Особенности организации ресторанного обслуживания на круизных лайнерах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 08:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей работы является исследование особенностей организации ресторанного обслуживания на круизных лайнерах.
Для достижения поставленной цели мною будут решаться следующие задачи:
Изучение основных методологических основ ресторанного обслуживания;
Определение концепции ресторанного бизнеса;
Исследование современных тенденций ресторанного рынка;
Анализ особенностей организации ресторанного бизнеса на круизных лайнера

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Методологические основы ресторанного обслуживания 6
1.1. Система общественного питания 6
1.2. Классификация предприятий общественного питания. Типы ресторанов 8
1.3. Концепция ресторанного бизнеса. Современные тенденции развития ресторанного бизнеса 15
Глава 2. Современные тенденции ресторанного обслуживания на круизных лайнерах 20
2.1. Тенденции развития туристического бизнеса в Санкт-Петербурге 20
2.2. Тенденции в современном отдыхе – «круизный бум» 28
2.3. Круизные лайнеры 30
2.4. Основные требования к организации ресторанного обслуживания 35
Глава 3. Особенности организации ресторанного обслуживания на круизных лайнерах 47
3.1. Краткая характеристика теплоход «Санкт-Петербург» и ресторанного сервиса на нем 47
3.2. Предложения по совершенствованию системы ресторанного обслуживания на теплоходе «Санкт-Петербург» 61
3.3. Достижение эффективности 63
Заключение 65
Список литературы 70

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Митиной Ю.doc

— 509.00 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Современные тенденции ресторанного обслуживания на круизных лайнерах

2.1. Тенденции развития туристического бизнеса в Санкт-Петербурге

 

      Санкт-Петербург  является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с  общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (таблица 1).

Таблица 1

Посещаемость городов8 

N     
п/п  
Город           Количество  прибытий,      
млн чел. в год       
1    Лондон          26,8            
2    Париж           14,0            
3    Рим            5,9             
4    Амстердам         5,2             
5    Берлин          5,0             
6    Мадрид          4,8             
7    Барселона         3,8             
8    Вена           3,7             
9    Санкт-Петербург      3,5             
10    Прага           3,0             
11    Москва          2,9             
12    Копенгаген        1,9             
 

      Основным  побуждающим фактором туристической  поездки в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура Санкт-Петербурга.

      Ежегодно  Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть дворцы, средний срок пребывания - 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).

      Туризм  является стратегическим сектором экономики  для Санкт-Петербурга:

    • туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;
    • туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;
    • европейский рынок туризма неуклонно растет; 9

      Санкт-Петербург  располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного  увеличения доходов от туризма в  абсолютном выражении.

      К основным возможностям повышения доходов  Санкт-Петербурга от туризма относятся:

    • увеличение срока пребывания иностранных туристов;
    • стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
    • расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
    • увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности. 10

      В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:

    • недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях;
    • существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.

      Для определения стратегического направления (стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге была проведена сегментация путешествий по целям поездки. В целях эффективной концентрации усилий и ресурсов для анализа были выбраны три направления:

    • культурно-познавательный туризм;
    • бизнес-туризм;
    • конвенционный туризм;
    • специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления. Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.

      Дополнительными критериями для выбора стратегического  направления развития туризма стали:

      Положительное влияние на развитие таких сильных  сторон Санкт-Петербурга, как:

    1. Санкт-Петербург - центр традиционной европейской культуры. Санкт-Петербург воспринимается как самый европейский город России большинством респондентов - и российских, и иностранных.
      1. Окно в Европу - связующее звено. Санкт-Петербург благодаря геополитическому положению исторически является посредником между Европой и Россией.
      2. Санкт-Петербург - мегаполис. Санкт-Петербург по количеству населения входит в пятерку крупнейших городов Европы и должен восприниматься как большой город со всеми соответствующими атрибутами (возможность разнообразного времяпрепровождения, наличие различных культур и т.д.).
      3. Санкт-Петербург - научный/образовательный центр. Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы.
      4. Санкт-Петербург город-порт/город на воде. Каналы и реки Санкт-Петербурга ставят город в один ряд с такими городами, как Венеция и Амстердам.
    2. Возможность развития пригородов и эффективного использования их инфраструктуры в рамках выбранного стратегического направления.
    3. Экономическая привлекательность:
      1. Общий вклад в экономику Санкт-Петербурга (оценивались общие денежные поступления от туристских трат, а также доходы населения, частного сектора, бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета).
      2. Вклад в бюджет Санкт-Петербурга.
      3. Количество вновь созданных рабочих мест.

      Позиционирование  Санкт-Петербурга на рынке культурно-познавательного  туризма должно обеспечивать дифференциацию Санкт-Петербурга в совокупности европейских туристических направлений, соответствовать мотивации и ожиданиям потенциальных туристов, базироваться на существующих сильных сторонах Санкт-Петербурга и развивать их.

      По  результатам анализа мотивов  совершения туристических поездок, отношения туристов к различным туристическим направлениям и существующего восприятия Санкт-Петербурга определены основы позиционирования для дальнейшего развития туризма в Санкт-Петербурге:

    • на международном и внутреннем рынках культурно-познавательного туризма целесообразно использовать единый брэнд "Санкт-Петербург" для самого города и для его пригородов;
    • в совокупности туристических направлений в целом целесообразно развивать положение брэнда "Санкт-Петербург" в трех группах городов: "Прекрасная старая Европа" (города Будапешт, Прага, Вена); "Северные воды" (города Стокгольм, Копенгаген, Амстердам); "Восходящий Восток" (города Восточной Европы и стран Балтии);
    • для повышения привлекательности Санкт-Петербурга для всех типов городских туристов брэнд "Санкт-Петербург" необходимо позиционировать как уникальный, единственный в своем роде, олицетворяющий строгость, чистоту и высокую культуру (условное описательное название - гений чистой красоты). Необходимым условием успеха является добавление к основе позиционирования характеристики "дружеская теплота".

      Поэтому Стратегией развития Санкт-Петербурга на 2005-2010 годы определен комплекс первоочередных мер по развитию Санкт-Петербурга как туристического центра (таблица 2).

Таблица 2

Комплекс  мер по улучшению туристической отрасли в Санкт-Петербурге 

N  
п/п
Мера Область Цель
1 2 3 4
1. Меры первого уровня  приоритетности
1.1 Создание агентства городского маркетинга Санкт-Петербурга Маркетинг Создание механизма реализации маркетинговой стратегии Санкт-Петербурга в сфере туризма. Развитие эффективного партнерства Санкт-Петербурга и коммерческого сектора. Координация усилий участников рынка туризма в Санкт-Петербурге
1.2 Разработка  и реализация маркетинговой стратегии Маркетинг Продвижение брэнда "Санкт-

Петербург" на целевых рынках. Целенаправленное управление туристическими потоками

1.3 Организация ведения и анализа туристской статистики Маркетинг Получение полной информации о качественных и количественных характеристиках туристического потока в Санкт-Петербурге и его динамике. Наличие объективного показателя результатов реализации Программы
1.4 Развитие аэропорта Санкт-Петербурга Инфра-  
структура
Повышение доступности Санкт-Петербурга для туристов: увеличение количества рейсов; снижение средней стоимости билетов
1.5 Увеличение номерного фонда гостиниц Инфра-  
структура
Повышение доступности Санкт-Петербурга: обеспечение всего туристического потока гостиницами по ценам, соответствующим качеству предоставляемых услуг
1.6 Техническая модернизация музеев и повышение эффективности их работы Инфра-  
структура
Повышение доступности основных объектов туристического притяжения: сокращение очередей в наиболее известные музеи; повышение посещаемости менее известных музеев Санкт-Петербурга
1.7 Развитие транспортного сообщения в Санкт - Петербурге Инфра-  
структура/ 
качество  
поездки
Упрощение передвижения по Санкт-Петербургу: развитие транспортной инфраструктуры; повышение информационной обеспеченности транспорта
1.8 Информационная поддержка пребывания туристов в Санкт - Петербурге Качество  
поездки
Повышение открытости Санкт-Петербурга для индивидуальных и иностранных туристов: повышение информационной обеспеченности улиц; облегчение доступа к информации о Санкт-Петербурге и основных событиях
1.9 Обеспечение безопасности туристов Качество  
поездки
Развитие восприятия Санкт-Петербурга как безопасного города. Уменьшение правонарушений в отношении гостей Санкт-Петербурга
1.10 Облегчение  визового режима Качество  
поездки
Упрощение процесса получения визы в Российскую Федерацию, снижение ее стоимости
2. Меры второго уровня  приоритетности
2.1 Создание конвенционного 
бюро
Маркетинг Развитие бизнес-туризма в Санкт-Петербурге: повышение уровня знаний о Санкт-Петербурге как центре бизнес-туризма; увеличение числа конференций, конгрессов, выставок и так далее
2.2 Организация и продвижение событий в Санкт-Петербурге Маркетинг Увеличение  количества событийных туристов преимущественно  в низкий сезон
2.3 Модернизация инфраструктуры пригородов Инфра-  
структура
Развитие пригородных районов Санкт-Петербурга и реализация их потенциала
2.4 Повышение благоустройства Санкт-Петербурга Инфра-  
структура
Повышение привлекательности Санкт-Петербурга для туристов, поддержка позиционирования брэнда "Санкт-Петербург"
2.5 Организация распространения  билетов Качество поездки Повышение доступности культурных мероприятий для туристов. Расширение возможностей времяпрепровождения. Повышение посещаемости театров, музеев, концертов и так далее
2.6 Подготовка кадров для 
туристической отрасли
Качество  
поездки
Обеспечение растущей индустрии туризма квалифицированными кадрами и повышение уровня сервиса

                Рассмотрев таблицу по Комплексу мер по улучшению туристской отрасли в Санкт – Петербурге, хотелось бы отметить, что в ней только на последнем месте рассматривается подготовка кадров для туристской деятельности, а по нашему мнению, этот аспект должен быть одним из первых вопросов при рассмотрении тенденций развития отрасли туризма, так как если будут существовать хорошо подготовленный и компетентные специалисты, то соответственно они смогут принять необходимые меры и предложить разумные выходы из сложившихся ситуаций.  

 

2.2. Тенденции в современном отдыхе – «круизный бум»

 

      Речные  круизные компании подвели итоги  сезона 2007 года.

      Как сообщает компания «ВодоходЪ-Санкт-Петербург» итоги навигации 2007 года можно считаются успешными:

    • наряду с ростом числа туристов, увеличились сроки навигации (с 8 мая по 21 октября 2007 года),
    • возросла популярность, так называемых, глубоких маршрутов - круизов на 10 -12 дней.
    • Активный спрос был на короткие маршруты - 3-5 дней по Ладоге и Онеге.
    • Общее увеличение туристического потока зафиксировано на отметке 20-25%.

      Отмечаются еще и следующие основные тенденции круизных перевозок 2007 года. Так разница в стоимости путевок на рейсы, совершающиеся в будние дни весенних или осенних месяцев, и рейсы выходного дня в июле и августе достигает 40%.

      Отсюда  появляются довольно демократичные  цены - от 35 долларов в день на человека.

      Стоимость путевок зависит так же от класса каюты и длительности маршрута.

      Ключевые успехи завершающейся речной круизной навигацией обусловлены слаженной работой круизных компаний-партнеров.

      Активный спрос и практически полная заполняемость круизных судов – является следствием гибкой ценовой политики компаний, позволяющей растянуть поток туристов на весь навигационный период.

      Продажи путевок стали более цивилизованными - набрала обороты система on-line бронирования, участниками которой являются доверенные круизные компании».

      Такой эксперимент в сегменте речного  туризма освоили именно петербургские туроператоры. В рамках этой системы потенциальный турист может самостоятельно выбрать подходящий для него маршрут, а также установить количество свободных мест на этом маршруте.

Информация о работе Особенности организации ресторанного обслуживания на круизных лайнерах