Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:40, курсовая работа
Многим россиянам со средним доходом и выше известно, что отдых за границей – это не только престижно, но еще и комфортно. Большие отели с бассейнами, приятный сервис и относительная ценовая доступность давно сделали отдых в курортных странах желанным для наших сограждан. Но дело не только в отелях и бассейнах, заграница – это возможность познакомиться с историей и культурой других народов и стран. Памятники культуры там обычно очень бережно охраняются и возрождаются, делаясь доступными для всех желающих с ними ознакомиться.
Новая городская водопроводная сеть должна увеличить протяженность разводящей сети и подать воду в те районы города, где водоснабжение осуществляется водовозными машинами или через колодцы и колонки.
Телефония и телекоммуникации
Енисейск связан устойчивыми каналами связи со всей страной, имеет междугороднюю автоматическую телефонную связь, телеграф и интернет.
Имеется автоматическая телефонная станция на 5712 номеров. Обеспеченность квартирными телефонами в 2009 году составила 4577 единиц. В городе работают 4 оператора сотовой связи.
Транспортная доступность
Сообщение со столицей края осуществляется по автодороге краевого значения Р409 (337 км от Красноярска), в летний период действует речной транспорт, существует аэропорт местных воздушных линий (используется для внутрирайонных авиарейсов на вертолёте МИ-8 а/к «Аэрогео»). Ближайшая железнодорожная станция находится в Лесосибирске (37 км).
Город имеет развитую автомобильную сеть 55,9% которой составляют автодороги с твердым покрытием. Вместе с тем, по экспертной оценке около 75% улично-дорожной сети нуждается в капитальном ремонте (общая протяженность 83,2 км).
Основными точками проникновения туристов в город являются: автовокзал и пристань дебаркадера (круизные туристы).
Загрузка теплоходов "Чкалов" и "Матросов"
с 12.06.2012 г. по 15.09.2012 г. (данные: КПА) (ПРИЛОЖЕНИЕ 8).
Ограничения
Низкое качество придорожной инфраструктуры Р409 на участке «Красноярск-Енисейск» (отсутствие качественных и недорогих пунктов питания, слабое покрытие сотовой связью - не более 50% автотрассы, низкое качество туалетов, отсутствие туристской навигации) не позволяет рассчитывать на существенный рост потока самостоятельных туристов и увеличение вклада транзитного потока в экономику муниципалитетов, расположенных на нитке маршрута.
Отсутствует регулярное авиасообщение Енисейска со столицей края и другими крупными населенными пунктами за пределами Енисейского района. Аэропортовый комплекс нуждается в ремонте.
Острый дефицит пассажирских судов и отсутствие современных речных теплоходов, подходящих для туристских круизов, не позволяет рассчитывать на приток в Енисейск круизных туристов. По информации Красноярского пассажирского агентства (далее – КПА), с 2014 года д/э «Лермонтов» снят с эксплуатации (в 2014 году краевая субсидия на содержание судна не предусмотрена). Пассажирскую навигацию с заходом в Енисейск будут осуществлять 2 водоизмещающих судна - т/х «Чкалов» (1952 г.) и т/х «Матросов» (1953 г.), ёмкостью по 260 мест.
При отсутствии современного водоизмещающего флота, круизный туризм на Енисее исчезнет, как явление, в течение ближайших 3-х лет.
Возможности
Развитие придорожного сервиса и туристской навигации способно повысить долю самостоятельных туристов и увеличить доход от данного сегмента для муниципалитетов, расположенных на нитке маршрута.
Возможность включения промежуточной посадки в Енисейске в маршруты регулярных рейсов на север края, позволит увеличить долю туристов из-за пределов края (культурно-познавательный, событийный, охота и рыбалка).
По оценкам КПА срок речной
навигации на участке «Красноярск-Енисейск»
может быть продлен на 60 дней – с 01.05 до
01.11 (сейчас 10.06-10.10). При этом анализ загрузки
пассажирских водоизмещающих судов в
2012 году позволяет прогнозировать недозагрузку
2-х первых и 2-х последних рейсов до Дудинки3.
Соответственно, можно рассматривать
возможность организации туристских рейсов
на участке «Красноярск-Енисейск-
В условиях дефицита современных речных судов в России, на участке «Красноярск-Игарка» могут эксплуатироваться европейские суда класса Р 200-2005 г.г. (с допустимой высотой волны до 1,2 м). При этом уровень комфорта данных судов обеспечит стабильный спрос как со стороны зарубежных, так и российских туристов (из Москвы, С. Петербурга, Екатеринбурга). Енисейский круиз широко известен в России и за рубежом со времен эксплуатации теплохода «А. Чехов», и зарекомендовал себя как один из самых красивых и аутентичных российских речных круизов.
Увеличение сроков навигации и появление судов способных эксплуатироваться в сезон в качестве круизных, в межсезонье - в виде плавучих отелей, позволит снизить эксплуатационные расходы и повысит конкурентоспособность енисейских круизов на российском и международном туристском рынке. При этом, эксплуатация круизного судна в качестве отеля в зимний период в столице края расширит его возможности по приёму туристов («Красноярский экономический форум», «Ярыгинский турнир», «Универсиада 2019»).
Коллективные средства размещения, туристские компании и ассоциации
Коллективные средства размещения
В Енисейске расположены 7 коллективных средств размещения разной комфортности на 82 номера и 364 койко-места. При этом, основная часть номерного фонда относится к бюджетной категории, способной удовлетворить менее требовательных к комфорту туристов (школьники, студенты, паломники). Так, только 12 номеров на 24 койко-места составляют 1/2-х местные номера с удобствами. Лишь в 2-х гостиницах предусмотрена возможность организации питания непосредственно на месте.
Ввиду отсутствия комфортного размещения в Енисейске часть бизнес туристов, пребывающих в город, предпочитает останавливаться в гостиницах Лесосибирска. Вместе с Енисейским районом и Лесосибирском, общее количество номерного фонда достигает 165 номеров на 512 койко-мест. При этом доля комфортного размещения вырастет до 74 номеров и 117 койко-мест (22,8%).
Исходя из данных статистики, по итогам 2011 года в Енисейске остановилось 11,4 тыс. гостей с 52,2 тыс. ночевок, при этом, лишь 14% (1596 чел.) российских посетителей КСР являлись туристами, 73% - посещали город с деловыми целями. Важно отметить, что абсолютно все иностранцы посетившие город являлись туристами.
Коллективные средства размещения Енисейска, Енисейского района и Лесосибирска (ПРИЛОЖЕНИЕ 9).
Туристские компании
В городе работает 3 туристских компании, которые практически не реализуют Енисейский продукт («Бюро путешествий», «Велл», «Голд фиш»). Основными поставщиками туристов в Енисейск являются 4 красноярских компании: «Полония», «Спутник», «Саянское кольцо» и «Енисей-тур». Кроме этого, туристская компания «Полония» не только осуществляет туристские услуги, но и является собственником гостиницы «Енисейская».
Туристские ассоциации
В 2012 году в Енисейске создано некоммерческое партнёрство «Содействие развитию туризма в городе Енисейске и Енисейском районе» в состав которой вошли 29 представителей МСБ, муниципальных предприятий и общественных деятелей.
Существующий турпоток, виды туризма и туристские продукты
Енисейск и Енисейский район ежегодно посещают около 35 тысяч туристов и экскурсантов. При этом 30 тысяч являются экскурсантами либо посетителями событийных мероприятий. Такие посетители не вносят существенный вклад в экономику муниципалитета, поскольку не пользуются услугами предлагаемыми предприятиями МСБ (питание, транспорт, культурно-развлекательные, аренда переговорных, дополнительные экскурсионные и другие), довольствуясь сувенирами и продуктами питания, купленными во время посещения события.
Низкое качество городской среды и отсутствие системы дистрибуции туристских и сопутствующих услуг, не позволяет развивать самостоятельный туризм. Как следствие, посещение Енисейска туристами осуществляется, в основном, в составе организованных групп, а значит, зависит от заинтересованности и финансовых возможностей туристских компаний, продвигающих енисейский турпродукт. Основные предложения для организованных туристов сводятся к 2-м базовым турпродуктам – «Енисейский» и «Августовская ярмарка». Кроме этого предлагаются туры с отдыхом на турбазе («Замка Рыбная»), приключенческие туры (Обь-Енисейский канал, посещение староверов) и другие (см.табл.3.2).
Таблица 3.2
Посетители Енисейска и Енисейского района в разрезе по видам туризма, тыс. чел.
Ограничения
Ориентация существующего номерного фонда на бюджетных туристов ограничивает возможности для развития МСБ. Поскольку уровень обеспеченности туриста напрямую связан с количеством приобретаемых им туристских и сопутствующих услуг во время поездки. Таким образом, обеспеченные туристы более других категорий стимулируют развитие МСБ и содействуют созданию рабочих мест.
Ввиду отсутствия комфортного размещения, объём ночевок туристов незначительный, как следствие, туристские, экскурсионные и сопутствующие услуги не развиваются. Низкий уровень развития услуг не позволяет городу зарабатывать даже на обслуживании уже существующего потока деловых туристов (до 73% посетителей КСР).
Городская среда не адаптирована для самостоятельных туристов (отсутствуют парковки вблизи центра города, общественные туалеты, нет благоустроенных пешеходных зон, парков и скверов в центральной части города, отсутствует туристская навигация).
Частные музеи не стремятся приобретать необходимый для ведения предпринимательской деятельности статус (регистрироваться). В результате, в городе отсутствует полноценный турпродукт и система его дистрибуции для самостоятельных туристов.
Возможности
Поскольку качество номерного фонда не позволяет работать с более требовательными категориями, на первом этапе краеведческий туризм может стать базовым направлением, способным обеспечить Енисейск стабильным потоком туристов (не экскурсантов!). Целевой аудиторией для таких туров могут стать школьники и студенты, а также такие социальные группы как малоимущие и многодетные семьи, инвалиды и пенсионеры. Конечно, комплексная реализация данного направления должна максимально интегрировать существующие возможности по линии министерства образования и министерства социальной политики, а также обеспечить централизованное продвижение краеведческих программ через министерство образования края.
Вместе с тем, для системной поддержки краеведческого направления целесообразно предусмотреть ежегодную субсидию краевого бюджета на социальные виды туризма. Такие субсидии применяются в ряде регионов СФО (например, в Республике Бурятии до 10 млн. руб. Республиканского бюджета ежегодно расходуется на поддержку социального туризма).
Механизм субсидии предусматривает отбор субъектов МСБ (туркомпаний) на право работы по социальной программе в соответствии с критериями (программа, стоимость, соответствие нормативным требованиям), определяет количество путевок по каждой из социальных групп и долю субсидии в общей стоимости турпродукта (в Бурятии - 50/50). Пример такого тура приводится в Приложении 4 к настоящей концепции. В результате, муниципальные и частные музеи, как и другие представители МСБ Енисейска смогут получить стабильный турпоток, региональные туроператоры станут активнее продвигать Енисейский турпродукт, а социальные группы населения получают меру государственной социальной поддержки. Кроме того, это позволит вовлечь в оборот ранее не работающие (ввиду отсутствия предложения) средства граждан социальных групп.
При наличии большого числа церквей, храмов и других религиозных объектов, Енисейск остаётся одним из центров паломнического туризма. Несмотря на незначительный экономический вклад данного направления, паломники могут повысить общую загрузку существующих объектов размещения. Развитие данного направления может быть основано на позиционировании Енисейска на уровне СФО в качестве центра духовной религиозной жизни Сибири и строиться на сотрудничестве Енисейской Епархии, представителей МСБ, муниципалитета и Правительства края.
Епархия могла бы предоставить возможности для проживания и работы паломников в церквях и монастырях (пример, Соловецкие острова), а также оказать содействие в разработке специальных паломнических программ с посещением объектов приенисейской группы районов (Святой ключ в Большемуртинском районе, Казанская икона Божьей матери и источник Петра и Павла в Казачинском районе, церкви и храмы Лесосибирска и Енисейска, скит на Монастырском озере). Правительство края могло бы оказать содействие в продвижении паломнического турпродукта на туристском рынке СФО, а также поддержать событийные мероприятия в рамках празднования главных православных праздников, как одного из инструментов такого продвижения. При этом, туристским компаниям и другим представителям МСБ отводится ключевая роль в формировании и продвижении непосредственно турпродукта, предоставлении мест и услуг на территории Енисейска.
К перспективным для Енисейска видам можно также отнести реконструкторско-исторический туризм и архитектурно-восстановительный туризм. Привлекательность местных достопримечательностей связана с историями, легендами и мифами, которые со временем утрачиваются. Сбор, оформление и донесение этой информации может стать тем стержнем, вокруг которого могут быть тематически объединены объекты туристического показа. Одной из форм поддержки данного направления могут стать специальные реконструкторские лагеря, осуществляющие раскопки, сооружающие макеты исторических поселений, обеспечивающие подготовку и проведение военно-исторических игр, постановок, фестивалей. Темами могли бы стать: освоение казаками Сибири, события Гражданской войны, события из жизни святых людей и т.д.
Принимая во внимание физическое состояние большинства памятников архитектуры и религиозных сооружений, волонтёрское движение могло бы способствовать привлечению студентов, горожан и жителей края к неквалифицированной работе по восстановлению и реконструкции знаковых объектов, модернизации городской среды (парков, дорожек, архитектурных форм), запуску новых музеев и мастерских. Общественное внимание и участие в решении городских проблем в преддверии 400-летия может стать решающим фактором в улучшении имиджа Енисейска и изменении отношения к нему среди жителей края и самих горожан, что обеспечит сохранность объектов культурного наследия.
Информация о работе Особенности развития туризма в малых исторических городах России