности, ткани, краска индиго, но основной же статьей вывоза через Ормуз были кони. Верховых лошадей для путешествий и быстрой езды в Индию ввозили из Аравии и южных районов Персии, боевых коней, которых покрывали кольчугой, доставляли из золотоордынских степей.
На этом городе заканчивается Персидское путешествие Никитина и начинается путешествие в Индию...
Индия