Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 22:16, курсовая работа
В наше время индустрия гостеприимства представляет собой отрасль с высоким уровнем конкуренции. Все чаще открывается новый ресторан. Новые концепции создаются с целью максимально полного удовлетворения потребностей определенных групп потребителей. Предприятия создаются, а через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса.
Введение
1. Предприятия питания в индустрии туризма
1.1 Исторический аспект возникновения и формирования предприятий питания в России
1.2 Классификация предприятий питания
2. Комплекс услуг предприятий питания и его роль в туризме
2.1 Современное определение комплекса услуг предприятий питания
2.2 Услуги предприятий питания как составная часть туристской индустрии
3. Обслуживание туристов на предприятиях питания
3.1 Принципы функционирования предприятий питания
3.2 Обслуживание посетителей
Заключение
Список использованных источников
Изучению вкусов
потребителей, попыткам максимально
полно удовлетворять их потребности,
а в необходимых случаях и
влиять на них, посвящены многочисленные
публикации в печати и научные
исследования. Специалистами выделяются
групповые, национальные, этнические,
а также индивидуальные вкусовые
проявления, которые, так или иначе,
влияют на предпочтение одного типа питания
другому и, как следствие, предпочтение
одного типа предприятия другому. Таким
образом, следуя привязанностям и нуждам
населения, государство, а также
компании, фирмы, организации, специализирующиеся
в общественном питании, создают, например,
рестораны национальной кухни, концептуальные
рестораны, молодежные кафе и бары,
закусочные и столовые для служащих,
рассчитанные на определенный сегмент
рынка и учитывающие социально-
Существующий стандарт
(ГОСТ Р 50764-95) устанавливает классификацию
предприятий общественного
Стандарт предусматривает следующие типы предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.
Тип предприятия
общественного питания
- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
- качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т. д.);
- номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.
Класс предприятия
общественного питания
- питание;
- изготовление кулинарной
продукции и кондитерских
- организация потребления и обслуживания;
- реализация кулинарной продукции;
- организация досуга;
- информационно-консультативные;
- прочие.
Услуги питания включают услуги по изготовлению кулинарной продукции и услуги по созданию условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия и подразделяются на услуги питания: ресторана; бара; кафе; столовой; закусочной.
В соответствии с
вышеперечисленными основными типами
предприятий общественного
Ресторан: изготовление,
реализация и организация потребления
широкого ассортимента блюд и изделий
сложного изготовления всех основных
групп из различных продуктов
и винно-водочных изделий. Услуги оказываются
квалифицированным
Бар: изготовление и реализация широкого ассортимента смешанных, крепких алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, закусок, десертов, мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров; создание условий для их потребления у барной стойки или в зале.
Кафе: изготовление и реализация разнообразного ассортимента блюд, изделий и напитков в ограниченном по сравнению с рестораном ассортименте и с учетом специализации; создание условий для их потребления.
Столовая: изготовление
кулинарной продукции разнообразной
по дням недели или скомплектованных
рационов питания (завтраки, обеды, ужины)
для различных групп
Закусочная: изготовление ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления из определенного вида сырья; создание условий для ее реализации и потребления.
Различные типы предприятий
общественного питания
- организация и
обслуживание: торжеств, семейных обедов
и ритуальных мероприятий:
- услуги официанта (бармена) по обслуживанию на дому;
- доставка кулинарной
продукции, кондитерских
- бронирование мест
в зале предприятия
- продажа талонов и абонементов на обслуживание скомплектованными рационами;
- организация рационального комплексного питания.
Оказываются услуги
и по организации досуга клиентов
предприятий общественного
Прочие немаловажные услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания:
- продажа парфюмерии,
принадлежностей для чистки
- мелкий ремонт и чистка одежды;
- упаковка изделий, приобретенных на предприятиях общественного питания;
- предоставление
потребителям телефонной и
- гарантированное
хранение личных вещей (
- вызов такси по заказу потребителя;
- парковка личных
автомашин потребителей на
Перечень услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания, может быть расширен в зависимости от его типа, класса и специфики обслуживаемого контингента потребителей.
Услуги, предоставляемые
предприятиями общественного
2.2 Услуги
предприятий питания как
Согласно Федеральному
закону «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации» под туристской
индустрией понимается совокупность гостиниц
и иных средств размещения, средств
транспорта, объектов общественного
питания, объектов и средств развлечения,
объектов познавательного, делового, оздоровительного,
спортивного и иного
В то же время предприятия
питания входят в группу предприятий
сферы материального
Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие «отрасль» как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
Питание является одной из основных услуг в технологии туристского обслуживания. Туристская индустрия питания включает в себя: рестораны, кафе, бары, столовые, фабрики-кухни, фабрики - заготовочные, буфеты, шашлычные, производственные магазины, киоски кулинарии и т. п.
Данные предприятия находятся как в собственности туристских фирм, так и на правах аренды. Большинство из них «встроено» в туристе гостиничный блок (гостиницу) и является их частью, реже данные предприятия работают в автономном (самостоятельном) режиме.
В зависимости от способа обслуживания различают предприятия: обслуживаемые официантами; самообслуживания; смешанного обслуживания.
По режиму питания туристов, данные предприятия предоставляют услуги в виде завтрака, полного пансиона, полупансиона, специального питания, питания для детей и др. В ряде гостиниц предусматриваются кухни, мини-бары, а услуга питания может быть реализована как в номере (по вызову, заказу), так и на предприятии питания.
По ассортименту питания туристов данная услуга подразделяется на комплексное питание, питание по выбору, питание по предварительному заказу, в том числе по обслуживанию торжественных актов, приемов, юбилеев, банкетов и др.
Предприятия подразделяются также по числу посадочных мест и режиму работы (круглосуточный, с ограничением по времени).
В зависимости от
степени технической
Класс - отличительный признак предприятия питания, характеризующий уровень качества обслуживания.
Помимо требований, описанных в ГОСТе Р, к туристским предприятиям питания предъявляется ряд дополнительных, особенных для этой сферы деятельности, требований.
Так, например, территория
предприятия общественного
Все помещения должны
быть оборудованы указателями (пиктограммами),
помогающими посетителям
В вестибюле на видном
месте должна быть вывешена копия
сертификата данного
- при обслуживании
организованных туристских
- предварительная
сервировка столов приборами,
столовой посудой с хлебом, холодными
закусками и специями может
быть использована во всех
типах и классах предприятий
только при обслуживании
- продукты, используемые
для приготовления блюд, должны
иметь сертификат, подтверждающий
отсутствие вредных для
Информация о работе Обслуживание туристов на предприятиях питания