Методы исследования и прогнозирования туристских рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная ТУРИСТСКИЙ РЫНОК.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)
 

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение             3

     Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка  7

    1. Специфика туристского рынка и его квалификация   7
    2. Развитие туристского рынка России            16
    3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка               27
 

    Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка

         России  и КБР                33

      2.1.   Исследование современного состояния туристского рынка

         России                 33

      2.2.   Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР           39

      2.3.   Проблемы туристского рынка КБР  и перспективы их решения    50 

      Заключение                  60

      Библиография                  63 
 
 

     Введение

     Актуальность  исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Развитие туризма, проявляющееся в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимозависимости и практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально – экономического роста на национальном и местном уровнях.

     Переход к рыночным отношениям вызвал глубокие преобразования в сфере туризма. Многообразие природных, климатических, ресурсных, исторических условий, способствующих формированию туристского продукта, стали основой для построения региональных туристских зон хозяйствования. Приоритетное значение для российского туризма имеет развитие туристского продукта регионов с наибольшим потенциалом туристских ресурсов, в число которых входит и Кабардино – Балкарская Республика. Специализация данных регионов на производстве туристского продукта, обеспечение его эффективного формирования, продвижения и реализации будет способствовать решению ряда важнейших на сегодняшний день региональных задач, таких как: создание рабочих мест, повышение доходов регионального бюджета, стимулирование развития отраслевой экономики. В связи с этим актуальное значение приобретает разработка принципов и методов развития регионального туризма, наиболее адекватных рыночным формам хозяйствования.

     В последнее время все чаще ученые и специалисты акцентируют внимание на принципах развития туризма, активизации  роли государства в этом процессе. Необходимо отметить, что туризм может выступить генератором социально – экономического роста государства, только в случае его гармоничного развития: максимально эффективного сочетания рыночных аспектов экономических связей и социально ориентированных целей общества. Выгода от туристской деятельности с точки зрения рынка и с точки зрения общества различны, туристская фирма стремится максимизировать свою прибыль, а общество заинтересовано в росте благосостояния нации в целом. Пока в российском туризме превалируют коммерческие начала, зачастую сказывающиеся негативно на социально – экономической ситуации в стране. Поэтому возникает объективная необходимость четкого концептуального государственного регулирования в сфере туризма, создание реального институционального и экономического механизма, способствующего развитию туризма и обеспечивающего эффективное совмещение общественных интересов и интересов предпринимательства. Расходы на туризм, их разносторонность и масштабность оказывают серьезное воздействие на экономику, которое носит как прямой, так и косвенный характер. Прямое воздействие – это поступление денежных средств в результате расходов, производимых туристами. Предприятия сферы туризма, к которым непосредственно поступают расходы туристов, в процессе осуществления своей деятельности находятся в тесной взаимосвязи с другими секторами экономики, приобретая товары и услуги. В результате генерируется экономическая активность целого ряда смежных с туризмом отраслей, то есть оказывается косвенное воздействие. Пронизывая многие уровни экономики, туризм создает прямую и косвенную занятость, обеспечивает поступления в иностранной валюте, государственный доход и способствует социально – экономическому росту, как в отдельном взятом туристском регионе, так и в целом в стране.

     Принятие  всем цивилизованным миром «Концепции устойчивого развития» определяет приоритетной отрасль экологического туризма. Наличие большого количества природных, культурных и исторических памятников, нетронутых цивилизацией горных районов, пышных альпийских лугов, быстрых рек с изумрудными водопадами, разнообразных минеральных источников, соседство с большим количеством особо охраняемых территорий благоприятствует формированию и развитию в южном регионе РФ экологического туризма. Основными его функциями являются: освобождение индивидуума от чувства усталости, обеспечение отдыхающего возможностью развлечения и активного участия в природоохранных мероприятиях, расширения познавательного горизонта, творческой и организаторской деятельности.

     Именно  поэтому анализ современного состояния рынка туристских товаров и услуг, перспектив его развития и вклада туризма в мировую и национальную экономику чрезвычайно важен. Углубленное познание рынка туризма начинается с базовых понятий, которые имеют основополагающее значение для понимания и отдельных проблем туризма как экономической системы, и механизма его функционирования в целом. Также нельзя не обойти вниманием формы рыночных структур в туризме, на которых действуют туристские предприятия, и концентрацию производства.

     Объект  исследования – рынок туристических услуг России.

     Предмет исследования – перспективы развития туристского рынка России и КБР.

     Цель исследования – изучение основных методов исследования и прогнозирования туристских рынков.

     Задачи  исследования:

     - определение туристского рынка и изучение его специфики;

     - рассмотрение основных направлений  развития и совершенствования  туристского рынка;

     - исследование современного состояния туристского рынка России;

     - анализ исследования и прогнозирования туристского рынка КБР;

     - рассмотрение проблем туристского рынка КБР и перспективы их решения.

     Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в области экскурсоведения, таких как Б.В. Емельянов, М.А. Морозов, Г.П. Долженко, Д.С. Ушаков, Е.Н. Ильина, А.Х. Мамсиров, В. В. Кушхабиев и др., обширный перечень краеведческой литературы, материалы периодической печати. В их работах проводится анализ ценностных свойств рекреационных ресурсов и условий развития туризма, предпринимается попытка сформулировать предложения по созданию научно обоснованных проектов развития туризма. Мамсиров А.Х. рассматривает экскурсионный туризм в КБР, Кушхабиев В.В. показывает принципы и методы управления развитием регионального туризма в КБР.

     Структурно  работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются специфика туристского рынка и его классификация; анализируется развитие и основные направления совершенствования туристского рынка России. Во второй главе исследуется современное состояние туристского рынка России и КБР; рассматриваются проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения. В заключении делаются выводы.  

Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка

    1. Специфика туристского рынка и его классификация.

     Туризм  – это прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность – один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы. Люди всегда путешествовали на свой страх и риск. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т. п. На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествии резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа – туризма, который можно купить и продать на потребительском рынке.

     Возникновение туризма как товара потребовало  формирования соответствующей материально – технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

     Производители услуг, предназначенных для обслуживания туристов, объединились в отрасль  «туризм». Туризм не является товаром  первой жизненной необходимости, поэтому  он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества.

     Точное  определение туризма должно базироваться на следующих экономических характеристиках[26,12]:

     - туризм есть результат передвижения  людей по различным туристским  маршрутам; 

     - туризм всегда включает в себя два элемента: путешествие в пункт назначения и остановка там;

     - путешествие означает выезд из  страны (или региона), где турист  постоянно проживает; 

     - туризм – это временное передвижение  туриста по туристскому маршруту, то есть турист возвращается через какое – то время к месту своего постоянного проживания;

     - туризм – это путешествие,  не включающее в себя деятельность  по извлечению прибыли. 

     Современное определение туризма, принятое ООН, заключается в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

     Законом РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закреплено следующее определение туризма:

     «ТУРИЗМ – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания»[2,15].

     Туризм  характеризуется временным перемещением населения из одного региона (района, города, страны) в другой, если оно  не связано с переменой места  жительства и работы. Туризм – это  удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных или деловых встречах.

     Среди экономических характеристик туризма  пять должны быть определены концептуально [40,13]:

     • туризм - результат передвижения людей к различным туристским пунктам назначения и их остановка там с целью удовлетворения туристских потребностей;

     • различные формы туризма содержат два базовых элемента: путешествие (перемещение) в туристский пункт  назначения и остановка в этом пункте назначения, которая включает в себя удовлетворение потребностей в размещении, питании и т.п.;

     • путешествие означает выезд из страны (региона, места проживания), где  турист постоянно проживает;

     • движение туристов к туристским пунктам  назначения является временным, что  означает, что туристы вернутся к местам постоянного проживания через несколько дней, недель или месяцев;

     • люди посещают туристские места с  различными целями, но в их число  не входят постоянное проживание и  извлечение прибыли (деловая активность).

     Основные  факторы, влияющие на развитие туризма, делятся на:

     - статичные (природно-географические, культурно-исторические);

     - динамичные (демографические, социально-экономические, материально-технические, политические).

     Кроме этого, факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на:

     1) внешние (экзогенные): демографические  и социальные изменения, экономические  и финансовые факторы;

     2) внутренние (эндогенные) - факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма: материально-технические, факторы туристского рынка.

Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков