Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:59, дипломная работа
Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.
Введение………………………………………………………………………….7
ГЛАВА I
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ
Основные этапы становления туристской деятельности в Казахстане….12
1.1.1 История развития туризма в Казахстане в древности и в период СССР…………………………………………………………………………….. 12
1.1.2 Периоды развития туристского бизнеса со времени существования независимого Казахстана………………………………………………………. 18
1.2 Сущность и особенности функционирования туристского рынка……….30
ГЛАВА II
ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана………………………………………………………………………. 40
2.2 Особенности развития туристского бизнеса на примере туристского агентства «Gala Tour-U,LTD»…………………………………………………...48
2.3 Проблемы развития туристских организаций в Республике Казахстан и пути их решения…………………………………………………………………55
2.3.1Сущность проблем……………………………………………………….55
2.3.2 Способы разрешения проблем развития туристского бизнеса в Казахстане………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список используемой литературы…………………………………………….. 66
Начало независимости Республики Казахстан, то есть первый и переломный этап, и переход к рыночной экономике, способствовал реструктизации отрасли и характеризовался быстрым развитием международного туризма. В связи с появлением возможности свободного выезда за рубеж в этот период развивается преимущественно выездной туризм, доля которого в значительной степени превосходит въездной и внутренний туризм вместе взятые [5; 124].
На этот период приходится значительный рост количества туристских фирм. Если до 1991 года туризмом в Казахстане занимались 3 организации («Казахский республиканский совет по туризму и экскурсиям», «Интурист», БММТ «Спутник»), то в 1994 году в Казахстане было зарегистрировано 589 туристских организаций. Также появление новых законов, норм и правил, создающих условия для развития частного предпринимательства в туризме.
Выездные туристские потоки были сориентированы на Польшу. КНР (шоп-туры) и Болгарию (отдых). Странами, генерирующими туристские потоки в Казахстан, в этот период были Великобритания, ФРГ, КНР, США.
Удельный вес туризма в ВВП в этот период составлял: в 1991 году —0,3%, в 1992 году — 0,09%, в 1993 году — 0,06%, в 1994 году — 0,08% [1; 86].
Одним из шагов к развитию международных отношении в сфере туризма стало вступление Казахстана в 1993 году в качестве действительного члена в Всемирную Туристскую Организацию, заключение международных соглашений о сотрудничестве в области туризма. Следует отметить, что ряд соглашений инициируется правительствами иностранных государств, находя Казахстан перспективным партнером, обладающим богатым туристским потенциалом.
Государство, как впервые записано в ЗРК «Об основах туристской деятельности», признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Республики Казахстан, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Республике Казахстан как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту казахстанских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений [6;45].
Особое внимание следует уделить второму этапу (1995-1999 годы), так как для него характерен экстенсивный рост показателей по туризму. Проведенные преобразования, а именно упрощения визовых формальностей, открытие границ Казахстана для иностранных инвесторов способствовали быстрому росту, прежде всего международного туризма. Особенно быстрые темпы характерны для показателей по отправке граждан Казахстана за рубеж. Большое внимание уделено бизнес-поездкам иностранных туристов в Казахстан, что связано с повышением инвестиционной активности в республике.
27 февраля 1998 года принят Указ Президента РК №3850 «О государственной программе Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культуры тюркоязычных государств, развитие инфраструктуры туризма», создана Национальная компания «Шелковый путь – Казахстан» [6].
В январе 1999 года государственное управление туризмом было передано в ведение Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан.
За период с 1998-1999 года Казахстан посетили представители более стран мира 100. Интересен факт доминирования определенных стран поставщиков из всего контингента нерезидентов, посетивших Казахстан. В течение исследуемого периода отчетливо вырисовывается, что первое место среди стран, поставляющих туристов в Казахстан, занимает Германия. Вторую позицию в течение 1998-1999 годов занимает Россия, затем следует Турция, США и Япония соответственно.
Доход Казахстана от обслуживания нерезидентов из пяти приведенных стран составил в 1998 году 709,1 тысяч долларов США или 50% к общей сумме поступлений. В 1999 году доход сократился до 358,2 тысяч долларов США или 43,1 от общей суммы прибыли. Данное обстоятельство объяснимо резким снижением курса тенге по отношению к доллару в названный период. Интересен факт дифференциации между количеством прибывших туристов и прибылью, полученной от их обслуживания. Например, доходы, поступившие от туристов из Германии в 1999г. составили 103,0 тыс. долларов США, а нерезидентов из Японии 125,4 тыс. долларов США. Хотя по числу туристов прибывших в нашу республику Германия занимает первое, а Япония, как мы видим, пятое место.
Согласно данному ранжированию в 1998 г. в первой категории стран находилась одна лишь Германия - 14838 туристов, во второй категории отсутствовали страны-поставщики, в третьей категории было шесть стран - Россия, Турция, США, Япония, Великобритания и Китай (всего 24,5% от общего количества нерезидентов), в четвертой - только Франция и Пакистан (4,2% от всех нерезидентов), в пятой категории 18 стран, среди которых выделяются - Республика Корея, Узбекистан, Украина, Австрия, Италия, КНДР, Иран и Кыргызстан. Доля всех 18 стран составила 11,3% от общего числа нерезидентов, в шестой категории остальные страны (9,6% от всей доли нерезидентов).
В 1999 году по такому же ранжированию ситуация представилась следующей. В первой категории находится Германия - 18503 туристов, во второй категории нет стран, в третьей категории 7 стран - Россия, Турция, США, Япония, Великобритания, Китай и Франция (31,5% от общего числа туристов-нерезидентов), в четвертой категории 6 стран - Австрия, Республика Корея, Пакистан, Израиль, Индия и Нидерланды (8,2% от всех нерезидентов), в пятой категории 25 стран, среди них необходимо отметить Филиппины, Узбекистан, Италию, Кыргызстан, Таджикистан, Швейцарию, Грецию и Польшу. Доля всех 25 стран составила 11% от общего количества туристов-нерезидентов, в шестой категории все остальные государства, занимающие 12,1% в общей структуре стран-поставщиков туристов.
По проведенному ранжированию ясно, что за 1998-1999 гг. тенденции развития иностранного туризма в Казахстане почти сохранились без резких колебаний. Однако доля стран в третьей категории увеличилась на 7,0%, в четвертой количественно и в процентном отношении на 4,0%, а в шестой категории также произошел прирост на 2,5% [7;17].
Следовательно, Республика Казахстан, опираясь на свой природно-рекреационный и экономический потенциал, должна прилагать усилия для активизации именно въездного (иностранного) туризма. Он является, как известно, "Клондайком" туристской индустрии, основным формирующим звеном во всей цепи туризма.
Роль туризма в современной экономике Казахстана постоянно растет. Только за 1999 год количество турпоездок в стране в среднем составило 187,6 тыс. человек, доля внутреннего туризма составила 31,5 %, в выездном туризме продолжает доминировать «шоп-туризм».
До 1999 года в Республике Казахстан не уделялось должного внимания этой чрезвычайно выгодной в экономическом плане и важной в политическом отношении отрасли, способной в самые короткие сроки стать катализатором экономики страны.
Третий этап начался с 2000 года и до наших дней. В целом именно данный этап и проводимая политика в сфере туризма дала импульс к прогрессивным изменениям. Особенностью данного этапа является реформирование законодательной базы в сфере туризма и разработка новой концепции развития туризма (Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Білім, 1997.-176с; Закон Республики Казахстан "О туризме" от 3 июля 1992 года №1508-ХII, Ведомости Верховного Совета РК, 1992 г. №16, ст.388; Постановления Правительства Республики Казахстан "Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа Казахстана на 2000-200Згг. от 26 октября 2000 года, №1604; "Об образовании Координационного совета по туризму" от 30 октября 2000 года № 1631. САПП РК, 2000, №44-45, ст.534; "О первоочередных мерах развития туристской отрасли" от 29 декабря 2000года №1947. САПП РК,2000, №56. ст.625; "О Концепции развития туризма в Республике Казахстан" от 6 марта 2001года №333. САПП РК.2001, №10. ст.109; Закон Республики Казахстан "О туристской деятельности" от 13 июня 2001г. №211 Ведомости Парламента РК, 2001,№13-14 ст. 175). Государственная поддержка впервые проявляется в финансовом обеспечении отрасли.
На данном этапе начинается активизация туристской деятельности на государственном уровне. Принято Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000 года № 1947 "О первоочередных мерах развития туристской отрасли". В данном документе акцентируется особое внимание на таких вопросах, как упрощение визовых формальностей при въезде в Республику Казахстан, организации Агентством Республики Казахстан по туризму и спорту международных выставок и ярмарок, использование льгот для туристов по тарифам на транспортные услуги, формирование программы кредитования туристских организаций на 2001-2005 годы. Практически первые шаги, намеченные данным постановлением, были предприняты в 2002 году, а с 25 по 27 апреля в городе Алматы была организована вторая Казахстанская Международная Туристская Ярмарка "Туризм и Путешествия" - KJTF, в которой приняли участие около 80 туристских организаций. Намеченные процесса связаны с международным туристским рынком, отмечена активизация деятельности всех структур туристкой сферы, в частности участие в Международных туристских биржах в городах Берлине и Лондоне, московской, ташкентской международных выставках и на Международном Туристском Форуме в 2001 году.
В туристской деятельности Казахстана наметилась тенденция интеграции в мировой туристский рынок. Особенно усиливаются интеграционные процессы на отрезке Великого Шелкового пути по аспектам развития туризма. По этой причине Агентством РК по туризму и спорту разработана Государственная программа "Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма". На эту программу было выделено 4млрд. 280 млн. тенге [8].
В разработанной и одобренной правительством концепции развития туризма в Казахстане определены принципы, приоритеты и цели развития туристской отрасли. Особое внимание уделено вопросам государственного регулирования отрасли, развития инфраструктуры туризма и стратегии маркетинга, формирования туристского имиджа Казахстана, обеспечения безопасности туристов, подготовка кадров и научное обеспечение данной сферы деятельности.
По данным Агентства Республики Казахстан по статистике в 2000 г. наибольший процент среди обслуженных туристов приходится на выездной туризм - 45,9%, тогда как на долю въездного туризма - всего лишь 16,2%, доля внутреннего туризма составила 37,9 % (по сравнению с 1999 г. 31,5 %), что свидетельствует о возрастающем интересе населения страны к красотам родной природы, отдыху, лечению на местных курортах и т.д.
В 2000 году страна от туризма получила доход в сумме 1882684,7 тыс. тенге и 623,4 тыс. долларов США, тогда как в 1999 году доход от деятельности туристских фирм составил 2410433,3 тыс. тенге и 842,1 тыс. долл. США. При этом въездной туризм составлял 27,6 % от общего дохода в тенге и 98,5 % от суммы дохода в долл. США. На выездной туризм приходилось 46,9 % от тенге и всего 1,5 % от долл. США. Внутренний туризм от общего дохода составлял 25,4 % [7;13].
В Казахстане 13 июня 2001 года принят Закон Республики Казахстан №211-11 "О туристской деятельности в Республике Казахстан", в котором определены экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности в стране. В данном постановлении четко определен категорийно-понятийный аппарат в сфере туризма, раскрыты основные термины и понятия, применяемые в сфере туризма, разграничены области деятельности государственных и местных органов, определены принципы и особенности лицензирования туристской деятельности в Казахстане. В постановлении также рассмотрены вопросы, касающиеся договорных отношений, профессиональной подготовки специалистов в данной отрасли, права и обязанности туристов, страхования при осуществлении туристской деятельности.
На третьем этапе развития туризма пересмотрена система лицензирования туристской деятельности в Республике Казахстан, так как 14 сентября 2001 года приняты Правила лицензирования туристской деятельности в Республике Казахстан, по данному положению система лицензирования была более ужесточена, и получить лицензию туристской фирме стало сложнее.
На последнем этапе можно дифференцировать развитие туризма на уровне предприятия в зависимости от его размерности. Крупные предприятия, использующие в своей основе стратегию дифференциации, имеют довольно широкий ассортимент предлагаемых услуг, разнообразную географию поездок и предлагают разные страны и регионы, тем самым, страхуя себя от возможных неудач и экономических рисков. Результаты проведенных опросов среди крупных туроператоров показали, что основная проблема в их деятельности это получение въездных виз в ряд государств, в частности в Америку, Францию и другие страны Шенгенского соглашения. У малых туристских фирм основной проблемой является нехватка и ограниченность финансовых средств, что отрицательно сказывается на их деятельности.
Далее, для получения более четкой картины в сфере туризма, проведем оценку показателей по туристским потокам, степени туристской активности, экономических и финансовых показателей [4;16].
Продемонстрируем состояние показателя по туризму за последние годы в РК (см. Приложение Б).
Количество граждан, в том числе иностранные туристы, посещающие Республику Казахстан по линии туризма, составило в 2003 году более 44990 человек, что составляет 0,016% мирового потока иностранных туристов. Доходы от их приема и обслуживания составили 3 млрд. 312 млн. 924 тысяч тенге. В общем объеме экспорта Казахстана на долю международного туризма приходится 2,9% и доходы от туристской деятельности в национальном доходе Казахстана составили в 2001 году 0,05%. В туристском бизнесе страны наметилась негативная тенденция, связанная с падением спроса на все виды туризма.
Степень туристской активности граждан Казахстана в 2002 году снизилась по сравнению c l996 годом более чем в 9 раз, а показатели по въездному туризму за период с 1997 года по 2001 год уменьшились в 56 раз. Однако в 2002 году наблюдается рост показателей по приему иностранных туристов, и по сравнению с 2001 году увеличение произошло почти в 12 раз. Представленные данные являются тревожным симптомом для отрасли т.к. туризм в Казахстане в основном живет за счет шоп-туризма, а он перешел в фазу спада, одновременно наблюдается отток иностранных туристов, что отрицательно скажется на экономическом положении крупных фирм.
В Казахстане на третьем этапе получил развитие импорт через туризм, что связано не с рекреационной миграцией, как в экономически развитых странах, а с созданием и формированием особого коммерческого туризма, именуемого шоп-туризмом. Возникновение шопинга обусловлено, прежде всего, общим низким уровнем экономического и социального развития Казахстана. Если еще в начале 90-х годов шоп-туры, по мнению многих ученых, относили к нетуристским поездкам, то в настоящее время ученые радикально изменили подход, и по критериям, предъявляемым туризму, его можно отнести к туристским поездкам.
Информация о работе Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан