Мотивационные аспекты в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. При развитии рыночной экономики в Российской Федерации особое внимание уделяется изучению объективных и субъективных причин и мотивов, побуждающих потребителя к принятию решения о путешествии и влияющие на его поведение при выборе туристского продукта среди множества альтернатив и возможностей. В наше время большое значение уделяется тенденциям появления и развития новых мест туристского назначения, взаимосвязи этого процесса с туристской мотивацией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ТУРИЗМА……………………..5
1.1Классификация мотивационных аспектов………………………..8
1.2Основные факторы туристской мотивации……………………...14
1.3Этапы принятия решения о покупке туристского продукта…...21
1.4Барьеры к путешествию…………………………………………………….22
Выводы…………………………………………………………………………..24
ГЛАВА 2 СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУРИЗМА……26
2.1.Влияние туризма на жизнь общества……………………………………...26
2.2.Типология туристов………………………………………………………...28
2.3.Место туристского назначения и его роль в мотивации путешествия…..31
Выводы…………………………………………………………………………..34
ГЛАВА 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ МОТИВАЦИИ………………………………………………………………….35
3.1Анкета - основной метод исследования туристской мотивации………….35
3.2. Анализ результатов исследования туристской мотивации…………......40
Выводы…………………………………………………………………………..45
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………………..49
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПО ТУРИЗМУ.docx

— 122.23 Кб (Скачать файл)

Из приведенного выше анализа  можно сделать следующие выводы. Самым высоким критерием является отзывы знакомых, популярность, что  характеризует более высокий  уровень спроса на выбор турпродукта, а такие критерии как интенсивность рекламы и прочее играет второстепенную роль.

Шестой вопрос является одним  из основных, он определяет цели, преследуемые при выборе путешествий .Основными мотивами у людей, выезжающих за рубеж, являются: развлечение и отдых, составляющие 47% (56 человека). Человек, посещающий какую-либо страну, желает почувствовать атмосферу развлечений, при этом посещает национальные праздники, фестивали, карнавалы, аттракционы, аквапарки, театры и др.

Купально-пляжный отдых  предпочитают - 40% (48 человек). Обилие солнца, теплое море привлекают туристов. Знакомство с достопримечательностями, исследование природных богатств края - 10% (12 человек). Самая маленькая доля опрошенных посетителей - 3% (4 человека) выбрали паломничество. Паломничество самовыражается в утверждении духовного состояния, в познании духовного, достижении внутренних конфессиональных целей, служащих для утверждения в сане и определённого положения в общине. Однако в данный период времени этот вид туризма не актуален.

Седьмой вопрос определяет вид транспорта, который является наиболее предпочтительным для опрашиваемых . Авиатранспорт выбрали 64 человека (53%), автобус – 15 человек (13%), железнодорожный – 38 человек (32%), автотранспорт – 3 человека (2%). Доминирующее место занимает воздушный транспорт так как играет главную роль в обеспечении международного пассажирообмена России с зарубежными странами. И не смотря на то, что обеспечение безопасности полетов резко ухудшилось, туристы предпочитают данный вид транспорта. Также комфортность является одним из мотивов. Состояние транспортной инфраструктуры и сферы информационного обеспечения определяют туристскую активность.

Передвигаться сухопутным транспортом (ж/д) гораздо безопаснее, кроме того дешевле. Однако изнуряющая протяженность поездки не ставит этот вид транспорта на первое место. 13% опрошенных выбрали приемлемым видом транспорта автобус. Это объясняется небольшим радиусом следования данного вида транспорта. Так же следует принимать во внимание автобусные туры по нескольким странам, ставшие последнее время популярными.Самый низкий процент – 2% - у личного автотранспорта, так как этот вид передвижения наиболее опасен.

Восьмой вопрос определяет, какой уровень проживания выбрали  туристы. Существуют традиционные отели  с большим набором услуг (4 звезды) и высоким уровнем обслуживания(5 звезд), с сокращенным набором  услуг(3–2 звезды), так же во внимание бралось съемное жилье. Анкетные данные показали , что гостиницы уровня 5 звезд выбрали 23 человека (19%) , на наш взгляд это связано с тем, что данная категория людей предпочитает высокий уровень обслуживания и имеет возможность его оплачивать. 23% анкетируемых остановились на уровне 4 звезды, 48% опрошенных (57 человек) выбрали отели 2-3*, их устраивает недорогое проживание с необходимым набором услуг. Съемное жилье имеет наиболее низкий процент (10%), так как не многие анкетируемые предпочитают обслуживать себя самостоятельно и платить наименьшую цену.

Девятый вопрос определяет планируемую продолжительность отдыха. В зависимости от продолжительности пребывания можно выделить несколько сегментов рынка путешествий: 1) краткосрочные поездки (от 1 до 3 ночей и от 4 до 7 ночей). Этот сегмент рынка развивается опережающими темпами. 2) среднесрочные поездки от 8 до 14 ночей, и 3) долгосрочные от 15 до 28 ночей.

Анализируя анкетные данные можно сделать вывод, что анкетируемые планировали свой отдых на срок от 8 до 14 ночей - 58 человек (48%), от 4 до 7 ночей - 41 человек (34%), от 15 до 28 ночей - 14 человек (12%), от 1 до 3 ночей – 7 человек (6%)

Заключительный десятый  вопрос носит социально-экономический  характер. Он выявляет потенциальные  возможности туристов. Определяется, какую сумму потенциальные туристы  могли бы потратить на проведение отпуска. Видно, что предпочитаемая сумма, которую турист мог бы потратить, составила от 5000 до 10 000 рублей, проголосовало 13%, что составило 15 человек из общего числа отпрошенных.

От 10 000 до 20 000 рублей вложило  бы 70% (84 человека),  от 20000 до 30000 рублей составило 15% (18 человек), и свыше 30 – 2% (3 человека).

Сумма оплаты за туристские услуги является основным видом мотива. Респондент, отвечавший на этот вопрос, учитывал, что влияние на туристское поведение оказывает уровень  доходов семьи. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и уровнем дохода выше среднего по мере того, как потребность  в отдыхе, связанном со сменой обстановки, с путешествием, превращается в одну из основных. Также спрос на туристские поездки продолжают предъявлять  лица с высоким уровнем дохода.

Наиболее активное участие  в опросе принимали женщины. Мотивация  выбора путешествия в значительной степени зависит от возраста. При  планировании отдыха люди предпочитают пользоваться услугами турфирм, нежели самостоятельно организовывать свой отпуск. Одним из мотивов при выборе путешествия  является окружение туриста. Наибольшее предпочтение отдаётся отдыху с семьей. При выборе направления туристы  руководствуются отзывами знакомых, родственников, друзей. Также мода на тот или иной туристический продукт, престижность конкретной страны оказывает  влияние на выбор путешествия. Интенсивность  рекламы играет не маловажную роль.

Целью путешествия отмечается следующее: в первую очередь развлечения (на летнем отдыхе люди хотят получить массу незабываемых и ярких впечатлений), на втором месте для туриста купально-пляжный  отдых потому что в летний период это наиболее естественное времяпрепровождения.

В зависимости от продолжительности  пребывания туристы выбирают краткосрочные  и среднесрочные поездки, потому что они могут спланировать свой отдых за счет летнего отпуска, продолжительность  которого часто составляет 14 – 20 дней.

Большинство туристов предпочитают авиатранспорт, так как он является мобильным и комфортным видом  транспорта. Железнодорожный транспорт  менее дорогостоящий, однако, минусом  является то, что человек затрачивает  много времени на переезд.

Большинство людей предпочитает отоли категории 2 -3 звезды, то есть необходимый минимум за невысокую плату.

При составлении анкеты целью  являлось определить отношение потребителей к туристским услугам и мотивацию  туристов, и факторы, оказывающие  влияние на выбор турпродукта. Проанализировав анкету и сделав соответствующие выводы, могу отметить, что поставленная цель достигнута.

При дальнейшем проведении социологического исследования по выявлению  мотивации путешествия и факторов, оказывающих влияние на выбор  турпродукта, можно будет выявлять основные тенденции, которые изменяются с течением времени, и таким образом организовывать деятельность туристической фирм для более продуктивной работы.

Социологическое исследование способно определить основные мотивы поездки, а также соответствие нового места туристского назначения традиционным туристским мотивам. Разнообразие туристских мотивов предполагает различные  варианты появления новых мест туристского назначения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Понимание мотивов потенциальных  туристов имеет большое значение при проектировании, составлении  и организации процесса реализации туристского продукта.

Мотивы в определенной степени предопределяют поведение  человека в качестве покупателя и  потребителя туристского продукта.

Цель путешествия определяет выбор места туристского назначения. Также, путешествие предполагает принятие других взаимосвязанных решений и включает не только оценку и выбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда, но ориентировано на выбор различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма. В идеале каждый из элементов должен быть оценен индивидуально, чтобы была достигнута цель максимально возможного удовлетворения потребностей.

Потребности определяют мотивы выбора турпродукта. Поэтому важно установить мотивацию потенциальных туристов, чтобы предоставить на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени будет соответствовать запросам потребителя.

Разнообразие туристских мотивов содержит в себе различные  виды туристских поездок и предлагает многочисленные возможности появления  новых мест туристского назначения. Разнообразный образ жизни создает  богатый спектр мотивов к путешествию, что, будет в дальнейшем предопределять появление новых мест туристского  назначения.

При написании курсовой работы и на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Мотивация как один  из важнейших факторов выбора  туристского продукта, является  важнейшей характеристикой, влияющей  на планирование отдыха, выбор, приобретение и совершение тура.

При освещении основных понятий  нельзя обойтись без рассмотрения характеристики и классификации, так как они  раскрывают основные понятия мотивации.

2. Туристская мотивация  характеризуется в совокупности  различных влияний и факторов. Основными факторами, побуждающими к путешествию и выбору являются: географические факторы, культура, экономические факторы и психология. Природные факторы - важнейший элемент побуждения к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают человека проводить отпуск. Экономика влияет на выбор путешествия и выбор услуг. Психология определяет характер мотива будущего поступка, который приобретает качество побудителя для его совершения. Все эти факторы взаимосвязаны и влияют на выбор туриста.

3. При опросе потенциальных туристов, о выявлении мотивов, влияющих на выбор путешествия можно отметить следующее:

- решение относительно путешествия концентрируется вокруг выявления целей путешествия, выбора места туристского назначения, экономического статуса, семейного положения;

-при выборе направления учитываются такие критерии, как: отзывы знакомых, известность, интенсивность рекламных обращений.

Таким образом, понимание  и использование туристских мотивов, знание различных моделей путешествия, влияющих на выбор конкретного туристского  продукта, могут стать залогом  успешного функционирования туристского  предприятия, продвижения туристского  направления и внедрению новых  форм взаимодействия с клиентом. Выявив мотивы, можно вырабатывать эффективные  приемы, способствующие привлечению  потенциального туриста и в конечном итоге воздействовать на характер и  объем туристского спроса и сбыта.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Александрова А. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов./ Александрова А. Ю. – М.: Аспект пресс, 2008. – 464 с.

2.Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие./ Балабанов И. Т., Балабанов А. И. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 176 с.

3.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник./ Батыгин Г. С. - М.: Аспект пресс, 2005. – 286 с.

4.Биржаков М. В. Введение в туризм./ Биржаков М. В. - СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2007. – 192 с.

5.Бутенко И. А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учебное пособие для университетов./ Бутенко И. А. - М.: Высшая школа, 2007.-176 с.

6.Весник В. Р. Основы менеджмента: Учебник./ Весник В. Р. - М.: Триада, 2005. – 384 с.

7.Гуляев В. Г. Туризм: Экономика и социальное развитие/ Гуляев В. Г. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 312 с.

8.Драгачёв С. П. Туризм и здоровье./ Драгачёв С. П. - М.: Знание, 2002. – 96 с.

9.Жулевич С. В. Организация туризма: Учебно-практическое пособие./ Жулевич С. В., Конанёв А. С. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 156 с.

10.Зорин И.В, В.А. Квартальнов.  Энциклопедия туризма./Зорин И.В, Квартальнов В.А - М.: Финансы и статистика, 2009.-87с.

11.Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: Учебное пособие./ Кабушкин Н. И. – Мн.: БГЭУ, 2000.-644 с.

12.Каутова Г. А. Экономика современного туризма./ Каутова Г. А. - СПб.: Издательский торговый дом «Герда», 2006. – 118 с.

13.Квартальнов В. А. Туризм: Учебник./ Квартальнов В. А. - М.: Финансы и статистика, 2005.-320 с.

14.Кватальнов В. А, Романов А. А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие./Квартальнов В.А, Романов А.А.-М.: Финансы и статистика,2007.-78с.

15.Ковалёв Е. М. Гуманитарная география России./ Ковалёв Е. М. - М.: Варяг, 2002.- 448 с.

16.Котлер Ф. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник: пер. с англ./ Котлер Ф. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 787 с.

17.Котляров Е.А. География отдыха и туризма./ Котляров Е.А. - М.: Мысль, 2009. -  237 с.

18.Мтаханов В. Н. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие./ Мтаханов В. Н. - М.: Экспертное бюро, 2001. – 160 с.

19.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2008. – 272 с.

20.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 288 с.

21.Методические рекомендации по маркетинговым исследованиям. - М.: Инфра-М, 2000. – 50 с.

22.Михеева Н. А. Менеджмент в социально-культурной сфере: Учебное пособие./ Михеева Н. А. – СПб.: Издательский торговый дом «Герда»,2005. – 170 с.

23.Мисеева Н. К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник./ Мисеева Н. К. - М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.

24.Сапрунова В.М. Туризм: Эволюция. Структура. Маркетинг: Учебное пособие./Сапрунова В.М. -М.: Аспект пресс,2003.-34с.

25.Скобкин С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Учебно-практическое пособие./ Скобкин С. С. - М.: Юрист, 2001. – 224 с.

26.Удальцова М.В.Психология  управления: Учебное пособие./Удальцова  М.В.-М.: Аспект пресс,2008.-150с.

Информация о работе Мотивационные аспекты в туризме