Международный туризм и его роль в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 06:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ влияния международного туризма на мировую экономику, на экономические отношения между отдельными странами.
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: определить туристский рынок как сферу проявления экономических отношений., проведение анализа туристского рынка России для оценки возможностей его выхода на международный туристский рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3

Глава 1. Международный туризм и его роль в мировой экономике…….. 4
1.1. Значение международного туризма в экономике отдельных
регионов (стран) мира…………………………………….. ………..……..11
Глава 2. Современное состояние и перспективы туризма в России ……18
Глава 3. Формирование туристического кластера в Республике
Дагестан (Матлас, Лазурный берег) ...............................................................33

Заключение……………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………. 40

Вложенные файлы: 1 файл

Международный туризм и его роль в мировой экономике (2).doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Анализ конкурентных преимуществ и слабостей Российской Федерации на рынке въездного  и внутреннего туризма показывает на необходимость активных действий, прежде всего со стороны государства, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма в России.

На основании изложенного  целью развития туризма в Poccийcкoй  Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения.

Для достижения сформулированной цели необходимо обеспечение стимулов для успешного развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации как одного из элементов экономического роста, укрепления международного авторитета страны и повышения качества жизни населения посредством решения следующих задач:

- совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма;

- развитие и совершенствование  туристской инфраструктуры, в том  числе сопутствующей (транспорт,  общественное питание, индустрия  развлечений и др.);

- создание новых приоритетных  туристских центров;

- рекламно-информационное  имиджевое продвижение России  как страны, благоприятной для  туризма, на мировом и внутреннем  туристских рынках;

- повышение качества  туристских и сопутствующих услуг;

- совершенствование визовой  политики, в том числе в направлении упрощения условий въезда в нашу страну туристов из стран, безопасных в миграционном отношении;

- обеспечение условий  для личной безопасности туристов.

Основные направления  и механизмы решения задач, перспектив развития сферы туризма. Развитие туристской инфраструктуры

Государственная поддержка  развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее.

Однако этого явно недостаточно. Необходимо развитие туристской инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних  исторических городах, что требует  формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование, как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом. Таким образом, вопросы создания туристской инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов12.

Одним из перспективных  направлений расширения культурно-познавательного  туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего  сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%. Создание условий для развития сельского туризма в России требует государственной поддержки, которая может быть достигнута в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2010 г.».

Развитие современных туристских комплексов в регионах Дальнего Востока и Забайкалья несет не только экономическую, но и социальную нагрузку. В настоящее время туристы из этих регионов массово выезжают на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса. С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье, обладающих высоким туристским потенциалом. В связи с этим целесообразно ввести раздел «Развитие туристско-рекреационного комплекса» в действующую ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г.».

Дополнительный импульс  для въездного и внутреннего  туризма может придать развитие индустрии развлечений, в том числе создание игорных зон. В настоящее время уже подписаны распоряжения Правительства Российской Федерации о создании игорных зон в Калининградской области, Алтайском крае и на границе Краснодарского края и Ростовской области. Создание условий для развития круизного туризма возможно путем разработки комплекса мер, включающих реконструкцию и строительство морских вокзалов, портовых причалов, пристаней, а также закупку пассажирских судов13.

Для повышения инвестиционной привлекательности сферы туризма в России, в частности, улучшения ситуации с туристским транспортом, необходимо принятие комплексных мер по снижению или отмене таможенных пошлин на закупку круизных судов, туристических автобусов, не производимое в Российской Федерации оборудование гостиниц, ресторанов, горнолыжных комплексов и т.д. В настоящее время оборудование для горнолыжных подъемников (несущие опоры, двигатели, тормозные системы, опорные и направляющие башмаки, элементы подвижного состава: кресла, кабины и вагоны закрытого типа, натяжные устройства и системы безопасности и др.) не производится. Высокие ввозные пошлины на закупку канатных дорог и доставку в целом увеличивают сроки окупаемости и стоимость туристских услуг на отечественных горнолыжных комплексах. Кухонное (плиты, системы вентиляции, морозильные и холодильные шкафы, барное и прочее оборудование) и лифтовое гостиничное оборудование, соответствующее международным стандартам, предъявляемым к гостиницам высокого класса (4-5 «звезд»), также закупается у зарубежных поставщиков. Автобусы туристического типа в России не производятся. Это вынуждает транспортные и туристические компании брать в лизинг подержанные автобусы устаревшего образца, что часто делает автобусные туры небезопасными для потребителей.

Основу российского  пассажирского флота составляют трех-, четырехпалубные круизные суда, построенные в 70-х гг. в ГДР, Чехословакии и Австрии. Последняя закупка  относилась к началу 80-х гг. Отечественное  производство относилось к двух-, трехпалубным круизным судам и завершилось в 60-70 гг. Импорт новых круизных судов российскими пароходствами и круизными компаниями сдерживается высокими таможенными пошлинами.

Повышенному интересу иностранных  туристов в новым неизведанным территориям  может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Это требует подготовки специальных предложений по государственной поддержки с целью привлечения туристов на северные островные территории. Особую ответственность на туристскую индустрию налагает проведение в 2014 году Зимних Олимпийских игр в Сочи. Это требует высокого уровня подготовки гостиничных средств размещения и соответствующего качества обслуживания.

Задачи диверсификации туристского продукта должны решаться и через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Неудовлетворительное состояние пляжей на курортах страны требует государственной поддержки при проведении мероприятий по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, строительству искусственных насыпных сооружений, повышению качества услуг и экологической безопасности. Резкое ежегодное увеличения туристского потока на побережье Черного моря в Краснодарском крае требует рассмотрения возможностей расширения территорий для развития пляжного отдыха и оздоровления за счет использования других морей Юга России: Каспийского и Азовского. Оба моря имеют огромные рекреационные ресурсы. Они требуют современной туристской инфраструктуры, средств размещения, подготовленных кадров14.

Создание туристских комплексов на побережье Азовского моря, привлекающего не только теплым морем, но и лечебными грязями, поможет повысить уровень жизни населения на этих территориях, обеспечить занятость и, как следствие, увеличить, поступления в бюджеты всех уровней. Что касается Каспийского побережья, наибольшую ценность представляют территории, находящиеся в Республике Дагестан, обладающие не только великолепными песчаными пляжами, но и богатым историко-культурным наследием. Главным историко-культурным объектом мирового значения, в перспективе интересным не только для внутреннего, но и для въездного туризма, является город Дербент, внесенный в Список мирового наследия ЮНЕСКО и насчитывающий пять тысяч лет с момента основания. Фактором, сдерживающим интенсивное развитие Каспийского побережья Дагестана, до настоящего времени является низкий уровень безопасности, однако успешный пример развития туристских центров в Египте и ряде других стран показывает на возможность и целесообразность подобной работы. Создание таких центров будет способствовать также политической стабильности в данном регионе. В связи с этим необходимо заблаговременное проведение широкомасштабных работ по созданию туристских комплексов на указанных территориях. Решение данных задач позволит России существенно повысить свою конкурентоспособность на внутреннем и мировом туристских рынках.

 

 

Глава 3. Формирование туристического кластера в Республике Дагестан (Матлас, Лазурный берег)

Республика Дагестан – уникальный уголок России, в котором  соседствуют пять климатических  зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, находящейся на 28 м ниже уровня Мирового океана, до снежных вершин высотой более 400 м.

Дагестан – это  вся наша страна в миниатюре: грандиозные  горные пейзажи, живописные плодородные  долины, водопады и прекрасные морские пляжи, лиановые леса, степи, пустыни и ледники пленяют своей неповторимостью.

Республика Дагестан – это благоприятные и разнообразные  природно-ландшафтные условия, уникальные водные ресурсы, наличие большого числа  объектов историко-культурного наследия.

Дагестан омывается водами Каспийского моря, которое является самым большим озером в мире. Именно песчаные пляжи Каспия: Новокаякентский, Дербентсткий и Карабудахкентский являются основными рекреационными ресурсами Республики. Каспийское море в пределах Дагестана характеризуется мелководностью. В прибрежной полосе на расстоянии 10-30 м от брега глубина в основном не превышает 1,5 м. Общая протяженность береговой полосы Дагестана составляет около 530 км, площадь песчано-ракушечных пляжей приморской части - 2600 га. Мягкий и золотой песок, тёплое море, лазурные волны, ионизированный воздух создают уникальные условия для отдыха. Купальный сезон на дагестанском побережье Каспия длится до 140 дней, а солнечных дней в году – 270. Число солнечных часов в году на дагестанском побережье составляет 2000.

Возможность использования  дагестанского побережья в рекреационных  целях усиливается уникальным сочетанием приморского отдыха и горного  туризма.

В Республике есть все  условия для развития приобретающих  всю большую популярность экстремальных видов туризма и отдыха: скалолазание и велотуризм, автотуризм и джипинг, лыжи и сноуборд, рафтинг и водный слалом, дельто- и парапланеризм.

На территории Южного Дагестана расположен уникальный горный комплекс: Шалбуздаг – 4149 м, Базардюзи - 4466 м, Ярыдаг – 4100 м над уровнем моря, представляющий большой интерес для альпинистов. Третьей по высоте вершиной Дагестана является гора Аддала-Шухгельмеэр. С 1892 года гора известна альпинистам Европы – здесь проложено несколько альпинистских маршрутов. Вершина горы как бы стягивает к себе шесть гребней. С высоты орлиного полета массив горы напоминает звезду. Самое ценное у Аддалы – её ледники. Оледенение горы просто уникально для сухого континентального климата горного Дагестана. Непосредственно с Аддалы стекает 7 ледников15.

Информация о работе Международный туризм и его роль в мировой экономике