Мотивационные аспекты в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ТУРИЗМУ.docx

— 122.23 Кб (Скачать файл)


 

Рис.8. Положительные аспекты воздействия туризма на жизнь местного населения

Положительных аспектов довольно много, но также  хочется отметить и отрицательные аспекты, которые  тоже имеют место.

 






 

 

 

Рис.9. Отрицательные аспекты воздействия туризма на жизнь местного населения

 

Примером негативного  отношения к туристам может служить  конфликт интересов: местные жители агрессивно настроены против приезжих, так как те "ловят их рыбу, охотятся в их лесах" и т. п. Негодование  местных жителей может быть вызвано  разницей в материальном положении, системе ценностей, ощущением социального  неравенства и так называемой социальной дискриминацией. В некоторых  странах доход местных жителей, работающих в туристской индустрии, гораздо выше, чем у тех, кто  занят в других сферах. Например, турист может дать молодому посыльному один доллар в качестве чаевых за доставку багажа, в то время как отец посыльного зарабатывает доллар тяжелым трудом в течение нескольких дней. Такая  ситуация создает социальный конфликт, порождает иллюзию "легких" денег.

Как положительные, так и  отрицательные аспекты воздействия-туризма  на местное население проявляются  на различных уровнях - национальном, местном или индивидуальном. Удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим  интересам населения регионов и стран посещения, культурным и историческим ценностям, окружающей среде, природным ресурсам[2,стр.176].

 

2.2. Типология туристов

 

Как адаптируется туризм на новом месте во многом зависит  от его индивидуальных качеств .Выделяют четыре туристские роли:




 

 

 


 

 

 

 

Рис.10. Туристские роли и их характеристика[17,стр.150].

 

Роли организованного  массового туриста и индивидуального  туриста имеют институциональные (устоявшиеся) туристские формы.

Роли туриста-исследователя  и туриста-бродяги имеют неинституциональные туристские формы, которые принято считать "открытыми", потому что их взаимодействие с туристскими организациями минимально.

Институциональный туризм является массовым. Все услуги по перевозке, размещению, питанию и т. д. заблаговременно  бронируются туристскими организациями, которые берут на себя заботу о  туристе от начала до окончания поездки. Программа тура содержательно предлагает "незнакомое", но задача институционального туризма состоит в том, чтобы дать туристу возможность принять "незнакомое" без ощущения дискомфорта. Новые опыт и впечатления, получаемые туристом, необходимо планировать и держать под контролем. Туристу следует создавать иллюзию приключения, исключая малейший риск и непредвиденные ситуации. Этого можно достигать двумя способами:

1) трансформацией аттрактивных элементов;

2) стандартизацией туристских  удобств и объектов.

Каждый регион обладает аттрактивными элементами (достопримечательностями), способными привлечь туриста. Некоторые достопримечательности имеют мировую известность, стали своего рода "туристской маркой" страны и являются естественными средствами привлечения туристов, например швейцарские Альпы. Есть достопримечательности, создаваемые искусственно для привлечения туристов, например Диснейленд. Посещение и естественных, и создаваемых достопримечательностей является обязательным элементом массового туризма[11,стр.239].

Существует тенденция  трансформации естественных достопримечательностей с целями использования их в туризме  и соответствия массовому потребителю. Например, интересные объекты превращают в национальные парки, местные праздники  делают более колоритными, чтобы  заинтересовать туриста.

Стандартизация туристских объектов и услуг – обеспечение создания туристской инфраструктуры, соответствующую мировым стандартам. Но каждая страна должна сохранять местный колорит, что немаловажно для привлечения туристов. При этом определенные стандарты целесообразно распространять и на местные традиции. Например, ассортимент предметов народных промыслов следует составлять согласно туристскому спросу.

Трансформация естественных достопримечательностей и стандартизация туристских объектов и услуг, рассчитанных на удовлетворение потребностей массового туриста, имеют негативные стороны, а именно:

- утрачивается или сводится  к стандартам индивидуальность  достопримечательностей, в результате  чего некоторые из них перестают  почитаться местным населением;

- получает распространение  такое явление, как "изоляция  туриста", например строительство  объектов, рассчитанных только на  туристов (ночные клубы, казино). В массовом туризме это явление  усугубляется тем, что турист, как правило, не знает языка  страны посещения, огражден от  контактов с населением, не соприкасается  с "живой" культурой, ее  носителями и возвращается домой  с иллюзорными представлениями  о стране.

Поскольку роли туриста-исследователя  и туриста-бродяги имеют неинституциональные формы, отличие между ними основывается на степени риска и отчуждении от туристской системы, на их взаимоотношениях с населением страны, по которой они путешествуют.

Знакомство туриста-исследователя  со страной посещения, ее культурой, населением достаточно глубоко. Он пытается изъясняться на местном языке, но при этом не полностью "растворяется" в среде. Стремится, в отличие  от туриста-бродяги, лучше узнать местных  жителей, но не старается стать одним  из них.

Открывая новое интересное место, турист-исследователь "прокладывает дорогу" для массового туризма, который заинтересован в новых  маршрутах.

Известно, что туризм оказывает  большое влияние на регион, в котором  он развивается, и сила этого влияния  зависит от формы и типа туристских ролей. С точки зрения приспособления под туристский спрос, наибольшее воздействие  оказывают институциональные туристские формы. Именно для них и создаются  туристская инфраструктура, материальная база, дополнительные аттрактивные объекты и мероприятия. Неинституциональные туристские формы в этом отношении оказывают незначительное воздействие на регион[17,стр.151].

 

2.3 Место туристского  назначения и его роль в  мотивации туристского путешествия

 

Решение о цели путешествия  концентрируется вокруг выбора места  туристского назначения. Это могут  быть определенный участок, местность, регион или национальная территория. На коммерческом уровне места туристского  назначения охватывают зоны, посещаемые сезонно или круглогодично определенным количеством людей, для которых  поездка не ограничивается отдыхом. Место туристского назначения является целью поездки туриста[12,стр.272].

Места туристского назначения в зависимости от принимающей  способности делятся на две категории:

1) крупный город, принимающий  большое количество туристов, не  испытывающий при этом вредного  воздействия и не теряющий  своего туристского облика;

2) территория, имеющая ограниченную  возможность приема туристов, даже  при условии расширения средств  размещения (например, горный курорт, возможности приема которого  определяются такими показателями, как размер пляжа, протяженность  склонов и т. д.).

Повышение уровня насыщения  территории может вызвать негативные последствия для окружающей среды  и отдыхающих, в результате чего место туристского назначения будет  иметь, меньшую привлекательность.

Достижение определенного  уровня насыщения территории приводит к снижению интенсивности процесса передвижения туристов: потенциальные  потребители турпродукта предпочтут отправиться в другие места, создавая благоприятные условия для появления новых мест туристского назначения. Таким образом, возникает возможность роста спроса на поездки, что служит источником создания новых мест туристского назначения.

Рост и интенсивность  процесса передвижения туристов представляют стимулы для появления и развития новых мест туристского назначения. И это характерно не только для  регионов, традиционно дающих большие  туристские потоки. В мире растет число  регионов, из которых выезжает большое  количество туристов, создавая таким образом туристские потоки, вызывающие перераспределение в пространстве новых мест туристского назначения[15,стр.173].

Выбор места туристского  назначения определяется оценкой возможностей развлечения, удовлетворения потребностей, желаний и ожиданий туриста. Место  туристского назначения может привлекать своими естественными или искусственными факторами, культурными мероприятиями, спортивными соревнованиями, возможностями  для занятий спортом и т. д. Недостаток количества и качества услуг  оказывает отрицательное влияние  на поток туристов к месту туристского  назначения.

Индивидуальный облик  места туристского назначения является основным фактором привлечения туристов.

Некоторые места туристского  назначения появляются стихийно, т. е. ни частные лица, ни туристские организации  не предпринимают действий для привлечения  туристов и организации их приема. Организаторы поездок и рекламы  появляются после того, как место  туристского назначения уже получило развитие. Стихийное появление места туристского назначения может быть вызвано интересом к живописному району или месту, богатому минеральными и термальными источниками, обладающему лечебными свойствами. Некоторые не известные туристам места связаны с исключительными событиями, что привлекает к ним внимание общественности. Существует большое количество мест, которые были местами туристского назначения в силу ценности заключенного в них культурного наследия даже до возникновения туризма в современном его понимании[11,стр.324].

Появление нового места туристского  назначения неразрывно связано с  международными и национальными  проблемами, в частности с резко  выраженным неравенством между развитыми  и развивающимися регионами. При  решении этих проблем следует  учитывать, что процессы передвижения населения и возможности создания нового места туристского назначения способны оказывать влияние на возрождение  к жизни региона, в котором  оно расположено.

Положительное влияние места  туристского назначения на развитие региона возможно при следующих  условиях:

- в регионе не будет  другой, более выгодной для него  сферы деятельности;

- развитие места туристского  назначения не будет создавать  помехи стабильному функционированию  существующих видов деятельности и наносить ущерб окружающей естественной или социально-культурной среде;

- другие сферы деятельности  не будут мешать созданию нового  места туристского назначения.

Развитие места туристского  назначения должно проходить в рамках экономической и социальной жизни  региона. Поэтому существующие в  нем культурные, исторические и природные  элементы должны использоваться разумно.

Формы стратегии развития нового места туристского назначения основываются на двух главных принципах:

1) модель, которая успешно  реализовывалась в прошлом, не  является гарантией успеха нового  места туристского назначения;

2) новое место туристского  назначения следует развивать  таким образом, чтобы оно могло  гибко реагировать на изменения,  происходящие в туристских мотивациях  к путешествию.

В основу этих принципов  положен один фактор - постоянные перемены в спросе на туристский продукт. Таким  образом, новое место туристского  назначения должно соответствовать  спросу и мотивам к путешествию, которые традиционные места туристского назначения не могут удовлетворить в достаточной степени.

При планировании нового места  туристского назначения следует  обладать достаточной информацией  о клиентуре, чтобы ответить на вопрос, для кого создается туристский продукт. Изменения в демографической, социальной и профессиональной структурах потенциальных туристов, а также туристских мотивов должны рассматриваться в динамике, чтобы иметь последние данные о возможностях изменения профиля поездок и мотивов путешествия.

Туризм как социально-экономическое  явление оказывает определенное влияние не только на регион, в котором  развивается, но и на материальную и  духовную сферы деятельности человека и общества. Воздействие туризма  имеет сложный характер и может  быть как положительным, так и  отрицательным. Трудно оценить и  точно выявить все возможные  социальные воздействия туризма, поскольку  в большинстве случаев они  являются косвенными. Однако большинства  негативных последствий воздействия  туризма можно избежать путем  комплексного планирования и внедрения  современных методов управления этим процессом (жесткий контроль над  использованием территорий, ресурсов, оценка элементов туристского предложения  и др.).

Решение относительно путешествия  концентрируется вокруг выбора места  туристского назначения. Разнообразие туристских мотивов содержит в себе различные виды туристских поездок  и предполагает многочисленные возможности  появления новых мест туристского  назначения. Диверсификация образа жизни  создает богатый спектр мотивов  к путешествию, что, в свою очередь, определяет появление новых мест туристского назначения[6,стр.312].

ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ

 

3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации

 

Наиболее распространённым социологическим методом по изучению спроса населения на туристские услуги является анкетирование. Под анкетированием понимается исследование, в процессе которого получают необходимую для  решения поставленных задач информацию путём сбора и анализа ответов  населения на ряд целенаправленных вопросов.

Информация о работе Мотивационные аспекты в туризме