Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа
Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография
В
настоящее время мировой
С
целью повышения качества туристских
услуг необходимо проводить стандартизацию
(аттестацию) деятельности инструкторов
- проводников в области
Проблема
повышения качества туристических
услуг является комплексной и
должна решаться как за счет мер
по совершенствованию системы
Для
совершенствования
В
ближайшие годы основная задача состоит
в необходимости
Повышение квалификации персонала должно предусматривать обучение без отрыва от основной деятельности, а именно, регулярный внутригостиничный и внутрифирменный тренинг. Именно такая система повышения квалификации показала наибольшую эффективность в зарубежных странах, успешных в области развития туризма. Для менеджеров высшего управленческого звена наиболее целесообразным является повышение квалификации в рамках специализированных программ, в том числе организации зарубежных стажировок[21,77].
Для подготовки работников смежных отраслей, обслуживающих туризм, необходимо формирование специальных программ обучения и соответствующих стандартов. Для определения направлений подготовки специалистов необходим регулярный мониторинг потребностей в выпускниках профильных учебных заведений.
Необходима разработка критериев и внедрение системы рейтинговой оценки профильных учебных заведений, что позволит обеспечить молодежь достоверной информацией о состоянии рынка образовательных услуг в сфере туризма.
Государственная поддержка развития туристической инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее[15,19].
Необходимо развитие туристической инфраструктуры в историко-культурных центрах России, малых и средних исторических городах, что требует формирования раздела по развитию туристской инфраструктуры ФЦП «Развитие историко-культурных зон в России». В исторических городах, перспективных для привлечения туристов, целесообразно формирование культурно-туристских зон, включающих не только памятники архитектуры, истории и культуры, но и объекты, предоставляющие туристам полный комплекс услуг проживания, питания, развлечений, информационного обслуживания и др. Особенностью таких зон является их использование как туристами, так и местными жителями, что особенно важно для социально-экономического развития малых исторических городов в целом[58,238]. Таким образом, вопросы создания туристической инфраструктуры должны быть тесно взаимоувязаны с потребностями в развитии исторических городов.
Одним
из перспективных направлений
Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и в целом развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания[56,118]. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.
Развитие
современных туристических
Дополнительный
импульс для въездного и
Создание
условий для развития круизного
туризма возможно путем разработки
комплекса мер, включающих реконструкцию
и строительство морских
Одной
из основных задач в ближайшие годы является
подготовка квалифицированных кадров
для обслуживания гостей и участников
Зимней Олимпиады в Сочи. Для этого необходимо
разработка и внедрение специальных образовательных
программ для подготовки и повышения квалификации
работников туристической индустрии Сочи.
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка России и КБР.
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка России
Актуальность этой темы определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристского спроса и предложения и в такой же мере интернационализация, интеграция и регионализация. В условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают.
К сожалению, в туризме маркетингу уделяется внимание, явно недостаточное для условий рыночных отношений в России. Именно в туризме предприниматели сильно ориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения является тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могли без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России, обусловленный огромным количественным потенциалом рынка, высоким уровнем образования населения, его готовностью расходовать деньги на отдых и традиционной щедростью русских на отдыхе, в недалеком прошлом не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма[54,15].
Маркетинговые исследования как один из основных инструментов маркетинга имеют существенное значение в процессе систематического сбора, анализа информации с целью выявления угроз, слабых и сильных сторон и возможностей туристского рынка для определенной фирмы, а также с целью выработки соответствующей маркетинговой стратегии для успешного ведения бизнеса.
Исследования, проводимые в туризме, обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений менеджерами туризма. Они позволяют: выявить значительные проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса, причины их возникновения и возможные пути их разрешения; определить будущие тенденции на туристском рынке; увидеть новые возможности; найти эффективные пути ведения бизнеса; а также дают возможность лучше понять запросы рынка и снижают вероятность риска от изменений, постоянно имеющих место на рынке[6,88].
Многочисленные организации и агентства заняты в проведении маркетинговых исследований и сами пользуются их результатами. Это и правительство, и образовательные институты, и консультационные учреждения, и торговые ассоциации, а также рекламные агентства, средства массовой информации, отели и мотели, авиакомпании и т. д.
Туристская индустрия не может существовать без туристов - потребителей туристских товаров и услуг, желающих потратить свои доходы на туризм. Потребительский рынок состоит из множества принципиально разных субрынков, ведущих себя по-разному в процессе принятия решения о покупке. Задача деятеля туристского рынка - понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах, влияющих на покупательское поведение[4,201].
Такими факторами являются: изменения в покупательском поведении, доходы населения, принадлежность к определенной расе, пол, образование, род занятий, мнения, мода, время, обычаи, привычки и традиции, образ жизни.
При планировании с целью эффективного прогноза тенденций, которые могут иметь место в будущем в туристской индустрии, необходимо учитывать все факторы, оказывающие влияние на туризм. Предприятия туризма должны внимательно изучать рынок с целью наилучшего его обслуживания и одновременно получения большей прибыли. При определении сегментов рынка особенно важна информация о потребительских рынках, с которыми будет выгоднее всего работать, эта информация также важна при разработке стратегии маркетинга и маркетингового плана[24,108].
Построение прогнозов развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране в настоящее время базируется на следующем постулате: «Россия обладает колоссальным туристским потенциалом». Он закреплен в «Концепции реорганизации и развития туризма в Российской Федерации», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 22.12.95 г. № 1284. С тех пор это утверждение, как нечто окончательно доказанное, можно встретить во многих научных публикациях и официальных государственных документах. Однако при критическом взгляде на ценностные свойства природных и историко-культурных ресурсов России возникает потребность несколько пересмотреть данное, казалось бы, неоспоримое в своей правоте положение, что по-иному заставляет оценить сегодняшние реалии туризма и, соответственно, весь стратегический план его развития[15,11].
Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков