Мотивационные аспекты в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ТУРИЗМУ.docx

— 122.23 Кб (Скачать файл)

Анкета – очень гибкий инструмент исследования, так как  вопросы можно задать разными  способами.

Она должна быть тщательно  разработана, опробована, все выявленные недостатки анкеты должны быть устранены  до начала ее широкого использования. При подготовке анкеты туристские организации  могут обратиться к специализированным компаниям по маркетинговым исследованиям, которые помогут выбрать необходимые  вопросы, их форму, правильную формулировку и расположение вопросов. Существуют некие ошибки при составлении анкеты(см.рис.11).






 

Рис.11. Самые частые ошибки при составлении анкеты[5стр,215].

 

Каждый вопрос должен быть проверен на предмет соответствия целей  исследования. Вопросы, которые не так  уж важны для цели исследования должны быть опущены, так как они затягивают процедуру и раздражают опрашиваемых. Важно обращать внимание на формулировку вопросов. При этом нужно использовать простые, недвусмысленные слова, которые не влияют на направление ответа. Особого внимания требует также определение последовательности построения вопросов в анкете. Первые вопросы должны порождать интерес у респондентов, трудные и личного характера вопросы следует задавить в конце, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны идти в логической последовательности.

Заключительным этапом исследования является анализ и обобщение полученной информации, а также проверка полученных данных и результатов анализа  на обоснованность, надёжность и достоверность.

Обработка информации, полученной в результате анкетирования, может  производиться ручным и машинным способом. В основе анализа результатов анкетирования должны быть получены количественные оценки показателей, необходимые для прогнозирования[3,стр.286].

На принятие человеком  решения об участии в анкетировании  влияет такое число обстоятельств, что задача учесть их все вряд ли является разрешимой. Ведущим фактором регуляции любого человеческого  поступка – является мотивация. Она  включает в себя все виды побуждений - мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, установки и тому подобное. Мотивами называется то, что  побуждает человека к той или  иной деятельности. Проблема создания мотивации участия – чрезвычайно  важная методическая задача, потому что  в зависимости от того, какой смысл  придаёт человек своим действиям, выступая в качестве участника исследования, меняется не только их направленность, но и эффективность выполнения. Мотивы, побудившие респондента, могут в  той или иной мере соответствовать целям исследования[5,стр.220].

При исполнении роли респондента  различаются следующие виды мотивов:

- человек находит удовлетворение в проявлении активности в данном виде деятельности (например, с удовольствием рассуждает на предложенную интервьюером тему; в самостоятельно заполняемой анкете подчёркивает номера ответов, аккуратно вписывает недостающие фразы);

- стремление к результату, иногда безотносительно к тем действиям, с помощью которых он достигается (например, быстрее ответить на все вопросы; скорее заполнить анкету, ценой пропуска части вопросов);

- стремление использовать данную деятельность в каких-либо иных, не имеющих к ней прямого отношения;

- стремление получить общественную оценку своей деятельности и своей личности (например, «добросовестный, отзывчивый человек»).

Мотивация участия в исследовании может быть охарактеризована и в  другом ракурсе: как стремление достичь  успеха или избежать неудачи. Для  первого характерны подробность  ответов, высокая степень заполнения анкеты, наличие комментариев. Для  второго – уклонение от участия  в обсуждении, связанное с риском неправильно ответить, неправильно понять и тому подобное. Задачей является обеспечить интерес респондента к цели исследования и поддержать интерес к процессу участия. Усилия следует направлять на то, чтобы делать полезным результат и приятным процесс для респондента[19,стр.229].

Для достижения результативности и эффективности исследования должны соблюдаться следующие правила:

1. Исследования носили комплексный и систематический характер.

2. Соблюдались подходы, основанные на объективности (выводы предполагали и основывались на фактах), точности (данные должны быть максимально точными) и тщательности (рассматривались все допустимые, известные и уместные факты).

3. Социологическое исследование было тщательно спланировано и состоит из комплекса последовательных этапов:

- определение цели исследования;

- сбор информации;

- анализ информации;

- представление результатов исследования.

Цель вытекала из специфики  представлений темы и явилась  актуальной для данной работы.

Сбор информации предлагает в зависимости от особенностей объекта  исследования использование методов  изучения рынка, потребителей.

Анализ собранной информации предполагает переработку с помощью методов и приёмов, а также извлечение необходимых сведений из полученных данных. При анализировании использовался общенаучный метод - системный анализ. Он используется широко в исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей .Представление результатов исследования предлагает разработку выводов. Выводы вытекают из результатов анализа. При проведении анкетного опроса использовалась система сбора первичной информации[20,стр.40].

Частота проведения опроса имела разовый характер. Если в  дальнейшем по этой анкете провести опрос, то можно будет выявить жизненный  цикл запросов и основные тенденции  их изменений с течением времени.

По степени охвата применялся сплошной метод. Применялась следующая  форма опроса: анкетирование и  интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечал на вопросы  в присутствии анкетёра.

По форме проведения оно  было индивидуальным.

Также непосредственно происходило  личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер задавал вопросы и фиксировал ответы.

По форме проведения общение  было прямым (личным). Личное интервью позволило наблюдать за интервьюером и выслушать дополнительную информацию.

Точность результатов  опроса, проводимого в любой форме, зависит от качества инструментария (анкеты).

Анкета – это объединённая единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

При составлении анкеты принимались  во внимание ряд обстоятельств:

- эффективность проведения  анкетирования зависит от того, какие вопросы заданы, в какой  последовательности, какие возможные  варианты ответов заключены в  них. Все вопросы должны быть  проанализированы на предмет их умственности и целесообразности;

-   форма вопроса в значительной степени влияет на ответ;

-   анкета строится таким образом, чтобы просматривалась её четкая внутренняя логика.

В начале раздела анкеты включаются вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет  респондентов (пол, возраст).

Далее в анкете располагаются  контактные вопросы. Задачей является заинтересовать собеседника, ввести в  курс изучаемых проблем, провести «разминку».

Каждой поставленной задаче должен соответствовать блок основных вопросов.

Также анкета состоит из закрытых вопросов. Закрытые вопросы  предполагают выбор ответов из полного  набора вариантов, приводимых в анкете.

Вопрос с выборочным ответом. Суть: выбор предлагается сделать  из двух и более вариантов

В завершении анкеты можно  использовать расслабляющие вопросы или заключительную фразу. Эта фраза выражает искреннюю благодарность за участие в исследовании.

Для повышения качества анкетирования  и успешного проведения соблюдались  рекомендации, которые были весьма полезны при получении первичной информации:

1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопросов:

- вопросы являются простыми и понятными;

- вопросы носят однозначный характер.

2. Соблюдение принципов построения анкеты. Порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязательных – к деликатным.

3. Выбор оптимального объёма анкеты: анкета включает в себя 12 вопросов. Занимаемое время при заполнении анкеты 4-10 минут.

Для анкеты 10 вопросов являются оптимальным решением, так как  громоздкие анкеты вызывают большое  число отказов от ответа. Максимальное время для заполнения анкеты не должно превышать 20 минут[20,стр.41].

 

3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации

 

Для проведения опроса была разработана анкета (приложение 1), по которой было опрошено 120 человек. Проанализировав анкетные данные, мною были сделаны следующие выводы.

Первый вопрос анкеты несёт  демографический характер. Определяется соотношение женского и мужского пола.

71,2 % опрошенных составляют женщины и 28,8% - мужчины. Отсюда можно сделать следующие выводы, что наиболее активное участие в опросе принимали женщины, так как женщины более требовательны и любознательны, чем мужчины, легче идут на контакт и располагают временем для участия в опросе. Из 120 человек опрошенных 73 составляют люди менее 35 лет, а более 35 лет составляют 27 человек, что соответствует 60,8% и 39,2% соответственно.

Из полученных данных по этому вопросу, так же проанализировав  остальные результаты, можно сделать  следующие выводы: мотивация выбора путешествия в значительной степени  зависит от возраста. Люди до 35 лет  предпочитают более активный вид  отдыха, относительно дешевые путешествия  с использованием менее комфортабельных  средств размещения и транспорта, весёлый вечерний отдых (дискотеки, бары, встречи по интересам, праздничные  развлекательные программы, и так  далее). На туристическом рынке преобладает  много предложений, связанных с  молодёжным отдыхом, что вызывает спрос. Люди старше 35 лет предпочитают менее  активный отдых, более спокойный (курортно-пляжный  отдых, экскурсии по историческим местам), как правило, обеспечены, знают цену деньгам и развлечениям. Основной мотив этой группы - за свои деньги получить отличный отдых и провести весело время.

Второй вопрос позволяет  определить насколько опрошенные нуждаются в организации своего отдыха. Предпочитают ли пользоваться уже готовыми предложениями, либо же способны самостоятельно организовывать свой отдых, независимо ни от кого.

из 120 опрошенных готовы доверить организацию своего отдыха туристическим агентам 81,6%, то есть 98 человек, а оставшиеся 22 человека, то есть 18,4%, предпочли самостоятельно организовать свой отдых.

Из результатов опроса видно, что уровень спроса на услуги туристических фирм довольно велик, однако, при правильном мотивировании  населения, он может быть больше.

Третий вопрос анкеты определяет предпочтение туриста в выборе компании для отдыха.

 Из потенциальных клиентов, обращающихся в туристскую фирму , предпочли бы отдых с семьей 57% (68 человек), 33% (40 человек) отдают своё предпочтение отдыху с друзьями, только 10% (12 человек) из опрошенных 120 выбирают самостоятельный отдых.

Из этих данных можно сделать  следующие выводы: Одним из важных мотивов при выборе путешествия  является окружение туриста.

По данным анкеты наибольшее предпочтение отдается отдыху с семьей, что характеризует мотивационный  исход: семья является наиболее важной потребительско-покупательской организацией общества. Как правило, люди путешествующие семьей располагают достаточными средствами для предпочтительного им вида отдыха, стремятся обеспечить отдых ребёнка. Также они относительно ограничены в возможности выбора вида отдыха и развлечений. Отдых с друзьями – связан, как правило, с подавлением негативных моментов, возможностью приобретения новых интересов, приятным времяпрепровождением отдыха, наличием компаньона при путешествии.

Самое наименьшее количество опрошенных предпочитают самостоятельный отдых. Для туриста этой группы предполагается наибольшая степень учета его потребностей, высокая степень самостоятельности, малая коммуникабельность.

Четвертым вопросом анкеты является выбор страны для проведения летнего отдыха. Исследования показали, что 15% (18 человек) опрошенных клиентов предпочли бы провести отпуск в Европе, 42,5% (51 человек) в теплых странах (Египет, Турция), 20,8% (25 человек) выбрали страны Востока (Индия, Китай), 26,6% (32 человека) в России и 10% (12 человек) прочие страны. 

Анализируя анкетные данные, мы пришли к выводу, что сегодня  Турция и Египет привлекает туристов, прежде всего сочетанием невысокой  цены и неплохого качества.

Пятый вопрос позволил определить то, чем руководствовались туристы  при выборе направления.. При определении критериев было выделено следующее: 1) интенсивность рекламы, 2) отзывы знакомых, 3) популярность 4) прочее.

Наиболее популярным критерием  среди заполнявших анкету является отзывы знакомых, составил 49%, популярность – 26%, интенсивность рекламы – 15%, другое - 10%.

Информация о работе Мотивационные аспекты в туризме