Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:59, дипломная работа

Краткое описание

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….7
ГЛАВА I
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ

Основные этапы становления туристской деятельности в Казахстане….12
1.1.1 История развития туризма в Казахстане в древности и в период СССР…………………………………………………………………………….. 12
1.1.2 Периоды развития туристского бизнеса со времени существования независимого Казахстана………………………………………………………. 18
1.2 Сущность и особенности функционирования туристского рынка……….30
ГЛАВА II
ДИНАМИКА И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ

2.1 Место и роль деятельности туристских предприятий в экономике Казахстана………………………………………………………………………. 40
2.2 Особенности развития туристского бизнеса на примере туристского агентства «Gala Tour-U,LTD»…………………………………………………...48
2.3 Проблемы развития туристских организаций в Республике Казахстан и пути их решения…………………………………………………………………55
2.3.1Сущность проблем……………………………………………………….55
2.3.2 Способы разрешения проблем развития туристского бизнеса в Казахстане………………………………………………………………………. 59
Заключение……………………………………………………………………… 64
Список используемой литературы…………………………………………….. 66

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-ОСОБЕННОСТИ-РАЗВИТИЯ-ТУРИСТСКОГО-БИЗНЕСА-В-РК.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

Массовый  спрос на шопинг-услуги породил массовое туристское производство: туристский продукт был стандартизирован, производство товаров и услуг поставлено на «конвейер». Наибольшим спросом у  шоп-туристов пользуются следующие  страны: Польша, Германия, Греция, ОАЭ, Турция, Корея, Китай, Иран, Пакистан. Как показывает опрос туристов, проходящих по линии шопинга, окупаемость поездок за товарами из ОАЭ, Турции, Польши, Кореи примерно одинаково, а из Китая выше за счет дешевизны товаров. Уровень наценки на товар в среднем колеблется от 30 % до 70% долларов САШ, то есть на каждые вложенные 100 долларов США получают доход 30-70 долларов США.

Что касается рекреационных поездок казахстанцев, то их география в последнее время  изменилась. В 90-х годах стали пользоваться спросом у                                                                    элитных туров на Канары, экзотическую рыбалку, Маврикий или Италию превышают спрос, так как цены на них составляют от 3000евро и выше. Причина такого положения дел заключается, прежде всего, в низкой покупательной способности населения. Резко снизился спрос на традиционные для казахстанцев курорты Крыма и российские города Черноморского побережья, так как они не выдерживают ценовую конкуренцию с Турцией и ОАЭ. Наиболее доступным и часто используемым для казахстанцев является самодеятельный или организованный отдых на побережье Иссык-Куль.

Для казахстанцев туризм мог быть одним из стимулов развития экономики, если развивать  сектор, ориентированный на прием  иностранных туристов в своей стране. Специализация на въездном туризме даст возможность создать дополнительные рабочие места, расширить экспортный потенциал рынков и сувениров, станет одним из источников валютных поступлений.

В туристской отрасли Казахстана происходит структурная перестройка: в общем объеме туристских услуг растут показатели по внутреннему туризму, снижается динамика показателей по въездному туризму, стабильной остается доля показателей по выездному туризму.

Большая часть  инвестиций вкладывалась в гостиничный и ресторанный сектор. Причем источником инвестирования являются зарубежные фирмы.

Следует отметить, что  инвестирование деятельности рецептивных туроператоров является более рискованным, чем инвестирование строительства гостиниц [4;17].

Общий доход от деятельности туристских организаций, гостиничных объектов, национальных природных парков, учреждений культуры Казахстана в 2004 году составил 27 млрд. тенге, в 2003 – свыше 17 млрд. тенге (1 долл. США - примерно 135 тенге). Всего в 2004 году по всем видам туризма было обслужено около 11 млн. человек. В 2004 году впервые показатели въездного туризма превысили показатели выездного туризма и составили 4,3 млн. и 3,9 млн. туристов соответственно [9].

  В 2005 году на развитие туризма Казахстан выделил около 39 млн. тенге, в2006 году на развитие туристской отрасли из средств государственного бюджета выделилось средств на сумму 1 млрд. 900 млн. тенге.

В 2006 году по сравнению  с предыдущим периодом наблюдается  позитивная тенденция развития туристической отрасли, о чем свидетельствуют следующие показатели: выездной туризм увеличился на 19% (5 млн. 200 тыс. человек), въездной - на 30% (3 млн. 900 тыс. человек), внутренний - на 8% (3 млн. 550 тыс. человек).

В целом по республике в  прошлом году доход предприятий туристической индустрии увеличился на 14,6% и составил 35 млрд. тенге.

В республике действует 903 туристских фирмы. Количество гостиниц в прошлом году увеличилось на 17,6% и составило 453.[9]

 Одна из особенностей развития туризма в развивающихся странах заключается в том, что национальный (внутренний) туризм практически отсутствует, и создающаяся здесь индустрия туризма с самого начала направлена на удовлетворение внешнего спроса. Эта особенность в какой-то степени проявляется и в Казахстане. Но у нас идет обратный процесс удовлетворения внешнего спроса не на въезжающих (иностранных) туристов, а на выезжающих (резидентов). Так в 1999 году 22% туристов приходилось на нерезидентов. Все эти факты, анализ положения на въездном рынке туристских услуг Казахстана свидетельствует о недостаточном охвате законодательством всех проблем туризма, о жестком налогообложении, завышенных тарифах, слабой туристской инфраструктуре, об отсутствии элементарной рекламы и пропаганды туризма, природных красот нашей республики за рубежом.

В целом формирование и развитие полноценной индустрии туризма, на наш взгляд, на основе привлечения иностранных туристов - дело ближайшего будущего.

 

1.2 Сущность и особенности  функционирования туристского рынка

Туризм – сложное  общественное явление, которое недостаточно изучено и трудно поддается количественной оценке. Поэтому, имея многовековую историю, туризм до сих пор не получил однозначного определения и по-разному трактуется не только отдельными специалистами, но и туристскими организациями. И, тем не менее, с развитием научного знания он предстает как системный объект изучения.  Сфера туризма включает в себя две подсистемы: «субъект туристской деятельности» (туристы) и «объект туристской деятельности» (туристские ресурсы, туристские предприятия и организации). Познание природы и функций разных элементов (подсистем) этой системы, а также существующих связей между ними и внешней средой позволяет во многом понять ее поведение, раскрыть механизм функционирования [2; 154].

Формирование  у организации конкурентных преимуществ невозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристский рынок — это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга — совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость; 2) неразрывность производства и потребления; 3) изменчивость; 4) неспособность к хранению.

 Однако  туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности:

  • выделение достаточно четко выраженных туристских зон 
    (например, «солнце — море» — Кипр, Болгария, Турция; «отдых — лечение» — Карловы Вары, Ессентуки; «спорт» — Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
  • создание туристского пакета усилиями многих организаций, 
    каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические 
    потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха 
    на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания будут придерживаться общих целей;
  • преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристской 
    услуги и места ее потребления;
  • зависимость туристской услуги от таких переменных, как время и пространство;
  • большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые 
    мероприятия туристской организации будут различаться 
    в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги и т.д.;
  • значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и др.

Эти специфические  особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма (см. Приложение В).

При выявлении особенностей туристского  рынка важное место должно отводиться не только категории «туристское предложение» и рассмотрению понятия «туристская услуга», но и понятию «туристский спрос», в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять.

Спрос на туризм может быть разделен на потенциальный  и действительный. Объем потенциального спроса на туристские товары и услуги определяется количеством человек, которые желают путешествовать. Действительно спрос представляет собой количество действительно путешествующих туристов в данное время.

К основным факторам, влияющим на туристский спрос, относятся:

1. Благосостояние общества и покупательская способность 
потребителей. Как показывают наблюдения, рост общественного богатства сопровождается сокращением доли расходов на питание и предметы роскоши, но растет доля расходов на туризм и организацию свободного времени. Увеличение доходов населения ведет к большему росту спроса на туризм, что говорит о положительной эластичности спроса на туристские услуги по отношению к доходу.

2. Демографические факторы. Особое влияние на формирование туристского спроса оказывают следующие демографические факторы: возрастная и социальная структура общества, структура семьи, соотношение городского и сельского населения.

Для туристской индустрии важным является изменение  возрастной структуры, то есть появление тенденций к образованию "демографического гриба". В 1997 году в республике наблюдается рост численности населения старших возрастов, так с 1990 по 1997 года увеличение составило на 7,7%, а население детского, подросткового и трудоспособного возраста снизилось на 6.3%. Стереотип старшего поколения изменился, они стали самостоятельными пожилыми людьми и стремятся к активному времяпровождению. В связи с этим растет перспективность для туризма пожилых возрастных групп. Среди демографических факторов, влияющих на туристский спрос, значительное воздействие оказывают структурные изменения семьи. В Казахстане число заключенных браков в 1996 году по сравнению с 1990 годом снизилось на 29.3%, то есть на 1/3, число разводов сократилось с 43,7 тысяч в 1990 году до 39 тысяч в 1996 году, рождаемость снизилась за данный период на 1/3. Наблюдается тенденция увеличения несемейной молодежи - "одиночек". "Одиночкам, как правило", характерны высокий уровень образования, повышенные требования к комфорту и отдыху, индивидуализм. Стабильным остается спрос на семейный и детский туризм.

В Казахстане наблюдается тенденция увеличения числа городского населения и сокращения сельского населения. Социальная группа, занимающаяся сельским хозяйством, составляет основную группу "непутешествующего населения". Поэтому происходящие структурные изменения способствуют повышению интенсивности туризма.

3. Социальные и культурные факторы. Предпосылками возникновения массового туризма, его развития и поддержания объема спроса на высоком уровне являются увеличения свободного времени. Ежегодный объем свободного времени составляет 25% от времени бодрствования, из них 6% -свободное время в рабочие дни, 11,5% свободное время в выходные и праздничные дни, 7,3% - время отпуска. В Казахстане с 1990 года наблюдается увеличение свободного времени за счет безработицы. Однако на развитие туризма рост безработицы не оказал негативного влияния, несмотря на то, что доходы безработных состоят из пособия, которого не хватает на минимальную потребительскую корзину. В связи, с чем появился "челночный" бизнес, способствовавший не только развитию туризма, но и давший дополнительные рабочие места.

Западные ученые особое внимание уделяют культурным факторам, воздействующим на туристский спрос. Они выделяют следующие основные компоненты культурных факторов в сфере

  • гедонизм - ориентация на наслаждения жизнью;
  • поворот к альтернативной культуре;
  • экологизация мышления.

Немецкий  ученный Г. Бляйне выделил основные психологические этапы развития общества через лозунги "поесть", "одеться", автомобильные и квартирные волны, и, наконец, туристскую волну. В Казахстане происходит взаимосвязь между волной "поесть" и туристской волной, так как туризм является средством существования для многих граждан. С одной стороны шоппинг направлен на удовлетворение и пополнение нашего потребительского рынка, с другой стороны дает импульс развитию туристского бизнеса. Поворот к альтернативной культуре предполагает экстраверсию, то есть обращенность во внешний мир, открытость общества к чужой культуре, интерес к традициям и обычаям других народов. Ярким примером развития туризма с учетом данных особенностей является деятельность туристской фирмы "Жибек Жолы", которая привлекает иностранных потребителей с помощью использования национальных особенностей, атрибутов, традиций при отдыхе туристов. Вместе с тем они культивируют бережное отношение к природе, сохранение исторических памятников и экологии в республике. Важной чертой современного потребителя турпродукта Запада является экологизация мировоззрения, что предполагает осознания необходимости сохранения окружающей среды.

4. Мотивации. Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в индустрии туризма. Не существует такой услуги, которая может быть реализована на рынке, если она не произведена в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристской услуги является залогом ее продажи. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристской услуги. Это дает возможность производить и предлагать на рынок такую туристскую услугу, которая в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

В период с 2000-2006 годы наблюдаются следующие тенденции изменения в мотивах путешествий:

  • переход от пассивного к активному времяпровождению во время турпоездок;
  • снижения показателей внутреннего туризма и увеличение показателей выездного туризма;
  • увеличение частотности поездок и сокращение длительности пребывания путешествия;
  • интенсификация отдыха - при минимальном времени пребывания в поездке потребитель хочет получить насыщенную программу с 
    экскурсиями, прогулками, встречами и беседами [10;10].

Информация о работе Особенности развития туристского бизнеса в Республике Казахстан