Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 05:40, курсовая работа
Многим россиянам со средним доходом и выше известно, что отдых за границей – это не только престижно, но еще и комфортно. Большие отели с бассейнами, приятный сервис и относительная ценовая доступность давно сделали отдых в курортных странах желанным для наших сограждан. Но дело не только в отелях и бассейнах, заграница – это возможность познакомиться с историей и культурой других народов и стран. Памятники культуры там обычно очень бережно охраняются и возрождаются, делаясь доступными для всех желающих с ними ознакомиться.
Целевая аудитория и её потребности
Потенциальная целевая аудитория по видам туризма
Удаленность Енисейска от основных транспортных коридоров и неразвитость транспортных каналов (см. раздел «Транспорт») обусловила целесообразность выделения основных целевых аудиторий, расположенных в пределах максимальной доступности. В результате был выбран радиус 350 км от Енисейска, в который попали города и населенные пункты 29-и муниципальных образований края5.
Численность населения проживающего в данном радиусе составляет 1771,2 тыс. чел., из них 1435,0 – городские жители, 336,2 – сельские.
Для оценки ёмкости по каждому из существующих видов туризма произведена оценка ёмкости каждой возрастной группы в данных в городах и районах края, попавших в рассматриваемый радиус. Кроме этого, для оценки дополнительного потока будут применяться прогнозные показатели, рассчитанные для Стратегии развития туризма в Красноярском крае до 2020 года.
В результате мы получили 17
целевых групп, для каждой из которых определили
наиболее подходящие виды туризма (см.рис.3.1)
приоритетных для Енисейска (культурно-познавательный,
паломнический, событийный, реконструкторско-исторический
туризм и архитектурно-
Рис.3.1 Выделение территории Енисейска для целевых групп
Характеристики целевых групп и видов туризма (данные: «Британской Высшей школы дизайна») (ПРИЛОЖЕНИЕ 10).
В результате анализа можно сделать вывод о том, что ёмкость потенциальной целевой аудитории города Енисейска составляет свыше 340 тыс. посетителей в год. При этом, 77% составляет региональный поток, 20%-российский и около 1% - иностранный.
Общий потенциал г. Енисейска, с учетом целевых аудиторий по всем возрастным группам выборки, в тыс. чел. (ПРИЛОЖЕНИЕ 11).
Безусловно, обслужить данный поток возможно только при условии комплексной реализации мероприятий по созданию инфраструктуры, поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, создания комфортных условий для передвижения и пребывания в Енисейске для самостоятельных туристов и обеспечение города подготовленными туристскими кадрами.
SWOT-анализ (ПРИЛОЖЕНИЕ 12).
Выводы:
Культурно-историческое наследие Енисейска является главным конкурентным преимуществом города и при правильном использовании способно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие города через развитие туризма.
Объекты культурного наследия, безусловно, важны, но сами по себе не способны генерировать турпоток. Для этого, Енисейск должен обладать комфортной городской и информационной средой, разнообразным туристским продуктом и широким перечнем услуг. Последнее условие невозможно выполнить без активного вовлечения в этот процесс малого и среднего бизнеса, являющегося основной движущей силой развития туризма.
Развитие городского туризма должно быть комплексным, только при таком подходе в среднесрочной перспективе можно получить максимальный экономический и социальный эффект и снизить объёмы краевых субсидий.
Основное внимание необходимо уделить повышению инвестиционной привлекательности города и созданию комфортных условий для малого и среднего бизнеса, поскольку, именно он является основным катализатором развития туризма (платит налоги, создает рабочие места, туристские продукт и услуги, открывает и содержит гостиницы).
В противном случае, через 5-7 лет мы опять будем озадачены проблемой восстановления фонда.
Проанализировав комплексные проекты, предусмотренные в рамках долгосрочной целевой программой, можно констатировать, что они практически не затрагивают интересы малого и среднего бизнеса (далее – МСБ). При этом, существующие в городе условия для МСБ не способствуют его развитию (так например, стоимость аренды земельного участка 1370 кв. м. в центральной части города составляет более 13 тыс. руб./месяц).
Цель, этапы, показатели
Цель
Создание конкурентоспособного туристического кластера на базе культурно‐исторического центра города.
Задачи
1 этап (2013-2015)
1.Поддержка краеведческих
и социальных поездок в
2.Создание условий для самостоятельного туризма;
3.Поддержка туристских
компаний и других
4.Расширение линейки
5.Вовлечение и объединение
усилий общественности, органов
самоуправления, бизнеса, церкви вокруг
развития туризма в Енисейске.
6.Поддержка волонтерского
2 этап (2016-2019)
7.Подготовка кадров (кадры);
8.Создание инфраструктуры туристского кластера (инфраструктура);
9.Информационное
10. Повышение транспортной доступности.
Планируемые показатели к 2019 году:
Основные мероприятия первого этапа (ключевое условие для реализации этапа – наличие компетентных специалистов в сфере туризма на уровне муниципального образования) :
Обеспечить Енисейск турпотоком через поддержку социальных и краеведческих программ.
Такой подход позволит загрузить существующие средства размещения, не обладающие современным комфортом, а также позволит развиваться предприятиям малого и среднего бизнеса, вовлеченным в процесс обслуживания туристов.
При этом участвовать в программе смогут только официально зарегистрированные предприятия осуществляющие деятельность, в соответствии с требованиями российского законодательства (включая субподрядчиков). Таким образом, мы создаем стимул для вовлечения существующих ПБОЮЛ, частных коллекционеров и других представителей МСБ в «прозрачную» систему взаимоотношений с государством, поддерживая законопослушных предпринимателей и повышая собираемость налогов.
Пример расчёта: 1% от пенсионеров и инвалидов, стоящих на учёте в органах социальной защиты и обучающихся на территории края школьников составит 12358 чел. При краевых субсидиях в объёме 30% от стоимости путевки при средней стоимости путевки 7,5 тыс. руб., расходы краевого бюджета составят 27805,5 тыс. руб. Это позволит привлечь дополнительно 64879,5 тыс. руб., большая часть которых «осядет» в Енисейске, в виде выручки предприятий МСБ. Без учета дополнительных средств которые будут потрачены социальными туристами во время путешествия.
Создать условия для развития самостоятельного туризма.
В настоящее время в Енисейске отсутствует система дистрибуции турпродукта для самостоятельного туриста, поскольку храмы и церкви работают по своему внутреннему расписанию, а работа частных музеев зачастую вообще полностью зависит от видения коллекционера. Для устранения данных факторов, необходимо чтобы все объекты туристского интереса работали по понятному и доступному расписанию (например, со вторника по пятницу с 10.00 до 19.00, в субботу-воскресенье с 12.00 до 16.00).
В туристской практике широко распространены «туристские карты», приобретение которых не только даёт возможность свободного посещения музеев и выставочных залов, но и скидки на товары и услуги (например, размещение в гостинице, сувенирная продукция). Унифицированный график работы объектов туристского спроса и внедрение подобных «туристских карт» создаст предпосылки для роста турпотока в т. ч. в «межсезонье» и в период с понедельника по пятницу, а также для повышения собираемости налогов с предприятий туриндустрии.
Развитие данного направления может осуществляться в равной степени со стороны органа самоуправления, некоммерческого партнерства и краевой власти посредством деятельности туристско-информационного центра (продажа туристских карт, информирование туристов о расписании работы туристских «магнитов», предоставление услуг экскурсовода и другое).
Важными элементами данного направления являются качественные объекты общепита (кафе, рестораны), элементы туристской навигации, позволяющие туристу самостоятельно найти объекты туристского спроса (без предварительной подготовки).
Ежегодно растет количество автолюбителей. Учитывая дефицит комфортного размещения в Енисейске и его сосредоточение в Лесосибирске и Енисейском районе, автотуристы могут стать ещё одной целевой группой, способной обеспечить Енисейск потоком экскурсантов. Для этого необходимо развитие придорожной инфраструктуры на транзитных участках Б.Мурта, Казачинское, Лесосибирск: качественное и недорогое питание, тёплые туалеты и туристская навигация, доступ в интернет и бесперебойное покрытие сотовой мобильной связью (необходимо в т. ч. для устойчивой работы навигаторов).
На транзите также находится большое количество объектов туристского спроса (Большемуртинский район - Святой ключ, место медицинской практики Войно-Ясенецкого, Казачинский район – Казачинские пороги и Туер, Икона Казанской Божьей Матери, источник Петра и Павла и другие). Субсидия краевого бюджета позволила бы повысить привлекательность северного туристского направления через создание комфортной инфраструктуры для временных остановок организованных и самостоятельных туристов (например, обзорная площадка для наблюдения за Казачинскими порогами, парковка и зона отдыха у ключа Петра и Павла, торговые подворья в местах остановки транспорта и другие).
Создать условия для развития местного малого и среднего бизнеса.
В настоящее время, при отсутствии централизованных инженерных сетей, содержание коллективных средств размещения и объектов питания является довольно затратным занятием (необходим система подогрева воды, обслуживание септик), кроме того, услуги по линии ЖКХ выше, чем в Красноярске. Высокая аренда земельных участков и помещений в центральной части города.
Далее информация из интервью с Енисейскими предпринимателями:
Электрическая энергия в городе 1,8 раза выше, чем в Красноярске. Воды горячей нет, нужны водонагреватели на электрической энергии. Канализации нет, септики по500-800 руб. за машину 2-3 раза в неделю, вывоз мусора 300 руб. за машину 2 раза в неделю, высокие коммунальные платежи. Средняя стоимость содержания гостиницы с учетом всех коммунальных расходов - около 90,0 тыс. руб. в квартал.
Стоимость аренды земельного участка 1370 кв. м. в центральной части города составляет более 13 тыс. руб. в месяц.
В условиях дотируемого муниципального бюджета, политика городской власти направлена не на поддержание малого и среднего бизнеса, а на извлечение максимальной прибыли для городской казны (в виде налогов и высокой стоимости оказываемых муниципальных услуг). На краевом и муниципальном уровне в настоящее время необходимы меры поддержки предпринимателей, задействованных в обслуживании турпотока не только в части снижение налогового бремени, но в повышении прозрачности, сокращении сроков рассмотрения заявок, внедрения принципа «одного окна».
Кроме этого, функционал создаваемых туристско-информационных центров должен быть дополнен инструментами позволяющими предоставлять льготную аренду для профильных (туристских) предпринимателей в краевых зданиях расположенных в центральной части города, обеспечивать дистрибуцию услуг профильного бизнеса для туристов.
На уровне муниципалитета также должны быть созданы механизмы, позволяющие снизить бремя от деятельности иным образом, кроме снижения налоговых ставок (например, создание муниципального выставочного центра, где могла бы существовать постоянно-действующая выставка-продажа предметов декоративно-прикладного искусства, сувениров и т.д.).
Главным направлением 1-го этапа для муниципального образования должно стать объединение всех участников процесса вокруг идеи возрождения города через развитие туризма: предпринимателей, членов ассоциаций, Епархии, общественных деятелей, учреждений образования и культуры. Это позволит и запустить процесс формирования качественно нового турпродукта (на основе, выявления легенд, унификации услуг в т. ч. Епархии для туристов и экскурсантов, вывить или воссоздать новые событийные мероприятия).
Кроме того, активная деятельность может стимулировать проекты, основанные на общественных инициативах («Чистый Енисей», «уберем свой город» и другие).
К основным мероприятиям второго этапа относятся:
Подготовка кадров.
Так по укрупненным расчетам для развития туристского кластера потребуется около 900 специалистов высшего и среднего звена, обучение которых можно организовать на базе 2-х существующих ВУЗов, 8-и СУЗов и 1-го УПК г. Енисейска, Енисейского района и Лесосибирска.
По предварительным оценкам на основе стоимости обучения в ВУЗах и СУЗах г. Красноярска, в период с 2015 по 2018 годы на обучение данных специалистов потребуется около 100 млн. руб. (2015 г. –12,94 млн. руб., 2016 г. –28,99 млн. руб., 2017 г. –28,99 млн. руб., 2018 г. –28,99 млн. руб.).
Создание инфраструктуры туристского кластера.
Предполагает проведение работы по привлечению инвесторов и застройщиков для строительства объектов туристской инфраструктуры (гостиницы, рестораны, выставочные залы, развлекательные центры и другие), при этом расходы на создание обслуживающей инфраструктуры может частично взять на себя федеральный бюджет в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (на 2011-2018 годы).
В рамках подготовки мероприятий ДЦП министерством спорта, туризма и молодёжной политики совместно с администрацией города Енисейска выявлены 9 инвестиционных площадок прилегающих к центральной части города. С момента запуска программы муниципалитет, по разным причинам, вывел из данного перечня 2 объекта, в результате остаются 7 участков общей площадью 19389,3 кв. м. на которых можно разместить 607 койко-мест. Перечень выявленных земельных участков (ПРИЛОЖЕНИЕ 13).
Информация о работе Особенности развития туризма в малых исторических городах России