Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Сфера досуга имеет огромное значение в жизни людей. Свободное время является одним из важных средств формирования личности человека. Оно непосредственно влияет на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени человеком является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной группы. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1(2).docx

— 4.64 Мб (Скачать файл)

Двойственная специфика свободного времени исторически отражена в процессе формирования лексической категории «досуг». Английский термин leisure (досуг) берет свое начало из латинского языка и дословно обозначает «быть свободным». Из латинского же языка во французский пришло слово loisir, что означает «быть разрешенным». В Древней Греции слово schole (досуг) означало серьезную деятельность без давления необходимости. В различных языках термин «досуг» включает в себя и отдых, и труд. Похожая ситуация с толкованием термина «досуг» существует и в русском языке.35 Толкование этого термина встречается в словаре В. Даля: «Досуг – это свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела».36 Таким образом, лексическое значение слова «досуг» следует понимать, с одной стороны, как бездеятельное времяпрепровождение, с другой стороны, как возможность свободно действовать, экспериментировать, созидать, искать.

Логично предположить, что досуг может быть как творческим, так и потребительским, как созидательным, так и разрушительным. Доминирование той или иной активности личности в сфере досуга определяется различными социальными факторами, индивидуально-психологическими особенностями, уровнем образования, социальным опытом человека и т.д.37

Один из аналитиков досуговых теорий американский социолог Стэнли Паркер делит все существующие определения досуга на три группы: досуг – это всѐ время человека за вычетом сна, работы, физиологических потребностей; досуг – это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора; досуг – это время, свободное от работы и других обязанностей, которое может быть использовано как для релаксации, развлечений, так и для достижений и развития личности. С третьей группой связана самая популярная в последние десятилетия теория «цивилизации досуга». В контексте этой теории досуг предстает носителем этико-эстетической революции. 38

Постиндустриальной общество, высвободив значительное количество времени для человека в результате высоких темпов развития научно-технического прогресса, оказывается заинтересованным в том, чтобы свободное время было использовано человеком не только для восстановления физических и психических сил, но и для удовлетворения его потребностей в постижении культуры, социальных устремлений.39

Ярким представителем этой теории является французский социолог Ж. Дюмазедье. Он ввел понятие «социокультурной деятельности» как сознательной, преднамеренной, организованной деятельности личности в сфере свободного времени. Досуг, по Дюмазедье, – это деятельность, помимо той, которая связана с работой, семьей и обществом, к которой человек обращен по своему желанию для того, чтобы расслабиться, разнообразить и расширить сферу познания и участия в общественной жизни, проявить свои творческие возможности. Автор определяет досуг четырьмя психологическими качествами: он освободителен, бескорыстен, гедонистичен, индивидуален. Освободителен, так как является результатом самостоятельного свободного выбора человека и освобождает его от рутины и обязанностей. Бескорыстен, так как не зависит от каких-либо материальных и социальных условий, не преследует идеологических, религиозных и политических целей, поскольку сам является целью и направлен на себя. Гедонистичен, так как связан с поиском радости.

Индивидуален, так как предполагает удовлетворение личных потребностей человека, основан на его интересе и не зависит от утилитарных отношений между людьми.40

Ж. Дюмазедье связывает сферу свободного времени с категорией «социокультурная анимация», которое позже заменил термином «анимация».

Соответственно глагол «animo» означает оживлять, одушевлять, воспламенять. Дословный перевод латинского «animator» – дающий жизнь, воспитывающий характер, а его производное «animateur» во французском языке переводится уже как вдохновитель, руководитель, организатор досуга.41

Социально-культурная анимация — одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры. В социально-культурной анимации решаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.42

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный.

Стремление к свободному социальному творчеству (освободительный аспект анимации) — необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний» .

Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.43

В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональные характеристики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры, на котором реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.

И, наконец, четвертая характеристика — это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование.44

Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума. Социокультурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.45

Принципы социокультурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие:

— человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

— каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

— человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

— человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

— человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

— человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руко¬водствуется в своем выборе;

— человек — это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.46

Задачи социокультурной анимации. Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.

Выделяются три взаимосвязанных процесса в анимации:

 

— процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

 

— процесс установления межличностных отношений;

 

— процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.47

 

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач:

 

— комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

 

— помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

 

— подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

 

— выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

 

— помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае;

 

— подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.48

 

Современная социокультурная анимация определяется как формула «Три D»:

 

delassiment (расслабление)

divertissement (развлечение)

developpement (развитие)49

 

 

 

 

Обобщая теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности в ряде зарубежных стран, один из ведущих отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности

Е. Б. Мамбеков определяет социокультурную анимацию как часть культурной и воспитательной системы общества, которая может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

– как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях;

– как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и особенно в ее свободное время;

– как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики.50

С момента возникновения социокультурной анимации, по крайней

мере как самостоятельного явления в науке, социологи условно связывают с

Францией 1901 года, когда был введен закон о создании различных неполитических ассоциаций. До этого года различные социальные объединения людей (по интересам, по способу заполнения досуга и пр.) не могли мыслиться вне конкретного политического действия, очевидного или скрытого. К 1901 году ситуация резко изменилась: увеличился объем свободного времени населения за счет постепенного сокращения рабочего времени. Начали получать развитие любительские ассоциации (объединения), что и потребовало соответствующего юридического оформления.

Вместе с тем возникновение специальной заинтересованности именно в педагогическом моделировании социальной среды и целенаправленном построении педагогического процесса формально принято относить к периоду 70-х годов ХХ столетия.51

В это время во Франции проводились обширные социологические исследования, которые касались, кроме прочего, особенностей внеучебного времени подрастающих поколений и, соответственно, влияния содержания этого времени на общий социальный фон как в среде молодежи, так и в социуме вообще. Результаты оказались плачевными. С одной стороны, условия для конструктивного заполнения жизненного времени подрастающих поколений сводились к минимальным значениям, с другой —сами дети в основной своей массе, кроме потребления, ничего не хотели и не могли: ни знать историю, ни поддерживать и культивировать собственную и мировую культуру и т. д. Тогда правительство Франции в спешном порядке озаботилось выделением больших бюджетных ресурсов на решение этой проблемы.52

Появился и человек, которого принято теперь считать основоположником социокультурной анимации, — это Жан Фридман. Он выступил с идеей формирования гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. Правительство же, со своей стороны, возвело идею Фридмана в ранг первоочередных программ государства. По ее замыслу — вся страна становится воспитательной нацией. Такого рода решения конечно же потребовали больших изменений, и не только общесоциальных, но и сугубо педагогических: необходимо было пересмотреть весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать концепцию воспитательных сил и элементов социума, способных оживить окружающую среду и социальное бытие вообще.

Поэтому с начала 70-х годов ХХ столетия начали активно проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, образования и целеполагания, аудитории социокультурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений.

 В результате  к концу ХХ века социокультурная  анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.53

Основные современные направления анимационной деятельности представлены  рекреационной,  педагогической, социально – культурной и музейной анимацией. Педагогическая анимация направлена на организацию досуговой деятельности в школе и во время каникулярного отдыха через использование театрализованных, игровых,  тренинговых средств в обучении.  Ее основная цель - создание условий, при которых ребенок успешно развивается в сфере свободного времени, продвигаясь от отдыха и развлечений, предполагающих физическое и психоэмоциональное восстановление, к творчеству и социальной активности в указанной сфере, получая от этого удовольствие. В ее содержании можно выделить познавательную, ценностно – ориентированную, практически – преобразующую и творческую деятельность, которые реализуется через следующие  формы анимационных программ:

Информация о работе Организация досуга во Франции в начале ХХ века по запискам современников