Общие принципы планирования туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 00:17, реферат

Краткое описание

Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.

Содержание

ГЛАВА 1 Технология продаж туристских услуг 3
1.1 Существенные условия договора между туроператором и турагентом 3
1.2 Процедура заключения чартерного договора 4
ГЛАВА 2 Организация средств размещения 7
2.1 Дополнительные услуги, предоставляемые гостям отеля во время их проживания 7
2.2 Новое поколение импринтеров - электрические. Где применяются механические импринтеры в гостиницах европейского стандарта 8
ГЛАВА 3 Технология внутреннего туризма 9
3.1 Состояние рынка гостиничных услуг. Типы средств размещения в РФ. Состояние гостиничного фонда 9
3.2 Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в основных районах туризма 10
3.3 Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФ на современном этапе 13
3.4 Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в Поволжье 14
ГЛАВА 4 Стратегическое планирование туризма 19
4.1 Общие принципы планирования туризма 19
4.2 Стратегический менеджмент: основные элементы и этапы 22
ГЛАВА 5 Транспортное обслуживание 25
5.1 Правовые основы регулирования перевозок воздушным транспортом 25
5.2 Регулярные и чартерные рейсы. Отличия, преимущества, проблемы и перспективы 26

Вложенные файлы: 1 файл

стратег план туризма.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Рентабельность гостиниц в регионах составляет 15 - 20%, а в Москве 17 25%. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%.

К ключевым тенденциям развития гостиничного бизнеса в России относятся:

o          Постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости и приток инвесторов в гостиничный бизнес .

o          Ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах.

o          Выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом.

o          Увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов.

o          Создание производств полного цикла российскими туроператорами.

o          Консолидация гостиничного бизнеса.

o          Покупка зарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями.

Государственная система классификации разделяет средства на три основных типа и пять общепринятых категорий.

Основные типы средств размещения:

         гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров более 50;

         гостиницы, мотели и пр. с количеством номеров менее 50;

         дома отдыха, пансионаты и аналогичные средств размещения.

Категории: пять звезд, четыре звезды, три звезды, две звезды и одна звезда. В системе классификации звезды присваиваются всем категориям средств размещения: гостиницам, мотелям, пансионатам, домам отдыха и др.

На сегодня количество гостиничных мест в Москве составляет около 63000. Номерной фонд приблизительно 35 000. Количество гостиниц в городе - около 150 (это примерно 4% от общего числа российских гостиниц). Почти треть гостиниц расположена в центре города. Достаточно сложно определить структуру предложения. Это связано с тем, что многие гостиницы не прошли аттестацию и, соответственно, не относятся к определенному классу. Другие просто морально устарели и не соответствуют принятым стандартам качества. Так, многие объекты сложно отнести даже к уровню 2х звезд (например, гостиницы в СВАО Москвы, такие как «Останкино»). На долю таких объектов приходится до 30 % номерного фонда города». Доля пятизвездных гостиниц составляет примерно 7%, четырехзвездных- 20 %, трехзвездных - около 40%. Средняя загрузка гостиниц составляет сейчас около 70 %, а в период наивысшей туристической активности достигает практически 100%.

Не секрет, что недавно законодательство РФ претерпело значительные изменения, и сегодня, по мнению большинства экспертов, это основная проблема. Как известно, только в конце 2004 г. был принят серьезнейший пакет документов федеральных законов - Градостроительный кодекс, Жилищный кодекс, а также были внесены существенные изменения в Земельный кодекс. Кроме того, была изменена 31 глава Налогового кодекса. Все это ставит правительственные структуры в сложные условия, но и Мосгордума, и все правительственные структуры нацелены на преодоление сложившихся трудностей.

Тем не менее, если сейчас еще довольно сложно судить о том, насколько он осуществим, причины заявленных преобразований вполне очевидны.

3.2 Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в основных районах туризма

Развитие туристского бизнеса в условиях рынка требует наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологии и кадров.

В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности в перспективе. Динамичное развитие туристского бизнеса требует также развитой инфраструктуры, поскольку без этого даже при высоких аттрактивных свойствах природных и культурных комплексов их освоение широким кругом потребителей невозможно.

Как и любые другие, рекреационные ресурсы небезграничны, они имеют определенный объем (потенциальный запас), время использования, условия эксплуатации и, есте¬ственно, стоимость.

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

         капитала;

         технологии;

         кадров;

         туристских ресурсов.

Это означает, что, недостаточно, имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - туристские ресурсы - является наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

         экономические;

         природные;

         культурно-исторические;

         трудовые;

         финансовые;

         социальные;

         производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило. Туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующие основные свойства:

         привлекательность;

         климатические условия;

         доступность;

         степень изученности;

         экскурсионная значимость;

         пейзажные характеристики;

         социально-демографические характеристики;

         потенциальный запас;

         способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

1) природные;

2) инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. — туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

В отличие от путешествий туризм — это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени.

Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй ми ровой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем сталжить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транс портные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.

По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

3.3 Состояние и проблемы развития внутреннего туризма в РФ на современном этапе

Российский рынок туризма составляет пока около 2-3% мирового, но развивается и будет развиваться в 3-4 раза большими темпами с приростом оборота около 2-3 млрд. долл. в год.

Из-за множества проблем с туристической инфраструктурой Россия пока не может выйти в безусловные лидеры мирового туризма в ближайшие десять лет. Однако, по прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), рынок страны будет бурно развиваться и в 2006-2014 годах Россия выйдет на второе место в мире по инвестициям.

По данным Всемирной туристской организации к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных туристских направлений, а россияне станут самыми активными путешественниками. Также отмечается изменение структуры въезда-выезда в пользу въезда, в соотношении 60,7% по въезду к 39,3% по выезду. Это будет способствовать развитию внутреннего туризма и улучшению баланса экспортно-импортных операций по статье «туризм».

Следует отметить, что по совокупности объективных причин (наличие платежеспособного спроса, ограничение возможности выезда за рубеж значительной части, в том числе и платежеспособного, населения) услугами выездного туризма могут пользоваться не более 1,5% общей численности населения России. Поэтому в настоящее время для обеспечения конституционного права граждан на отдых и решения задач оздоровления нации все большее значение приобретает внутренний туризм.

Потенциал туризма в России высоко оценивается западными экспертами. Всемирный Совет по путешествиям и туризма составил высшую лигу туристских стран мира в 2004 году и в перспективе на 2014 год Россия вошла в первую десятку самых перспективных стран. Оценки доходности от туризма также весьма высоки - 7-8 млрд. долларов.

Высокими темпами будут развиваться также инфраструктура туризма. Наиболее динамичный рост прогнозируется для индустрии транспортного обслуживания туристов, в частности для авиационного транспорта.

3.4 Характеристика туристских ресурсов и технология организации внутреннего туризма в Поволжье

Поволжье - один из самых перспективных рекреационных районов России. Это обусловлено следующими объективными факторами:

         исключительно удобным географическим положением в Центральной части России между самыми густонаселенными урбанизированными районами Столичным и Уральским, поставляющими наибольшее число внутренних туристов и обладающими хорошо развитыми транспортными связями;

         большой численностью населения: около 16 млн собственных жителей региона составляют основную массу местных потребителей рекреационных услуг;

         разнообразным природным и культурным наследием, определяющим полифункциональность региона, в котором могут быть представлены все виды природоориентированного и культурного туризма;

         хорошо развитой социокультурной инфраструктурой - основой культурного и спортивного досуга и событийно-зрелищных мероприятий;

         относительным экономическим благополучием субъектов Федерации, входящих в состав рекреационного района Среднее Поволжье, обусловливающего наличие платежеспособного местного потребителя туристско-рекреационных услуг и инвесторов, способных вкладывать средства в развитие туриндустрии;

         хорошо развитой промышленной индустрией в сочетании с присутствием в регионах транснациональных корпораций (ТНК) - основой развития делового туризма.

Все это создает благоприятные условия для развития в Среднем Поволжье местного, внутреннего и въездного туризма. Конечно, начавшийся мировой экономический кризис приведет к сдерживанию темпов роста туризма, но, как показывает мировой опыт, не остановит его. Очень важно в условиях кризиса разработать грамотную стратегию развития туризма и курортного дела, которая должна базироваться на анализе современного состояния рекреации и туризма в регионе, на выявлении новых потенциальных возможностей в развитии рекреации и туризма региона, на выработке необходимых мер для реализации этих возможностей.

По рекреационному районированию России район Среднее Поволжье входит в состав самой перспективной рекреационной зоны - Центр России и включает 8 субъектов РФ: 3 республики (Татарстан, Удмуртию и Мордовию) и 5 областей (Ульяновская, Саратовская, Пензенская, Самарская и Тамбовская). Общая площадь района 405 тыс. км2, численность населения 15933 тыс. человек. На российском туристском рынке наиболее известны регионы, расположенные непосредственно на Волге (Татарстан, Ульяновская, Самарская и Саратовская области) благодаря популярным круизным маршрутам, наличию известных курортов и проведению в них множества событийных мероприятий. Однако если проанализировать преобладающие туристские потоки, окажется, что в данном районе доминирует местный туризм, обслуживающий население Поволжья, за исключением круизных путешествий, в которых значительную часть составляют туристы из других регионов России и зарубежья. Это позволяет сделать вывод о недостаточно использованных рекреационных возможностях региона. Попытаемся это доказать на анализе рекреационного потенциала рассматриваемой территории.

Среднее Поволжье - территория, богатая природными и культурными комплексами для формирования полифункциональной рекреационной системы.

Информация о работе Общие принципы планирования туризма