Методы исследования и прогнозирования туристских рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная ТУРИСТСКИЙ РЫНОК.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

     Прежде  всего следует отметить тот крайне важный для туризма факт, что Россия принадлежит к числу северных стран со всеми вытекающими из этого географического положения последствиями для его развития: длительной холодной зимой, пониженным ультрафиолетовым излучением, коротким летом, непродолжительным сроком купания в открытых водоемах и др.

     Всей  своей территорией наша страна расположена в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом, в которых невозможно организовывать массовый туризм, кроме как экстремальный (малочисленный и малоприбыльный для государства), и умеренном с его четырьмя типами климата - умеренно-континентальным, континентальным, резко-континентальным и муссонным. Только Черноморское побережье в пределах Краснодарского края - главный рекреационный район страны - находится в субтропическом климатическом поясе, считающемся во всем мире одним из самых привлекательных для организации массового оздоровительного туризма на побережьях теплых морей. Ярким примером служит Средиземное море, притягивающее миллионные массы туристов со всей средней и северной Европы, а также из других регионов мира.

     Более половины территории России лежит выше 60-го градуса северной широты - северной границы умеренного пояса. Почти 3/4 страны относится к зоне Крайнего Севера и приравненным к нему территориям. Широкое распространение имеет многолетняя мерзлота, занимающая более 50% ее площади, а 10% относится к заболоченным местностям.

     Оценка  природных условий России, проведенная  по методике, разработанной О. Р. Назаревским, подразделяет всю территорию страны по степени благоприятности природных условий для проживания человека на пять ареалов (рис. 1):

     1) наиболее благоприятные территории,

     2) благоприятные,

     3) малоблагоприятные,

     4) неблагоприятные,

     5) крайне неблагоприятные.

     Рис. 1. Оценка природных условий России для проживания человека, по О.Р. Назаревскому.

     Исследованиями  О. Р. Назаревского показано, что около 70 % территории России неблагоприятны или малоблагоприятны для жизни человека. К наиболее благоприятным для проживания относятся западные районы в пределах Северо-Западного, Центрального, Центрально-Черноземного, северной половины Поволжского и почти всего Северо-Кавказского экономических районов[15,13].

     Теплый  период, в который предпочитает отдыхать преобладающая часть населения  страны, имеет в большинстве регионов с благоприятными условиями проживания продолжительность не более трех месяцев. Дискомфортность природных условий на всех территориях особо ярко выражается в холодное время года при низких температурах и сильных ветрах.

     Не  способствует интенсивному развитию туризма, особенно въездному в те или иные регионы страны, также отсутствие на их территориях уникальных, единственных в своем роде творений природы, поражающих воображение людей, таких как водопад Игуасу в Южной Америке, кальдера Нгоронгоро в Африке с уникальным скоплением крупных диких животных, кораллы Большого Барьерного рифа у восточного побережья Австралии, гималайские гиганты на территории Непала и другие чудеса природы, находящиеся во многих странах мира.

     По  причине сказанного, приходится признать то, что природные ресурсы и условия России, достаточные для развития различных видов внутреннего туризма, не могут являться фактором, генерирующим большие и устойчивые потоки въездного туризма. По оценкам компании «Интурист», около 75 % иностранных гостей посещают только Москву и Санкт-Петербург, а также города «Золотого кольца России». Но объемы туристского потока на маршрутах по «Золотому кольцу» значительно ниже, чем в столичные города страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Исследование современного  состояния туристского рынка КБР

     Рынок туризма еще не до конца исследован и есть потенциал для дальнейшего  развития туристических услуг потенциальным  потребителям туристского продукта. Учитывая специфику современного туристского  рынка, необходимо отметить, что маркетинговые исследования охватывают комплекс задач: выявление сложившегося и перспективного спроса на туристские услуги в регионе и имеющиеся предложения; определение имеющихся объемов и типов туристских расходов.

     Большое значение имеет разработка региональной программы развития индустрии туризма, основывающаяся на анализе спроса на туристские услуги данного региона, которая требует наличия большого объема информации о потребителях и производителях туристских услуг, факторах, влияющих на туристский спрос, и характере этого влияния, а также о существующих тенденциях изменения уровня потребления, обеспечения на этой основе наиболее полного удовлетворения потребностей населения в туристских услугах и наиболее рационального использования существующего туристского продукта[5,45].

     Для успешного ведения туристского  бизнеса необходимо не только уметь  предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого  проводятся маркетинговые исследования.

     Правильное  понимание потребителей туристского продукта предоставляют туристической фирме возможности: прогнозировать их потребности; выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом; улучшать взаимоотношения с потенциальными потребителями; приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов; понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении туристских услуг; выяснять источники информации, используемые при принятии решений о покупке туров; устанавливать, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении туристского продукта; вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы наиболее эффективного комплекса маркетинга; создавать систему обратной связи с потребителями туристских услуг; налаживать эффективную работу с клиентами.

     Таким образом, маркетинговые исследования потребителей туристского продукта – систематическое определение  круга данных, необходимых в связи  со стоящей перед фирмой маркетинговой  ситуацией, их сбор, анализ и отчет  о результатах и последующее использование исследования, представляющее собой процесс, состоящий из нескольких этапов.

     Для современного этапа реформирования экономики России, важным является решение проблемы стабильного экономического роста, прежде всего в такой отрасли экономики, как туризм. Это обусловлено тем, что туризм является одной из наиболее мощных и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Многоотраслевой характер и тесная взаимозависимость практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действительного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и местном уровнях.

     Практика  социально-экономического реформирования дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, в частности, туристской отрасли, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе становления. В качестве основных признаков данного периода можно рассматривать[32,69]:

     • всеобщую информационную обеспеченность;

     • сравнительно высокую наукоемкость;

     • международную интеграцию;

     • формирование единого экономического пространства;

     • социальную ориентацию.

     В этих условиях особую значимость приобретает  обоснование и разработка теоретико-методологических и методических подходов к управлению социально-экономическими процессами в туризме и их планированию. Причем, особую задачу составляет выбор адекватных методов и моделей управления с учетом складывающихся политических, социальных и экономических условий, а также дальнейшее совершенствование плановой деятельности, в том числе под влиянием рыночных механизмов.

     Специальные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о глобальном возрастании роли государства в протекании социально-экономических процессов. Подтверждением этого является доклад Всемирного банка о роли государства в меняющейся экономике. В этом докладе отмечается, что функции современного государства выходят за пределы чисто экономической сферы и являются фактором стабилизации общества. Данный тезис особенно важен для Кабардино-Балкарии, как впрочем, и для остальных субъектов Южного Федерального Округа, поскольку только разумная политика центра может окончить локальные конфликты в этом регионе, тем самым, увеличив приток туристов[29,32].

     Необходимо  заметить, что в последние годы точка зрения о стабилизирующей  роли экономической политики государства  становится все более распространенной. Более того, исследования показывают, что существует прямая и непосредственная зависимость между экономической политикой государства и уровнем развития рыночных отношений: чем выше уровень развития рыночных отношений, тем более многогранной и сложной становится деятельность государства в экономической сфере. В странах с большой удельной долей туризма в ВВП государство превращается и главный и единый координирующий и регулирующий центр экономической системы. Оно активно воздействует на параметры и индикаторы функционирования туристской индустрии и поддерживает желательный режим экономической динамики, используя для этого разнообразный арсенал средств и методов Преодоление противопоставления государства и экономики, государства и рынка представляется возможным только на основе эффективного сочетания директивных, индикативных и рыночных регуляторов экономической динамики.

     Причем  активизация роли государства в  решении задачи обеспечения устойчивого  экономического роста в сфере  туризма должна сочетаться с процессами рыночного реформирования, то есть, необходим синтез государственного регулирования и рыночного саморегулирования для реализации как краткосрочных, так и долгосрочных целей экономического роста. В этой связи необходимо понимание не только характера, форм и методов государственного регулирования, но и изменения природы рыночного саморегулирования.

     Использование зарубежного опыта очень актуально  для Кабардино-Балкарской Республики. До конца 80-х гг. XX а доля прибыли  от туристского и санаторно-курортного комплексов в бюджете республике составляла порядка 15-17%. В последующие годы прибыль от туристско-экскурсионных и санаторно-оздоровительных услуг не превышала 1,5% в общем объеме валового регионального продукта Кабардино-Балкарской Республики[32,70].

     Представляется, что экономический рост туристской индустрии может быть осуществлен  посредством перехода к новой  экономической политике, предусматривающей  разумное сочетание активной политики экономического роста с внедрением новых технологий государственного управления и регулирования, включая переход к системному индикативному планированию.

     Необходимо  отметить, что достаточно быстро сформировать адекватную систему государственного управления и регулирования для  переходной экономики России не представляется возможным вследствие действия значительного числа объективных факторов, важнейшими из которых являются следующие:

     1. деформированная структура национальной  экономики с высокой долей  затрат в структуре конечного  продукта;

     2. медленное развитие частного сектора экономики и отсутствие эффективного собственника как общественного слоя;

     3. нерыночная структура занятости  населения;

     4. существенное неравновесие материальных  и финансовых пропорций, которое  приводит к инфляции и стагфляции;

     5. сравнительно низкая степень законодательного и нормативного обеспечения процесса управления в условиях рыночных отношений;

     6. преобладание затратных принципов  в менталитете хозяйствующих субъектов, особенно в государственном секторе экономики;

     7. слабая ориентация управленческой деятельности на перспектив и преобладание тактического управления;

     8. неготовность аппарата государственного  управления к рациональной деятельности в новых условиях;

     9. наличие значительного по масштабам  теневого сектора, приносящего огромные убытки легальному туризму;

     10. политическая нестабильность.

     Указанные выше факторы в значительной степени  обусловливают существенные особенности  формирования системы государственного управления и регулирования туризма  в условиях переходной экономики России вообще, и Кабардино-Балкарии, в частности. Вместе с тем, как показывает мировая практика, представляется целесообразным не выбирать ту или иную уже готовую теоретическую модель развития, а создать конкретную, но синтезированную конструкцию. В связи с тем что для современной России возникла ситуация с большим набором проблем и задач, представляется целесообразным синтезировать все представления о развитии туризма и его государственном регулировании и разработать свой вариант модели развития, адаптированный к российским условиям.

Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков