Методы исследования и прогнозирования туристских рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 21:20, дипломная работа

Краткое описание

Введение
Актуальность исследования. Тема данной дипломной работы «Методы исследования и прогнозирования туристских рынков» является актуальной, так как в настоящее время туризм является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально – культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования туристского рынка 7
1.1. Специфика туристского рынка и его квалификация 7
1.2. Развитие туристского рынка России 16
1.3. Основные направления развития и совершенствования туристского рынка 27
Глава II. Методы исследования и прогнозирования туристского рынка
России и КБР 33
2.1. Исследование современного состояния туристского рынка
России 33
2.2. Исследование и прогнозирование туристского рынка КБР 39
2.3. Проблемы туристского рынка КБР и перспективы их решения 50
Заключение 60
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная ТУРИСТСКИЙ РЫНОК.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

      В последние годы значительно возросли объемы капитальных вложений на реконструкцию и строительство объектов культуры в Республике, особенно в таких туристских районах, как Приэльбрусье, Чегем, и т.п.

      В целях увековечения памяти прославленных  жителей КБР проводится большая  работа по сохранению памятных мест, связанных с их именами.

      В сегодняшних условиях прослеживается безусловная связь туристической  отрасли и проблем сохранения историко-культурного наследия. Культурный туризм признается самым важным направлением деятельности в наступившем столетии. Комитет по культуре и туризму КБР в своей деятельности руководствуется пониманием того, что это не только огромный сектор экономики, где решается множество проблем - от занятости местного населения до поддержки реставрационных и восстановительных работ на объектах культурного наследия, развитие уникальных предприятий и художественных промыслов, но и один из важнейших источников внебюджетных инвестиций, надежный способ улучшить социальное положение населения[64,201].

      Туризм  представляет собой именно такую  отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить рентабельное использование ресурсов, природного и историко-культурного наследия, традиций. Правильно спланированный и рационально организованный туризм является особым и очень эффективным видом экспорта, не требующим вывоза материальных и природных богатств, на месте предоставляющим потребителю услуги. Индустрия туризма, как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации.

      Как уже отмечалось, деятельность в сфере  туризма осуществляется в рамках республиканской целевой программы  «Развитие туризма в КБР на 2010-2020гг.».

      Основными направлениями являются:

      - формирование современной туристской инфраструктуры (совместно с инвесторами);

      - разработка новых туристских  маршрутов и предложений по  развитию туризма в муниципальных  образованиях;

      - продвижение туристских ресурсов и турпродукта области - российском и международном туристских рынках;

      - поддержка социального туризма;

      - организация туристского досуга.

      Особое  место в деятельности комитета отведено работе по подготовке и повышению  квалификации экскурсоводов и работников культуры в области досуга. Специалистов этой профессии с каждым годом становится все меньше, а спрос на них все растет. Совместно с учебными заведениями Республики разработаны планы их подготовки, мастер-классы, аттестация и аккредитация экскурсоводов, ведется реестр и даются рекомендации турфирмам по их трудоустройству.

      Рост  туристских прибытий в КБР постоянен  и в последние годы и составляет 10-15%. Однако, как уже отмечалось раньше, основной контингент из них - это экскурсанты  и спортсмены-горнолыжники.

      Деятельность  по активизации притока инвестиций в сферу туризма в последние годы начала давать свои плоды. Вводятся в строй гостиницы, идет быстрыми темпами реконструкция санаториев и домов отдыха.

      С учетом многоотраслевой промышленной специализации и особенностей географического положения региона развитие туризма для республики в первом приближении видится как возможность реализовать рекреационные потребности населения с наименьшими затратами времени и средств, а также как инструмент формирования привлекательного имиджа. Однако для ряда административных районов республики, обладающих уникальными ресурсами, в том числе и мирового значения, туризм приобретает значение перспективной отрасли местной экономики оптимистичный сценарий развития туризма возможен при достижении соответствия уровня развития туристской индустрии уровню имеющегося туристского потенциала путем объединения усилий органов государственной власти КБР, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех заинтересованных организаций, а также отдельных граждан[22,32]. При этом возможны следующие положительные последствия:

      - создание новых рабочих мест;

      - увеличение доходов предприятий,  населения, бюджета территории;

      - возрождение местных культурных ценностей, развитие народного творчества, традиций, обычаев, народных ремесел;

      - оживление местной культурной жизни;

      - повышение спроса на сельскохозяйственную  продукцию и другие товары  местного производства;

      - повышение привлекательности  КБР;

      - охрана и восстановление местных  памятников культуры;

      - осознание обществом проблем  окружающей среды и необходимости ее защиты;

      - стимулирование развития смежных  отраслей;

      - расширение объемов регионального  экспорта;

      - совершенствование инфраструктуры, системы коммунальных объектов и служб, а также здравоохранения, безопасности и правопорядка;

     - дополнительные возможности для подготовки квалифицированных специалистов;

      - создание новых форм досуга, которыми  могут воспользоваться как местные  жители, так и туристы.

      Индустрия развлечений в республике представлена ограниченной номенклатурой и относительно малым количеством объектов. Наиболее развита сеть культурно-развлекательных учреждений – театров, кинотеатров, концертных и выставочных залов, художественных галерей. Есть зоны аттракционов в парках.

      Городу  Нальчику нужен молодежный познавательно-развлекательный  центр с демонстрацией в игровой форме новейших достижений науки и технологий. Нужны пользующиеся большой популярностью тематические парки развлечений, имеющие научную, техническую, историческую направленность.

      В составе туристских комплексов целесообразно  размещение спортивно-оздоровительных объектов (плавательные бассейны, тренажерные и спортивные залы многоцелевого использования, бани, массажные кабинеты, открытые спортивные площадки). Являясь дополнительными компонентами туристского обслуживания, они повышают комфорт проживания туристов и служат источником получения дополнительных доходов предприятиями туризма.

      Пик туристского сезона приходится на жаркие летние месяцы. В этот период особенно ценятся озелененные места кратковременного отдыха. Потребность в ландшафтно-рекреационных территориях составляет 0,8–1,0 га в расчете на 1000 единовременных посетителей туристских комплексов. Необходимо развивать сети объектов бытового обслуживания туристов, торговли сувенирами. Во время туристских поездок приобретаются сувениры, вещи и товары (путеводители, туристские карты, предметы бытового назначения). Часто покупки совершаются ради удовольствия. Поэтому сеть магазинов, торговых центров, рынков, предоставляющих возможность туристам делать покупки, входит в состав объектов туристского обслуживания.

      Наибольшей  популярностью у туристов пользуются магазины сувениров, художественной продукции, антиквариата, букинистические, мастерские народных ремесел, в которых можно  приобрести изготовленные тут же изделия. В составе туристских комплексов предусматривается обязательное размещение объектов торговли сувенирами и товарами первой необходимости.

      Безопасность  – один из важнейших факторов, влияющих на туристский спрос. В местах концентрации туристов их охрану и поддержание  общественного порядка обеспечивают полиция, службы безопасности гостиниц, концертных залов, других крупных общественных объектов. В туристских зонах и комплексах могут создаваться специальные охранные службы[64,200].

      Учитывая  сложность и многогранность проблем, необходимо использовать программно-целевой метод, который базируется на диверсификации задач и поэтапном разрешении проблем путем разработки мероприятий для решения каждой из поставленных задач. При этом основополагающими являются формирование системы реальных экономических показателей роста и определение источников привлечения инвестиций на территорию республики в соответствии с тенденциями развития российской и мировой конъюнктуры туристского рынка.

     В Стратегии социально-экономического развития КБР, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания КБР от 18.09.2003 № 990, обозначено, что «Кабардино - Балкарская республика обладает высоким туристско-экскурсионным потенциалом и многочисленными достопримечательностями, способными вызвать интерес на всероссийском и международном уровнях»[5,34]. Необходима постановка новой стратегической задачи - увеличение благосостояния населения республики путем стимулирования экономического роста. Благоприятное воздействие индустрии туризма и путешествий на все секторы экономики и на население, создание полноценного руководства этим воздействием будет способствовать получению положительных результатов не только для туристов, но и для жителей тех мест, где расположены туристские объекты, и в целом для природной, социальной и культурной среды КБР.

     Необходимость разработки Программы обусловлена:

     - сочетанием общереспубликанских мероприятий с конкретными мероприятиями по реализации тех или иных проектов на уровне муниципальных образований;

     - обеспечением принципа этапности и межведомственной координации при организации и проведении мероприятий.

     Таким образом, воздействовать на складывающуюся в  республике ситуацию в сфере  развития туризма возможно программно-целевым  методом, то есть с увязкой по исполнителям, ресурсам, срокам реализации комплекса разработанных мероприятий, ориентированных на достижение поставленной цели в решении данной проблемы.

     Разработка  Программы позволит привлечь дополнительные средства федеральных целевых программ и иных внебюджетных источников на реализацию целей, задач и мероприятий по обеспечению развития туризма на территории республики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.

     Таким образом, в современных условиях на развитие основных направлений туризма на перспективу окажут влияние факторы социального, экономического, политического и экологического характера. Развитие отечественного туризма также будет зависеть от конъюнктуры мирового туристского рынка. Наиболее весомым фактором, влияющим на уровень развития международного туризма, является политический фактор, выступающий в роли как стабилизирующего, так и усугубляющего развитие экономики. Так, например, создание безвизового туристского и экономического пространства способствует свободному перемещению людей, товаров и капитала, что служит основой развития туризма. И наоборот, ухудшение политической ситуации, рост международного экстремизма и терроризма пагубно влияет на интенсивность туризма и туристскую подвижность. Большинство государств мира, осознавая важность туризма для своих экономик, вкладывают значительные средства в продвижение национального туристического продукта с учетом специфики основных направляющих и принимающих рынков.

     Широкая рекламная кампания туристических  возможностей страны способствует росту  количества иностранных и отечественных  туристов, а, следовательно, и росту  поступлений в экономику страны. Данные ЮНВТО показывают, что для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государства затрачивают от 3 до 10 евро на некоммерческую рекламу туристического продукта. В соответствии с этим средний объем бюджетных средств, выделяемый в европейских странах на продвижение туристического продукта, составляет 31,7 млн.евро. К сожалению, при действующем в настоящее время бюджетном финансировании, которое составляет 0,69 евро на привлечение одного иностранного туриста, меры по продвижению российского национального турпродукта могут лишь минимально изменить параметры существующего туристского потока.

     Только  широкая имиджевая некоммерческая рекламная кампания туристических  возможностей страны, сосредоточенная на ключевых направляющих внешних и внутренних туристских рынках и носящая стабильный характер, позволит сделать въездной и внутренний туризм доходной составляющей всей туристической сферы России. Особое внимание необходимо уделить всестороннему продвижению российского туризма в странах СНГ, способствовать не только возрождению традиционных туристских маршрутов, но и представлению новых туристических продуктов.

     Проводниками  активного продвижения туристического продукта на основных направляющих рынках за рубежом могут и должны стать представительства Российской Федерации по туризму за рубежом, которые должны обеспечивать связь с туриндустрией этих рынков, со средствами массовой информации, другими участниками туристического процесса. Таким образом, задача государства состоит в продвижении российского туристического продукта на внутреннем и мировом рынках. Частный бизнес не может проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт, а создание образа России как страны, благоприятной для туризма, является исключительно государственной задачей. Это подтверждает мировая практика.

Информация о работе Методы исследования и прогнозирования туристских рынков