Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа
Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3.
Проблемы туристского рынка
Заключение 60
Библиография
63
Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимозависимости и практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально – экономического роста на национальном и местном уровнях.
Переход к рыночным отношениям вызвал глубокие преобразования в сфере туризма. Многообразие природных, климатических, ресурсных, исторических условий, способствующих формированию туристского продукта, стали основой для построения региональных туристских зон хозяйствования. Приоритетное значение для российского туризма имеет развитие туристского продукта регионов с наибольшим потенциалом туристских ресурсов, в число которых входит и Кабардино – Балкарская Республика. Специализация данных регионов на производстве туристского продукта, обеспечение его эффективного формирования, продвижения и реализации будет способствовать решению ряда важнейших на сегодняшний день региональных задач, таких как: создание рабочих мест, повышение доходов регионального бюджета, стимулирование развития отраслевой экономики. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка принципов и методов развития регионального туризма, наиболее адекватных рыночным формам хозяйствования.
В
последнее время все чаще ученые
и специалисты акцентируют
Принятие всем цивилизованным миром «Концепции устойчивого развития» определяет приоритетной отрасль экологического туризма. Наличие большого количества природных, культурных и исторических памятников, нетронутых цивилизацией горных районов, пышных альпийских лугов, быстрых рек с изумрудными водопадами, разнообразных минеральных источников, соседство с большим количеством особо охраняемых территорий благоприятствует формированию и развитию в южном регионе РФ экологического туризма. Основными его функциями являются: освобождение индивидуума от чувства усталости, обеспечение отдыхающего возможностью развлечения и активного участия в природоохранных мероприятиях, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.
Именно поэтому анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Также нельзя не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства.
Объект исследования – рынок туристических услуг России.
Предмет исследования – перспективы развития туристского рынка России и КБР.
Цель исследования – изучение основных методов исследования и прогнозирования туристских рынков.
Задачи исследования:
- определение туристского рынка и изучение его специфики;
-
рассмотрение основных
- исследование современного состояния туристского рынка России;
- анализ исследования и прогнозирования туристского рынка КБР;
- рассмотрение проблем туристского рынка КБР и перспективы их решения.
Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, М.А. Морозов, Г.П. Долженко, Д.С. Ушаков, Е.Н. Ильина, А.Х. Мамсиров, В. В. Кушхабиев и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати. В их работах проводится анализ ценностных свойств рекреационных ресурсов и условий развития туризма, предпринимается попытка сформулировать предложения по созданию научно обоснованных проектов развития туризма. Мамсиров А.Х. рассматривает экскурсионный туризм в КБР, Кушхабиев В.В. показывает принципы и методы управления развитием регионального туризма в КБР.
Структурно
работа состоит из введения, основной
части, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются специфика
туристского рынка и его классификация;
анализируется развитие и основные направления
совершенствования туристского рынка
России. Во второй главе исследуется современное
состояние туристского рынка России и
КБР; рассматриваются проблемы туристского
рынка КБР и перспективы их решения. В
заключении делаются выводы.
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка
Туризм – это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность – один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы. Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т. п. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествии резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа – туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.
Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально – технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.
Производители
услуг, предназначенных для
Точное
определение туризма должно базироваться
на следующих экономических
-
туризм есть результат
- туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;
- путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает;
-
туризм – это временное
-
туризм – это путешествие,
не включающее в себя
Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма:
«ТУРИЗМ – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания»[2,15].
Туризм
характеризуется временным
Среди
экономических характеристик
• туризм - результат передвижения людей к различным туристским пунктам назначения и их остановка там с целью удовлетворения туристских потребностей;
•
различные формы туризма
• путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где турист постоянно проживает;
• движение туристов к туристским пунктам назначения является временным, что означает, что туристы вернутся к местам постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;
• люди посещают туристские места с различными целями, но в их число не входят постоянное проживание и извлечение прибыли (деловая активность).
Основные факторы, влияющие на развитие туризма, делятся на:
- статичные (природно-географические, культурно-исторические);
- динамичные (демографические, социально-экономические, материально-технические, политические).
Кроме этого, факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на:
1)
внешние (экзогенные): демографические
и социальные изменения,
2) внутренние (эндогенные) - факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма: материально-технические, факторы туристского рынка.
Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков